МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Птушко Наталья Николаевна, учитель физической культуры БОУ г.Омска «СОШ №93»

 

Особенности профессии учитель физкультуры

 

Если  учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам,

он совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

 

Общее среднее образование – обеспечивает разностороннее развитие личности – склонностей и способностей детей.

Делится оно на три этапа. Первый этап – это начальная школа- 3-4 года обучения. Она  призвана обеспечить первоначальное  развитие личности ребенка, должна  сформировать желание учиться, потребность к двигательной активности, научить элементам по проведению физических занятий в режиме дня,  а также поднять уровень физического развития и физической подготовленности  учащихся. Для того  чтобы это произошло,  требуются  квалифицированные педагоги.

Учитель физкультуры для воспитания и обучения,   учащихся должен выбрать ту программу,  которая приемлема конкретным исторически – социальным  условиям. Новых программ много. Но,  все они  повторяют  с небольшим изменением друг  друга. Каждый учитель вправе вносить дополнения и изменения в программу, учитывая направления школы, возраст учащихся, и их психофизические особенности. Если, даже педагог ведет одну  параллель,  изменения  могут быть соответственно характеристики класса.  Как у нас сейчас  происходит  в современной школе,  чтобы попасть в тот или иной класс дети,  проходят тестирование (искусственный отбор), не прошедшие тестирование в элитный класс, попадают, в обычный класс.  А учителя, которые даже год проработавшие в школе,  наверное, заметили, что те классы,  где отобраны дети, на голову отличаются  от тех, классов,  где обычные как говорится «смертные». Вот почему нам, учителям приходится особо проявить свое педагогическое мастерство. Воспитать, научить мы должны всех. И, так, подобрав программу, учитель должен на ее основе составить годовой план график, затем тематический: по четвертям, по видам спорта которые профилируются в данной школе. Основной  рабочий документ  учителя – это его конспект на урок. Урок основная форма воспитания и обучения учащихся.  От того, как учитель будет подготовлен к нему, зависит результат его деятельности. Многие говорят, что учителю,  проработавшему не один год в школе это не обязательно делать, т.е. составлять – писать конспект, но во всех нормативных документах касающихся обязанностей учителя физкультуры об этом не сказано. Но почему-то  это чаще всего и бывает с учителем физкультуры. А представьте себе  учителя математики пришедшего не готовым к уроку,  дав задание детям не по возрасту, несоответствующего характера, вопрос: « к чему это приведет?»

Конспект урока должен строиться  следующим  образом, каждый последующий составляется  с учетом задач предыдущего. Лесгафт – основатель первого института физкультуры в Ленинграде, уже много лет назад писал о четырех частных уроках физкультуры. Он  считал,  что урок  должен состоять: из вводной части урока,  которая  длится до 1-1.5 минуты (это организационная часть - построение – сообщение задач). Проводя эту часть урока у учителя с учениками должно быть, только авторитарное отношение. Учитель должен проявить требовательность, организаторские способности. Звучат команды, приказы, требования. Четкое объяснение целей и задач урока.

Подготовительная часть направлена на то,  чтобы  подготовить учащихся к выполнению основных упражнений, которые будут разучиваться или совершенствоваться далее на уроке. Упражнения   должны подбираться  разнообразные, от простого упражнения,  к сложному упражнению. Но самое основное требование – это последовательность:

рук и плечевого пояса

туловища – мышцы спины, брюшного  пресса, косых мышц

мышц шеи (можно выполнять только тогда, когда все мышцы разогреты, очень спокойно, не допускать, чтобы дети выполняли резкие движения вместо -  плавных движений).

упражнения для мышц ног – это стопа, колени, затем можно приступить к приседаниям, выпадам и только потом, когда мышцы стали более эластичными можно выполнять перекаты и т. д.

Основная часть – выполнение основных задач. Например: обучение челночному бегу, прыжкам в длину или элементам спортивных игр, гимнастики. В основной  же части идет совершенствование изученных упражнений игр. (Нагрузка возрастает к концу основной части). Учитель должен применять дифференцированный подход к учащимся, строить с ними  демократические  отношения.

