МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Смирнова Елена Марковна, к.п.н., преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Технологический колледж №21» г.Москва

 

Методика работы по военно-патриотическому воспитанию

 

 

Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты и даты истории, преподаваемые в общеобразовательном учреж­дении, с его внутренними потребностями, потребностями в лич­ном подвиге, в самосознании своей личности и роли в развитии государства.

Социально-экономические преобразования в России в по­следние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, из­менение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Многие оказались не готовы к персональной ответ­ственности за свою жизнь, судьбу своих близких и своей стра­ны. Переход к демократическому обществу показал острую необходимость в присутствии сильной гражданской позиции, высоких личных нравственных качеств и культурных норм, определяющих общественные. В процессе военно-патриотиче­ского воспитания происходит углубление понятия патриотиз­ма, формирования убежденности в необходимости и практиче­ской значимости военных знаний, а также навыков и умений, необходимых для безупречной службы в армии и на флоте.

Восприятие мира одним человеком не всегда совпадает с восприятием мира другим, поскольку система восприятия, мышления, поведения, эмоций у каждого человека различна в силу разных условий прохождения социализации. Джорж Гер­берт Мид  уточнил, что для нашей «Я-концепции» важно не столько то, что другие думают о нас, сколько наше представле­ние о том, что они думают.

Существенные трудности в развитии и самореализации личностных качеств детей и подростков обусловлены окружа­ющей средой, в которой они находятся. В сфере дополнительного (внешкольного) образования методика воспитательной рабо­ты, формы и аспекты; военно-патриотического воспитания в разных условиях и учреждениях обладают некоторыми осо­бенностями. Особенности эти обусловлены нерегламентированностью деятельности, добровольностью выбора детьми видов и организационных форм, интересом и относительной независи­мостью от взрослых, широкими возможностями для развития активности, самодеятельности и самоуправления, неформаль­ным характером общения и разновозрастным составом групп, объединений, коллективов и других общностей детей и подрост­ков. Все это позволяет более эффективно углублять понятие патриотизма, формировать убежденность в необходимости и практической значимости военных знаний, а также навыков и умений, необходимых для безупречной службы в армии и на флоте, совершенствовании физической и психологической под­готовки.

В педагогическом процессе ведущая роль отводится прин­ципу воспитания личности в коллективе и через коллектив и, соответственно, коллективным формам воспитательной рабо­ты, однако детям необходимо предоставлять время для их ин­дивидуальной, внутренней работы, осмысления отношений с окружающей средой, для творческих исканий и размышлений. Таким образом, во-первых, постоянно присутствует необходи­мость гибко сочетать методы и формы воспитания, самовозни­кающие в среде ребят, с методами организованного воспитания. Во-вторых, организованный воспитательный процесс строится па основе использование и дальнейшего развития активности детей и подростков, педагогически целесообразного примене­ния форм работы, соответствующих интересам ребят и зада­чам военно-патриотического воспитания. В-третьих, методики и формы работы должны совмещать постоянное педагогиче­ское руководство с самоуправлением ребят. Поэтому характер­ной чертой методики воспитания являются приемы косвенно­го воздействия на учащихся, педагогического стимулирования, побуждения к видам деятельности, формирующим поведение, обеспечивающее им в последующем безупречную службу в вооруженных силах.

Психологический аспект военно-патриотического воспитания учащихся состоит в создании предпосылок для формирования устойчивой психики, развития воли, мышления, представления, воображения, внимания, двигательных навыков, формирования других психических качеств.

Нельзя упускать из виду силу и полноту воздействия на ребенка средств массовых коммуникаций (СМК): технических средств, печати, радио, ТВ, компьютерных сетей — всегда имею­щих социальную направленность. СМК имеет социально-психологические функции, которые связаны с отношением чело века к обществу, к группе, к социальной среде и к самому себе. Подсчитано, что за первые пятнадцать лет подросток проводит у телевизора 16 000 часов, причем в каждый из них он видит по меньшей мере три сцены насилия и 1200 быстро меняющихся картинок. По свидетельству нейропсихологов, это оказывает чрезмерное воздействие на правое полушарие, связанное лишь с односторонним наглядным восприятием внешнего мира, куда и перемещается активность ребенка. В то же время выключа­ется левое полушарие, где расположены центры мышления и речи.

Это ведет, прежде всего, к деградации умственного разви­тия и расстройству нервной системы, а также к нарушению физиолого-психофизического состояния организма подрастающего поколения.

