МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Харламова Анжелика Анатольевна, учитель физической культуры ГБОУ Гимназия №85 Петроградского района г.Санкт-Петербурга

 

Методическая разработка урока по физической культуре для учащихся 11-х классов (девушки)

Тема: «Развитие физических качеств средствами ритмической гимнастики и фитнес-йога»

 

 

На сегодняшний день актуальны занятия йогой с использованием фитбольных мячей для развития координационных и двигательных способностей. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда идет формирование осанки, роста и развития внутренних органов и систем организма. Сочетание динамической и статической нагрузки ведет к повышению общей выносливости и работоспособности организма, что необходимо подростку в течение дня. Эффект от занятий йогалатеса на фитболе: снятие напряжения с позвоночника и равномерная передача нагрузки на конечности.


Основные задачи:

1.Научить правильному дыханию во время выполнения упражнений ритмической гимнастики.

2. Способствовать укреплению мышечного корсета и формирования осанки.

3. Способствовать воспитанию трудолюбия, чувство ритма и такта.

4. Содействовать усвоению учащимися знаний о физических качествах и воздействие их на организм.

Место проведение: спортзал школы (24х12).

Время проведения: раздел гимнастики.

Инвентарь и оборудование: коврики для аэробики (йоги), ремни (скакалки), музыкальное сопровождение.

 

Ход урока:

 

Части урока и их продолжительность

Частные задачи к конкретным видам упражнений

Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

1

2

3

4

5

Вводно-подготовительная часть – 12-15 минут

 

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку.

 

 

1.Построение класса в 1 шеренгу, обмен приветствиями.

 

20-25 сек.

 

Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд.

 

Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности .на уроке

 

2.Сообщение задач урока учащимся.

20-25 сек.

 

Обеспечить предельную конкретность задач урока, доступность понимания их формулировок.

 

Содействовать активизации внимания и организованности учащихся.

Организовать учащихся для выполнения общеразвивающих упражнений.

3. Ходьба в обход зала в колонне по одному с перестроением в колонну по четыре

Обще-развивающие упражнения

15-20 сек.

 

Выполнять под счет учителя. Обратить внимание на сохранение осанки.

Содействовать общей подготовке костно-мышечного аппарата к предстоящей нагрузке (упр.4-10)

4.И.П. – стойка ноги врозь на ширине плеч

1-на вдохе руки в верх посмотреть на ладони

2- на выдохе наклон вперед, вниз, ноги чуть согнуты в коленях

3-8 на вдохе медленно подниматься вверх

3 раза вперед, вправо, влево

Выполнять под счет и команде учителя. При наклоне ноги чуть согнуты в колен. суставах. Следить за дыханием.

5.И.П.- ноги врозь на ширине плеч

1-круговые движения плечами вперед

2-круговые движения плечами назад

3-4 раза

Контроль за ритмом дыхания

Содействовать эластичности мышц задней поверхности бедра.

6.И.п. – сед на пятках, отведение рук вперед.

1-отвести  плечи назад и в сторону, вытягивая руки вперед.

2-на вдохе вытягиваем таз вверх, растягивая позвоночник, за копчиком вверх

3-на выдохе опускаем колени вниз на коврик

 

3-4 раза

Следим за дыханием, стараться опустить пятки на пол

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности суставов

7. И.п. –сед, руки на полу в упоре под плечами, колени подтянуть вверх

1-колени на весу, переступание с носка на голеностоп с правой ноги

2-то же с левой ноги

8 раз с каждой ноги

Спина прямая, не висеть на руках, удерживаем туловище, живот подтянуть.

Содействовать увеличению подвижности в коленных и голеностопных суставах.

8. И.п. – то же как

в упражнении 6 и 7.

1-в упор присев;

2-упор лежа

8 раз

Акцентируем внимание на положении прямой спины, таз не провисает. Прыжком подтягивать ноги к груди.