Заключительная часть урока.  Основная задача  заключительной части -  привести учащихся в исходный уровень (упр. на внимание, на координацию, в ходьбе, бег слабой интенсивности, прыжки с небольшой интенсивностью - только на  технику, упр. с гимнастическими снарядами, но только на внимание.) Подведение итогов.

Конспект урока нужно составлять с  основной части. Мы  должны помнить,  что строевые упражнения, упражнения на внимание:

Несут дисциплинирующий характер

вырабатывают осанку

чувства ритма и темпа

навыки коллективных действий

эмоциональный характер (нельзя увлекаться).

 

Общеразвивающие  упражнения  в движении – ходьба, бег, прыжки, развивают жизненно необходимые навыки человека, вовлекают почти весь мышечный аппарат занимающихся. Например: ходьба, бег 85% - мышечного аппарата, лыжи – 80% а, также вовлекают – деятельность сердечнососудистой системы и дыхательную. Все упражнения, которые дает учитель детям на уроке – имеют большое образовательное значение, большую психофизиологическую нагрузку. Развивают выносливость, силу, координацию, ловкость, гибкость. Упражнения в движении рекомендуется проводить при начальном занятии от 20-30 секунд и далее от 2х-до 3х минут. Общеразвивающие упражнения не только развивают физические качества у учащихся,  но и формируют у них   нормы и правила поведения. Средствами  физических упражнений  начинает формироваться общественная направленность личности.

Физическое развитие – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственным фактором и условиям жизни.

К младшему школьному возрасту относятся дети от 6 – 10 лет. В этот период организм ребенка интенсивно растет и развивается. Длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки плавно увеличивается. В среднем за год длина тела увеличивается на 4-5 сантиметров, вес - на 2-3 килограмма, окружность грудной клетки – на 2-3 сантиметра. Минимальный прирост длины тела наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 лет у мальчиков. Мальчики и девочки растут почти одинаково. Однако рост у мальчиков увеличивается преимущественно за счет длины ног, у девочек в большей мере за счет длины туловища.

Кости таза к семи годам начинают срастаться, и, при резких сотрясениях, возможно, их смещение, поэтому в данном возрасте нежелательно выполнение прыжков с приземлением на твердую поверхность. Окостенение фаланг пальцев заканчивается к 9-11 годам.

Мышцы детей эластичны, богаты водой, но беднее, чем у взрослых, белковыми веществами, жирами и неорганическими солями. Они не способны к значительным напряжениям и податливы к растягиванию. Рост мышечных волокон в этот период происходит  неравномерно. Быстрее развиваются крупные мышцы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы развиваются позднее. В связи с этим младшим школьникам труднее даются точные мелкие движения.

С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений (ЧСС): 7-8 лет она  составляет в среднем 80 – 92 ударов в минуту, в 9 – 10  лет – 76-96 ударов в минуту. При физических нагрузках ЧСС у детей 6-10 лет возрастает в большей степени, чем у взрослых. Возрастные резервные возможности сердца и кровеносных сосудов в этом возрасте проявляются в том, что ЧСС после нагрузки (50-70% от максимальной) восстанавливается за 1-3 минуты.

В период с 6 до 10 лет изменяется деятельность дыхательной системы: существенно возрастает емкость легких (с 1100 до 2200 мл),  снижается частота дыхания (до 18 – 20) дыханий в минуту.

Дыхательный аппарат детей  6-10 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам.

Статические нагрузки, даже небольшие,- поддержание позы сидения  - переносится хуже - аэробное  ( кислорода достаточно)  энергообеспечение двигательной активности мышц у  нетренированных детей 6-10-летнего возраста обеспечивает работу небольшой продолжительности.(3-5 секунд). Большие мышечные усилия для детей этого возраста в практике физического воспитания применяются реже и должны строго дозироваться.

При формировании двигательной функции детей необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражнений, их влияние на вегетативные органы и энергетические затраты при их выполнении. Работоспособности у детей  этого возраста значительно меньше, чем  у взрослых. Они быстро утомляются при однообразной работе, но и быстро восстанавливаются.