Не менее важно то, что средства массовой информации, в частности — телевизор, не только охватили всю жизнь человека, весь быт и образ его жизни, но стали менять и сам облик человека, особенно молодежи. С одной стороны, в структуре досуга молодежи существенно преобладают различного рода формы развлечения, широко рекламируемые средствами массовой информации, превращающими молодежь в жертву процветаю­щей индустрии развлечения, отрицательно сказываются на психическом, эмоциональном и физическом развитии детей. На­пример, чрезмерное увлечение Интернетом привело к появлению специфического заболевания, изменяющего реальное восприятие мира на виртуальное. С другой стороны — появился целый ряд телепередач («Военное дело» на НТВ, «Гвардия», телестудия ГУВД), содержание которых нацелено на патриоти­ческое воспитание. В этих передачах представлены различные группы и отряды «Юных спасателей», «Юных десантников» и др., их соревнования, деятельность.

 

Социализация личности

Образование не гарантирует подростку полноценного фор­мирования тех личностных качеств, которые позволят ему до­биться успеха в современном обществе. Приобретение этих качеств невозможно, когда ребенок не получает должного развития своего познавательного, коммуникативного, творческого или спортивного потенциала. В результате процесс социальной адаптации подростка не завершается в течение длительного периода. Часто такая «невостребованная» молодежь попадает под влияние криминальной либо неформальной Среды, причем последняя, в силу своей неподконтрольности, имеет тенденцию срастаться с криминальной. Таким образом, социальное взаи­модействие в неадекватной для подростка среде ведет к нару­шению нравственно-ценностной ориентации и возможной дег­радации личности.

Особенности возрастной психологии детей и подростков указывают на то, что средством их социальной адаптации яв­ляется подражательное действие, то есть ролевая игра. Многочисленные атрибуты взрослой жизни быстро осваиваются и присваиваются в школьном возрасте, никак не заменяя собой прохождения всех этапов социального взросления. Тех же со­циальных ситуаций, которые связаны с психологической на­грузкой, ранящих восприятие, дети и подростки, как правило, стремятся избегать, что выражается в различных формах ухода от действительности, часто сопровождающихся демонстрацией отчужденного, антиобщественного поведения. Одним из вари­антов решения этой проблемы является последовательная рас­становка перед ребенком жизненных ситуаций, имитируемых средствами ролевой игры на разном уровне правдоподобия и реалистичности.

Здесь приходится говорить о конформном поведении. Его роль в социализации личности двоякая: с одной стороны, оно служит инструментом коррекции ошибочного мнения или по­ведения, с другой — мешает утверждению независимости лич­ности. Ярко выражены две причины конформизма: норматив­ное влияние, являющееся результатом стремления человека быть принятым группой (обществом), и информационное влия­ние, представляющее собой следствие суждений окружающих о существующей реальности. Дэвид Майерс говорит о двух раз­новидностях конформизма: «Иногда мы ведем себя так, как принято, не соглашаясь в душе с тем, что делаем. Такой неиск­ренний, внешний конформизм называется уступчивостью. Мы уступаем для того, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если мы подчиняемся явно выраженному приказу, это называется повиновением. А иногда мы искренне верим в то, что вынуждает нас делать группа. Такой внутренний кон­формизм называется одобрением. Одобрение подчас возникает вслед за уступкой».

Исследования, проведенные Ричардом Петти в 1995 г., показали, насколько устойчивы в преодолении трудностей люди, обладающие высокой самооценкой. От самооценки лич­ности в значительной мере зависит то, насколько результа­тивно она способна управлять своим поведением, корректи­ровать его. Низкая самооценка служит источником посто­янных стрессов и парализует активность личности, мешает раскрытию ее творческого потенциала. При заниженной са­мооценке личности ее усилия направлены главным образом не на разрешение внешних проблем, а на преодоление соб­ственных негативных эмоциональных состояний (стыд, страх и т. п.) или на приспособление к ним, а не на активную кре­ативную деятельность. Напротив, адекватная (или даже не­сколько завышенная) самооценка способствует укреплению чувства самоуважения, веры в свои возможности и силы, а значит, создает благоприятный фон для более полной самореализации личности. В настоящее время проблема социализа­ции является предметом исследования специалистов в раз­личных областях науки (Л. Н. Буева, Б. 3. Вульфов, И. О. Кон,  Т. Лихачев, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Б. Д. Парыгин, Д. И. Фельдштейн и др.).

Молодой человек в процессе социализации не только обога­щается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в опреде­ленную социальную среду, с другой стороны — в процессе соци­ализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду.