Содействие эластичности мышечной ткани.

9. И.п.-выпад вперед на правой ноге, руки на полу под плечами

1-Вдох – руки вверх.

2-То же с другой ноги.

5-10 дых. циклов

Следить за дыханием, плечи не сдавливают шею, спина прямая, колено над пяткой. руки на полу под плечами, правая нога согнута в коленном суставе между руками, пяткой тянуться назад, таз не провисает.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в тазобедренных суставах.

10. И.п. –стойка ноги врозь шире плеч, стопы развернуты наружу. Положение плие. Переносим вес тела справа налево и наоборот, на 4 счета.

8 раз

Следим за положением таза, колени раскрываем в сторону. Стопы плотно прижаты к полу.

Содействовать формированию правильной осанки

11. И.п. –стойка ноги врозь на ширине таза, стопы параллельно, руки на вдохе вверх, согнуть руки в локтевом суставе:

1- захватить локти кистями, на выдохе наклон вниз

2- поменять захват локтей, на вдохе поднимаемся вверх, растягивая позвоночник.

5-10 дых. циклов

Акцентировать внимание на дыхании, на вытяжении спины.

Основная часть 24-26 минут

Учить интенсивно увеличению эластичности мышц ног и рук.

12. Адхо мукха сванасана

И.п. – опуститесь на колени.

Положить руки на пол на ширине плеч, широко разомкните пальцы.

Опираясь на руки, отступите правой ногой назад примерно на 30-40 см., повторите такой шаг левой ногой. Ноги на ширине бедер.

На вдохе энергично толкайте вверх бедра и ягодицы. Упирайтесь в пол всей поверхностью стоп, весом давим на пятки.

Придвиньте подбородок к груди, опускайте макушку на пол.

Расслабьте шею, подтяните плечи вверх к ушам, грудь к плечам, крепче упирайтесь руками и пятками в пол.

5-10

дых.

циклов

Акцентировать внимание на дыхании (полное, глубокое)

Смотреть в пол перед глазами.

Интенсивнее расправляйте плечи, отводя их назад раскрывая грудную клетку.

Сосредоточиться на фиксации ног в коленях, растягивать подколенные сухожилия.

Содействовать активному растягиванию и тонизированию мышц спины, позвоночника.

13. Вирабхадрасана I

И.п. – встать прямо, правая нога впереди примерно на 1,2  метра.

Повернуть правую стопу в сторону на 90 градусов, левую внутрь на 45.

На вдохе потянуться от талии через макушку вверх, поднимая руки над головой

5 полных

дых. циклов в каждую сторону

Зафиксировать взгляд на поднятых руках. Стараться замедлить дыхание.

.

Развернуть бедра и корпус вправо, как стоит правая нога.

На выдохе согнуть ее в колене, напрягая мышцы обеих ног.

Левое бедро чуть вперед, чтобы выровнять с правым. Сложить ладони вместе, смотреть на них. Полный глубокий вдох, плечи расслабить.

Выйти из позы и повторить в другую сторону.

Учить сохранять равновесие, концентрировать внимание и координировать движения.

14. Вирабхадрасана III

И.п. – начинаем с предыдущей позы (упр.2), затем на выдохе вытянуть корпус над правой (выставленной вперед) ногой, наклоняя его вперед, одновременно поднимая вверх левую ногу и стараясь энергичнее тянуть ее от себя.

Корпус и нога должны образовать одну линию. Держать спину прямо, бедра параллельны друг другу. опорная нога крепко вдавлена в пол. Ее мышцы активизированы, чтобы держать равновесие. Тянуть руки от себя вперед до кончиков пальцев. Выйти из позы и повторить в другую сторону.

5-10 дых. циклов

Смотреть на вытянутые пальцы рук, замедлить и успокоить дыхание. Сохранять равновесие, концентрировать внимание на положении тела.

Содействовать сохранению равновесия, разворачивать бедро и отводить его назад.