Интенсивно развиваются и совершенствуются  двигательный анализатор в коре головного мозга. Младшие школьники успешно осваивают простые по координации движения, состоящие из одного - двух  элементов, которые не требуют при выполнении большой точности и больших мышечных движений.

При обучении и воспитании младших школьников наряду с морфофункциональными важно учитывать и психические особенности

Значительное развитие в 6-10 лет получают такие основные свойства нервных  процессов, как сила, подвижность и  уравновешенность. Однако они  характеризуются еще малой устойчивостью, что обуславливает быструю утомляемость нервной системы ребенка. Вместе с тем  большая возбудимость, реактивность и пластичность нервной системы способствуют быстрому   усвоению двигательных навыков и закреплению  условных рефлексов.

Начало обучения в школе значительно  влияет на характер протекания психических процессов, изменяется восприятие и память, внимание, воображение и мышление.

Внимание не устойчиво, на данном этапе более развита память наглядно-образная, чем логическая, но имеются предпосылки для формирования логической памяти.

Хотя младший школьный возраст не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (как подростковый), тем не менее, в этот период достаточно заметно происходит формирование личности, закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Занимаясь физическими упражнениями с младшими школьниками, очень важно учитывать особенности  эмоциональных состояний. Они,  как правило, с готовностью и интересом выполняют задания учителя, бывают обычно внимательны, исполнительны, дисциплинированны, особенно когда занятия физическими  упражнениями удовлетворяют их потребности в движении и игре. Однако в силу повышенной эмоциональности дети 6-10 лет  часто -  перевозбуждаются.  Для формирования общего положительного эмоционального фона  во время  выполнения упражнений важно организовать их таким образом, чтобы они приносили ребятам радость, но при этом не перевозбуждали их.  Здесь большое значение имеет поведение взрослых: в одних случаях больше адекватен ровный негромкий голос, в других – спокойное доброжелательное отношение к ребенку.

Младшие школьники зачастую бывают -  обидчивы и вспыльчивы. Из  этого следует, что учителю нужно избегать резких отрицательных оценок, обидчивых сравнений при неудачном выполнении упражнения. Отрицательные оценки вызывают у них состояние тревожности,  неуверенности, стремление прекратить  заниматься физической культурой.

Для развития волевых качеств младших школьников (дисциплинированности, уверенности, настойчивости, выдержки, решительности и др.) Следует  в каждом конкретном случае подбирать для них упражнения достаточно трудные, требующие применения  сознательных волевых усилий, но вместе с тем доступные.

Требование  выполнять непосильные упражнения, наоборот, отрицательно влияет

на развитие волевых качеств, может способствовать развитию неуверенности, нерешительности, трусости.

В младшем школьном возрасте происходят изменения и в основных видах двигательных действий. В беге и прыжках  за счет фазы полета и повышения гибкости суставов увеличивается длина шага, скорость бега становится в 4 раза больше скорости ходьбы, увеличивается длина и высота прыжка. Наибольший  прирост точности прыжка отмечается в этом возрасте. В бросках и метаниях с 7-8 лет заметно улучшается меткость попадания в цель,   и уменьшаются отклонения от заданного направления.

Следует отметить, что у мальчиков и девочек с возрастом существенно улучшаются показатели, характеризующие умение оценивать движения в пространстве и во времени. Самой трудной для детей  младшего возраста является дифференцировка (правильное распределение) степени мышечных усилий. Существуют различия между мальчиками и девочками 1-3 классов в характере обучения умениям управлять движениями в пространстве и по степени мышечных усилий, и это необходимо учитывать в процессе обучения на уроках физической культуры.

В развитии двигательных качеств школьников,  есть периоды, когда педагогические воздействия дают наибольшие результатов.  Установлено, что от 7 до 12 лет идет интенсивное нарастание двигательных способностей. Задача педагогов в этот период – успеть сформировать двигательные умения, навыки и качества. Практика показывает, что наиболее успешно развитие двигательных  способностей происходит в том случае, когда ребенок достаточно много двигается, совершенствуя разнообразные движения.