Можно говорить о двух наиболее распространенных фор­мах социализации, зависящих от характера взаимодействия индивида с социальной средой — адаптации и интеграции. В то же время социализация и индивидуализация — это две стороны единого процесса развития социального в ребенке, хотя со­держательно и функционально по-разному обусловленные. Индивидуализация и социализация предполагают взаимосвязь друг с другом. Но индивид имеет высокий уровень самоопреде­ления и принятия его среди других в том случае, если он социально значим и индивидуально выражен.

Социализируясь, индивид приобретает и преобразует соци­альный опыт. Организация социального опыта человека осуще­ствляется как через организацию жизнедеятельности форма­лизованных групп (в школе), так и через стимулирование само­деятельности (в клубе). С одной стороны, этот процесс предполагает усвоение системы норм, образцов, знаний, пред­ставлений. С другой — обретение собственного социального опыта и активного самопостроения личности как системы сфор­мированных социальных черт и свойств.

В условиях социально-экономической нестабильности рас­тет уровень социальной тревожности, агрессивности, конфликт­ности, как среди взрослых, так и среди детей. По данным Меж­дународного молодежного фонда Российской Федерации, соци­ализация детей, подростков, молодежи в семье переживает острый кризис. Целые группы несовершеннолетних становят­ся, по определению А. В. Мудрика, «жертвами неблагоприят­ных условий социализации». Однако, как показывает анализ педагогического опыта и результаты теоретических исследований, положительное влияние на процесс социализации индивида возможно при реализации принципа гуманистиче­ской направленности воспитания, который является ведущим в деятельности учреждений дополнительного образования, самой воспитательной среды. В частности — клубов по месту жи­тельства, работающих в жилых массивах.

Основная характеристика воспитательной среды — ее ак­тивность, под которой понимается способность поддерживать некоторый, достаточный для всех участников взаимодействия, уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Открытость среды взаимодействия обеспечивается особым пси­хологическим климатом, атмосферой доверия, принятия чело­века таким, какой он есть, то есть созданием такой атмосферы, в которой снимаются защиты и человек открыт для влияния других людей и обогащает собой пространство взаимодействия.

Вершиной такого уровня взаимодействия является возни­кающее у его участников чувство успешности, человек испы­тывает чувства очищенности, размягченности, естественности, свободы — то, что в культуре получило название «катарсис». В этих условиях личностные качества людей проявляются в предпочтении определенных моделей поведения. Главное со­держание педагогической деятельности в этой воспитатель­ной системе — постоянный поиск резонанса. Такая педагоги­ческая позиция в педагогике получила название фасилитация — стимуляция и освобождение одновременно. При таком не ди­рективном управлении социализация личности протекает как самоопределение в культуре под руководством чуткого настав­ника.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их по­ведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравствен­ным поступкам приводит в школьном возрасте к формирова­нию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного граждани­на— это не только знаемая им объективная реконструкция событий и фактов, это — эмоционально окрашенный, внутренне принятый образ, который становится регулятором его собствен­ного поведения и критерием оценки поведения других людей.

 

Методы работы

Методы военно-патриотического воспитания избираются в соответствии с задачами конкретного объединения и целью — утвердить в сознании и поведении ребят гуманистическое ми­ровоззрение, стремление защищать Отечество. В общем случае для решения этих задач используются как общедидактические методы, так и специфические, присущие каждому конкретному учреждению.

Это в первую очередь методы убеждения, беседы, разъясне­ния, конференции, семинары, диспуты — на основе полной сво­боды мнения их участников, ознакомления с общественным опытом. Кроме того, в арсенале педагога должны быть такие методы, как практический показ, поручение, проверка исполнения, соревнование, поощрение, наказание (порицание), а также требование, пример, сопоставление, раскрытие перспективы. Наиболее эффективны эти методы в работе с ребятами старше­го подросткового и юношеского возрастов.

Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой зна­ний (школа), умений и навыков (учреждения дополнительного образования и жилого массива), а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества (взаимодействие всех воспитательных процессов).

Но общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования нельзя противопоставить друг другу. Только при взаимодействии школьных и внешкольных про­грамм можно ожидать положительных результатов. Програм­мы патриотического воспитания общеобразовательного учреж­дения и учреждения дополнительного образования пересека­ются в разных точках:

1) Изучение истории России: в ходе работы с историческими  материалами раскрываются традиции российского народа, героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества. Изучение мировой истории и развития геополитики.