15. Ардха гандрасана

И.п. – ноги шире плеч (1,25 – 1,3 м.)

1. На выдохе согните правую ногу в колене, опустите правую ладонь на пол перед стопой. Выпрямить правую ногу, левую оторвать от пола и тянуть в сторону (выше таза).

2. Выйти из позы и повторить в левую сторону.

5 полных дых. циклов

Требовать интенсивней работать мышцами ягодиц

Содействовать растягиванию мышц спины и умение тонизировать

16. Маричиасана

И.п. – сесть на пол, вытянуть ноги вперед.

1. Согнуть правую ногу в колене, поставить стопу на пол, подтянуть ее как можно ближе к ягодицам, чтобы бедренная часть прижималась к животу. На вдохе разверните корпус и положите правую ладонь на пол за правым бедром.

Согните левую руку, пальцы направлены в потолок, упритесь локтем в левое колено. На вдохе потянитесь от талии вверх, на выдохе интенсивнее скручивайте корпус, чтобы смотреть поверх правого плеча.

2. Выйти из позы и повторить позу в другую сторону.

5 полных дых. циклов

Концентрировать внимание взгляда перед собой.

Следить, чтобы колено согнутой ноги стояло прямо.

Учить правильному прогибу

17. Мост на лопатках

И.п. – лечь на пол на спину.

Согните ноги в коленях. Подтяните стопы, держите их на ширине бедер, ближе к ягодицам. Вытяните руки вдоль тела, ладонями вниз. На выдохе медленно поднимать корпус вверх. Прогибайтесь начиная с ягодиц, затем нижняя часть спины, средняя часть, грудь. Не отрывайте плечи от пола.

5 дых. циклов

Подтягивать нижнюю часть спины, среднюю, грудь. Входить и выходить из позы на выдохе. Мышцы ягодиц напряжены. бедра как можно выше.

Учить правильному прогибу назад от поясничного отдела , в сочетании с дыханием.

18. Поза «Змеи»

И.п. – лечь на живот, вытянуть ноги назад, вывернуть стопы, чтобы внешняя стопа прижималась к полу.

1. Опираясь на уровне плеч на согнутые в локтях руки, опустите лоб вниз.

2. На вдохе оттолкнитесь руками от пола, поднимая кверху голову, плечи, корпус.

Прогибаемся с нижней части спины, выполняя наклон назад и помогая дыханием.

5 полных дых. циклов

Напрягайте ягодицы, растягиваться от внешней части спины вверх.

Заключительная часть 3–4 минуты

 

 

 

 

 

Содействовать оптимизации ритма дыхания и частоты сердечных сокращений

19. Поза для отдыха с наклонами вперед

И.п. – опуститься на колени, разведенные в стороны. Стопы прижаты к полу внешней стороной, большие пальцы вместе.

1. Опустите руки на пол, сложив ладони «чашечкой». На вдохе хорошо потянитесь от бедер.

2. На выдохе медленно наклоните корпус вперед и опустите его на пол, одновременно перемещая руки с разомкнутыми пальцами по одной вперед.

До 1 минуты

Наблюдайте как спина растягивается в двух противоположных направлениях: плечи и руки тянутся вперед, мышцы ягодиц направлены так, чтобы не оторваться от пола.

Сосредоточить внимание учащихся на себе, своей позе

20. Медитация в позе сукхасана

И.п. – сесть ноги скрестно (по-турецки).

Спина прямая.

1. Большой и указательный пальцы сложить вместе.

2. Расслабиться, наблюдая за позой.

2 минуты

Наблюдаем за позой, сохраняя спину прямой, вытягиваясь вверх.

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.

21. Подведение итогов урока

Оценка степени решения задач, выявление мнений учащихся о результативности их деятельности, обобщение высказываний учащихся, выделение лучших и выставление оценок за урок.

До 2 минут

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на уроке.