В младшем школьном возрасте двигательные качества развиваются неодинаково у мальчиков и девочек. Учеными выявлено существование так называемых сенситивных периодов, в которые можно добиться наибольших приростов или положительных сдвигов.        Так,  для мальчиков 1-2 классов наиболее эффективны уроки физической культуры, содержанием которых являются упражнения, развивающие быстроту. Во 2-4 классах хорошо развиваются такие физические качества, как общая выносливость, гибкость и равновесие.

У девочек упражнения на быстроту должны присутствовать на всех уроках физической культуры. Выносливость у них хорошо развивается со 2 класса. Девочкам  младшего школьного возраста показаны упражнения,  развивающие статическую, динамическую и общую выносливость и равновесие.  Уже с 4  класса девочкам можно предлагать силовые упражнения для крупных мышечных групп. Учителя физической культуры, изучив сенситивные периоды, ориентируясь на них,  могут подобрать содержание занятий, которые будут способствовать более успешному развитию двигательных качеств.

По данным  А.А.Гужаловского, сила развивается достаточно интенсивно  до 9 лет, а затем ее  развитие тормозится. С 11 лет сила начинает увеличиваться неуклонно, особенно интенсивно с 13 до 14-16 лет (период полового созревания, девочки-11 лет, мальчики-13 лет). Эти данные учителю следует использовать в практике своей работы, правильно планируя учебный материал.(Учитывая акселератов и ретардантов). Силовые упражнения  на различные группы мышц, присутствующие  в достаточном количестве в 1 и 2 классах, должны быть несколько увеличены в 3- 4 классах.

Быстрота увеличивается от 8 до 10 лет и продолжает нарастать до 12 лет, а затем ее развитие тормозится и даже несколько снижается. Учитывая этот фактор, учителю в этот период следует больше вводить упражнений на развитие быстроты, включая их в разнообразные подвижные игры.

Рассмотрение двигательной функции организма учащихся младшего школьного возраста не может быть оторвано от других функций жизнедеятельности ребенка. Поэтому развитие основных двигательных качеств, следует соотносить с двигательным режимом учащихся.

Двигательная функция определяется морфологическими показателями, показателями работы мышц, управления движениями. Сюда же относится формирование основных двигательных навыков: бега, прыжков, метания, лазанья и ходьбы. Эти компоненты двигательной деятельности является основными, определяющими двигательную функцию ребенка.

Отклонения от определенных стандартов двигательной функции в ту или другую сторону свидетельствуют или об отставании, или о высокой  степени физического развития ребенка.

Младший школьный возраст также благоприятен для развития координационных способностей (к с). Естественный прирост показателей кс с 7 до 10 лет составляет в среднем у девочек , 63,3, у мальчиков 56,2 процентов. В качестве одного из основных средств развития кс в данном возрасте используются подвижные игры, которые положительно влияют на все психофизиологические функции и качества школьников.

В младшем школьном возрасте, существуют предпосылки для развития общей выносливости. У девочек наибольший прирост общей выносливости происходит в период 8-11 лет.

Большая подвижность позвоночного столба, высокая растяжимость связочного аппарата в 6-10 лет благоприятствуют  развитию гибкости. Основными средствами развития гибкости  являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые движения) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера.

Уровень гибкости, который, уже достигнут,  необходимо постоянно поддерживать, потому что на уроках и дома в комплексы, поэтому на уроках и дома в комплексы младших школьников нужно включать упражнения на развитие гибкости в большом объеме.

В течение всей работы с учащимися любого возраста необходимо осуществлять педагогический контроль.  По каждому  разделу программы проводить тестирование; поурочное, текущее.

В нашей работе, необходимо доброжелательное отношение к учащимся. Детей нужно поощрять, отмечать положительные сдвиги. Оценку за выполненное упражнение учащийся ставит себе сам, а также учащиеся могут оценивать друг друга и это почти всегда бывает объективно. Дети не терпят насмешек и этого нужно избегать. Необходимо учить детей преодолевать трудности. Девиз для каждого ребенка: «Победи самого себя!».

 

 

Использование подвижных игр и соревновательных упражнений в учебном процессе по видам спорта

 

1. Легкая атлетика.