Ознакомление с историей и значением официальных госу­дарственных символов Российской Федерации и их популя ризация (на основе введения в действие Федеральных консти­туционных законов «О Государственном флаге РФ» от 25 де­кабря 2000 г. № 1 ФКЗ, «О Государственном гербе РФ» от 25 де­кабря 2000 г. № 2 ФКЗ, «О Государственном гимне РФ» от 25 де­кабря 2000 г. № 3 ФКЗ и приказа Минобразования России «Об объявлении Федеральных конституционных законов РФ об офи­циальных государственных символах России» от 1 февраля 2002 г. № 271). Изучение истории государственных симво­лов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, сво­боду и независимость России.

2) Уроки литературы, истории, музыки, живописи, геогра­фии, биологии и др. предметов общеобразовательного учрежде­ния, способствующие общекультурному развитию ребенка.

В любой форме работы важно формировать у учащихся всех возрастов чувство долга перед товарищами по команде, клубу, ответственности за порученный участок деятельности в коман­де, на игровой площадке, в кружке, студии, стремление к взаи­мопомощи. Обязательным и постоянным элементом воспита­тельного процесса является самообслуживание и самодеятель­ность детей при организации и проведении любого мероприятия.

 

Требования к педагогу

Выдающийся отечественный историк и педагог В. О. Клю­чевский значительное место в своей теоретической и практи­ческой деятельности отводил проблемам воспитания граждан. Он писал: «Воспитатели и учителя должны знать, кого им нужно воспитывать и выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущнос­ти...».

Чувство патриотизма нельзя привить принудительным порядком. Как сказал Аврелий Августин Блаженный (354-430 гг.) — христианский теолог и церковный деятель: «Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если чело­век делает что-то хорошее». Не случайно на Руси к воспитанию молодого поколения относились очень ответственно. Издавна на Руси существовали элементы всесторонней атлетической подготовки юношей, будущих защитников своего дома, села, го­рода и своей родины от беспокойных соседей. Упражнения с оружием, бег, прыжки, народные ритуализированные танцы и обрядовые «потехи» укрепляли здоровье не только юношей, но и девушек, служили прекрасным средством физического развития личности.

Основу педагогического процесса составляет педагогическое мастерство. Прежде всего — это профессиональное умение со­здавать оптимальные условия для всех видов учебной и воспи­тательной деятельности, для развития и совершенствования личности каждого ребенка, формирования мировоззрения, раз­вития способностей, потребностей. Проявляется и выражается мастерство в деятельности: в решении педагогических задач, в организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество имеет три относительно са­мостоятельных, но взаимосвязанных аспекта. Педагог должен:

а)    владеть теорией и методикой организации педагогического труда,

б)  уметь исследовать процесс и результаты своей деятельности,

в)   использовать в работе достижения педагогической науки и  практики.

 

Структура педагогического мастерства имеет четыре эле­мента.

1. Направленность личности

Деятельность педагога сопровождается столкновениями мнений, борьбой за утверждение его позиции. Чем выше уро­вень мастерства, тем больше конфликтов, т. к. творческая но­визна встречает сопротивление устоявшихся взглядов. Педа­гогическая направленность личности может иметь следующие ценностные ориентации:

1) на себя, то есть самоутверждение, желание, чтобы в тебе видели знающего, требовательного педагога и т. д.;

2) на средства педагогического воздействия, то есть максималь­ное наличие материально-технических, теоретических и др. возможностей;

3) на ребенка, на детскую группу, коллектив, на цели педагоги­ческой деятельности, то есть гуманистическая стратегия, творческое изменение педагогических средств и методов, объекта деятельности.

2. Профессиональное знание

Комплексность знаний педагога. Знания обращены одно­временно на научные основы собственного предмета деятель­ности и на ребенка, приобретающего знания, умения и навыки в этом виде деятельности.

Профессиональные знания личностно окрашены. Увлечен­ность, интерес, культура, научные знания педагога воспринима­ются как его собственная позиция, взгляд на жизнь.

Профессиональное знание формируется на разных уровнях:

1. методологический (общефилософские закономерности раз­вития, обусловленные Целями воспитания);

2. теоретический (законы, принципы и правила педагогики и психологии, формы деятельности и др.);

3. технологический (уровень решения практических задач об­разования в конкретных условиях).

Комплексность знаний требует развитого профессиональ­ного мышления, способности к анализу и синтезу, владения тех­нологиями, педагогического сознания.

3. Педагогические способности

Педагогические способности определяются особенностями протекания психических процессов, необходимых для успешной педагогической деятельности. Среди них ведущие способности, без которых не состоится педагог:

1)  чувствительность к объекту — формируемой личности ре­бенка;

2) коммуникативность, включающая расположенность к лю­дям, доброжелательность, общительность;

3) перцептивные способности (чувственное восприятие) — про­фессиональная зоркость, эмпатия (сопереживание, сочувствование), педагогическая интуиция;

4) динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению, внушению; внутренняя гибкость, инициатива в разнообразии воздействия;

5) эмоциональная устойчивость — способность владеть собой; самообладание, саморегуляция, владение ситуацией и собой в ситуации;

6)   оптимистическое прогнозирование;

7)   креативность — способность к творчеству.

Быть мастером — значит уметь наблюдать, анализировать (по внешним признакам, гримасе, голосу, походке и т. д.), предугады­вать ход педагогического процесса, возможные осложнения.

4. Педагогическая техника

Это форма организации поведения педагога. Включает две группы умений: 1) умение управлять собой, т. е. владение сво­им телом, эмоциональным состоянием, техникой речи; 2) уме­ние взаимодействовать в педагогическом процессе с ребенком, т. е. дидактические и организаторские умения, владение тех­никой контактного взаимодействия.

Критерии педагогического мастерства: 1) целесообраз­ность (по направленности); 2) продуктивность (по результату — уровню знаний, воспитанности детей); 3) оптимальность (в вы­боре средств); 4) творчество (по содержанию деятельности).

Традиционно методы воспитания подразделяются на:

  • методы формирования сознания личности: беседы, лекции, диспуты, примеры;
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования поведения и деятельности: сорев­нование, поощрение, наказание;
  • метод примера.

Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой — гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам. Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в годы ученичества, — это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает и умеет.

Мастерство учителя, педагога дополнительного образования заключается в тонком искусстве преподавания и воспитания. Верность Отечеству, гуманизм, благородство, гражданскую честь невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, горением души, уважением к людям и земле, взаимопониманием и уважением к ребенку можно приобщить его к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Говоря о любви к Отечеству, педагогу всегда надо помнить, что это качество не должно носить искаженного характера, не должно носить примесей шовинизма, нездорового национализма, превознесения своей нации над другими. Реализации воспитательной функции не помогут никакие педагогические технологии и учебники, если преподаватель, педагог не обладает теми качествами, которые он пытается привить воспитанникам. В кружок или студию дополнительного образования ребенок приходит по своему личному выбору и ждет от педагога не столько количества информации, сколько ответов на его вопросы и поддержки в его начинаниях, приобретении навыков.

Именно педагог дополнительного образования, тренер, вос­питатель — выполняют функцию «пайдогога» («пайдогогос» — дословно по-гречески означает «детовождение») — сопровож­дающего, водящего ребенка до места учебы (школы), именно этот человек рассказывает ребенку о красоте и устройстве мира, отвечает на все его вопросы и открывает ему своим личным примером нравственно-эстетические чувства, которые нераз­рывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, к пред­кам, истории и Отечеству.

В нынешних непростых условиях именно педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для учащихся и стремиться мобилизовать патриотический дух, что­бы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание, а не растаскивание России, любовь к ней, а не безразличие или даже ненависть, защиту Родины как в мирное, так и в военное время.

На практике военно-патриотическое воспитание существу­ет, как правило, не в чистом виде, а в единстве, сочетании с другими видами воспитания. Это вытекает из природы процес­са воспитания и требует от воспитателей и педагогов высокого искусства выбора форм и методов, гибкого их применения в соответствии с конкретными педагогическими условиями.

 

Требования к воспитательному процессу

Во все времена история рассматривалась как наставница, что отмечали еще первые летописцы, т.е. воспитательница на­родов, поощряющая радивых и наказывающая тех, кто пренеб­регает ее опытом и возможностями. Такое видение истории и ее места в человеческом обществе не вызывают возражений и сегодня. Вопрос в другом: как лучше использовать историче­ские знания, опыт прошлого с тем, чтобы они в ходе учебно-воспитательного процесса оказывали максимально высокое вос­питательное воздействие на учащихся.