«Цепочка»

 

Задачи: развитие ловкости, координации движений, скоростной выносливости; воспитание чувства коллективизма.

Инвентарь не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация, приспособленное помещение размером 15х15м.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

 

В игре принимают участие 6-20 человек, которые делятся на две команды: «ловцов» и «убегающих». Все «ловцы» берутся за руки, образуя цепочку,  и преследуют остальных  игроков,  которые разбегаются по одиночке.  Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. «Запятнанные» игроки выбывают из игры

Преследуемые игроки могут прорываться через цепочку или проскальзывать под руками игроков, которые стараются взять убегающих в кольцо, не пятная их. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя.

Побеждает команда, сумевшая запятнать больше игроков за указанное время

По истечении указанного времени команды должны поменяться ролями

 

2. Лыжная подготовка.

Эстафета «Слалом»

 

Задачи: развитие ловкости, координации движений; закрепление навыков спуска с гор.

Инвентарь: лыжи,  лыжные палки, флажки.

Место: гористая местность.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

 

Участники команд строятся в колонны по одному за линией старта.

По сигналу преподавателя  первые игроки съезжают вниз к флажкам, преодолевая препятствия. Затем поднимают  флажок над головой и ставят его на место. Далее они поднимаются на горку и встают в конец своей колонны

Поднятый флажок – сигнал для  старта, следующего игрока.

Побеждает команда, первой закончившая эстафету

 

Напротив каждой колонны у подножия горки в 50-100 м от старта необходимо поставить флажок. Между стартом и флажком должны быть расположены зигзагообразно препятствия: ворота из палок, небольшой трамплин , 3 флажка. Расстояние до первого препятствия- 15 м, а между препятствиями 7-8 м

 

3. Гимнастика.

Эстафета с опорными прыжками

 

Задачи: формирование навыка прыжка с опорой руками; воспитание смелости, ловкости, силы в соревновательных условиях.

Инвентарь: маты, конь (козел).

Место: гимнастический, спортивный зал.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

 

Игроки становятся в колонне лицом к снаряду. С разбега  выполняют прыжок с опорой руками, обегают  вокруг снаряда и встают в конец   своей колонны

Игру начинать только по сигналу преподавателя.

Прыжок выполнять способом « согнув ноги».

Победительницей считается команда, первой выполнившая задание

 

Расстояние постановки снаряда от колонны определяется  конфигурацией зала. При выполнении прыжка у учащихся обязательно должна быть страховка.

При выявлении победителя следует учитывать технику выполнения прыжка

 

4. Спортивные игры. Баскетбол.

«Борьба за мяч 3х3»

 

Задачи: освоение передач мяча на месте и при встречном движении; совершенствование простейших тактических взаимодействий.

Инвентарь: мяч.

Место: баскетбольная площадка.

 

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

 

Команды делятся  на тройки: нападающих и защитников. Возле  каждого щита  ведется игра: трое игроков одной команды стараются бросить мяч в кольцо, а трое из другой пытаются помешать им, т.е. перехватить мяч и не дать бросить его  по кольцу

Игрок, по вине которого потерян мяч, становится за лицевую линию и производит вбрасывание мяча. В ходе игры защитники меняются ролями с нападающими.

Побеждает команда, забросившая  большее количество мячей за определенное время

Бросок по кольцу при перехвате мяча можно начинать, только выйдя за пределы штрафной площадки

 

5. Спортивные игры.Волейбол.

«Выполни пас над собой»

 

Задачи: совершенствование техники передачи мяча; воспитание ловкости, точности движений в игровых условиях.

Инвентарь: мячи.

Место: спортивный зал, площадка.

 

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

 

Игроки каждой команды занимают свою половину волейбольной площадки и располагаются в двух шеренгах. В каждой шеренге столько человек, сколько имеется в наличии мячей.

Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м выше роста игрока. Игроки получают штрафное очко за недостаточную высоту передачи и за потерю мяча.

Побеждает команда, сумевшая набрать меньшее количество штрафных очков

На  площадке должна быть начерчена прямая линия, зона передачи. В зависимости от числа играющих можно образовать несколько шеренг, расположенных на указанном расстоянии