Объединения учащихся, в том числе разновозрастные, орга­низующиеся на основе полной добровольности выбора его про­филя, сообразуясь с возможностями детей и их интересами, стимулируют активную деятельность, воспитывают социаль­но значимые черты характера и личности (товарищество, нрав­ственность, взаимопомощь, любовь к труду и так далее), помога­ют познавать жизнь. Отсутствие моральных устоев приводит к тому, что этическая оценка человеческих поступков объявля­ется относительным понятием. Как показывает опыт, наиболее эффективными формами военно-патриотического воспитания, позволяющими реализовать индивидуальные и коллективные запросы детей, являются кружки, клубы, команды и другие объ­единения, а также все виды игровой деятельности. При этом очень важно обеспечить перспективу работы объединений и создавать их не на сезон, а на несколько лет.

Кроме того, педагогическое руководство предусматривает осуществление опосредованного воздействия через органы уп­равления и организаторов детского сообщества, к которым от­носятся: общие собрания, актив, правление (клуба, кружка, от­ряда, команды), капитаны команд, выполняющие функции руководителей.

Физическое развитие подростков — непременная состав­ляющая воспитания, что особенно важно с учетом распространившихся в последнее время вредных привычек, а также сни­жения физической активности. Современный подросток практически не уделяет внимания здоровому образу жизни, что помимо плохой осанки может привести и к ухудшению само­чувствия в будущем. Занятия, например, исторической реконструкцией (или историческим фехтованием) способны внести свой вклад в борьбу с данной проблемой.

Священник Павел Флоренский (1882-1937), выдающийся богослов, философ и ученый считал, что в школе на первом месте должно быть поставлено воспитание... «Привычка к ак­куратности, к точности, исполнительности, физическая ловкость, взаимное уважение, вежливость, уважение к высказываниям и чувствам товарища, привычка не рассуждать о том, чего не зна­ешь, (...), выполнение своего долга, преданность государству, любовь к природе, привязанность к своей семье, к школе, к това­рищам, отвращение к хищническому пользованию природны­ми богатствами — те элементы, внедрением которых надле­жит озаботиться первым делом».

На сегодняшний день, «требованиям» Флоренского в пол­ной мере отвечает взаимодействие в системе воспитания семьи, школы, учреждений дополнительного образования, общества в целом.

 

Игра и игровая деятельность

Чтобы ребенок хотел добровольно приобретать новые зна­ния, навыки и умения, педагог должен опираться на его интерес. Самый надежный из таких интересов — это игра. Игра — во всех ее проявлениях: подвижные и интеллектуальные игры, игры к ходе занятия, на перемене и в походе — может помочь усвоить новую информацию, снять усталость, настроить на учебу и т. д. Особенно важно помнить, что игра — обязательный компонент любых занятий с группой детей. Игра способствует сплочению детско-подростковой группы, делает ее стабильной. Игровая де­ятельность более чем всякая иная, дает возможность создания жизненных воспитывающих ситуаций. Игра особенно важна для ребенка и подростка, поскольку в процессе игры происходит наи­более полное накопление социального опыта.

После занятий в школе и выполнения домашних заданий учащиеся испытывают острую потребность в восстановлении утраченных физических и духовных сил. Это обуславливает большую тягу учащихся всех возрастов, особенно младших школьников и подростков, к активной игровой деятельности, к занятиям любимым видом спорта. Подвижные игры: футбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей и другие — и ходьба на лыжах, коньках, борьба, а также различного рода соревнования, органи­зуемые на базе этих игр, предоставляют широкие возможности для физической подготовки и нравственного совершенствования ребят. Особенно большим авторитетом пользуются объ­единения, использующие в своей деятельности несколько ви­дов спорта или деятельности.

Игры, по свидетельству военных исследователей, являются сильным средством психологической, в том числе волевой, подготовки. Включение в игру нравственных элементов в виде точно найденных и сформулированных девизов, эмблем и дру­гой символики, соблюдение спортивной этики и церемониаль­ных приемов (в том числе построения соревнующихся команд до начала и по окончании игры), требований взаимного уваже­ния и взаимопомощи — способствуют формированию общей дисциплинированности, организованности, чувства товарищества и коллективизма у ребят. Игра приучает действовать дружно, целеустремленно, в интересах общего дела. Она развивает ини­циативу, сообразительность, умение быстро взвешивать усло­вия меняющейся обстановки; Глубокий разбор достижений и недостатков действий развивает у ребят воображение и при­вычку создавать мысленный план и модель игровой ситуации, определять в ней собственное место.

Широко известны массовые игры типа «Золотая шайба», «Кожаный мяч» на основе дворовых команд, а также «В страну знаний», «К тайнам природы» и т. п. В прежние годы они проч­но вошли в жизнь и в настоящее время постепенно возвраща­ются в практику общефизической подготовки (для старше­классников) и специальных учебно-тренировочных занятий.