МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Веретенникова Елена Адольфовна, социальный педагог МКОУ «Волчихинская СОШ №1» Волчихинского района Алтайского края

 

Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально-опасном положении

 

 

Пояснительная записка

 

Актуальность проблемы

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический  микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль над ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.   Индивидуальная программа несовершеннолетней и семьи  Шейченко Маргариты Петровны , находящейся в социально-опасном положении, направлена  на реабилитацию и адаптацию семьи.

 

Цель программы :

развитие системы сопровождения семьи, оказавшейся в СОП и находящейся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, материальная, психолого-педагогическая поддержка данной семьи.

 

Задачи программы:

- помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи

- научить ставить ближние и дальние цели

- содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства

- оказывать психолого-педагогическую поддержку матери.

 

Формы и методы работы :

- знакомство с семьей

- совместное (со специалистами соц.защиты, инспектором ПДН, специалистами ЦСПСиД) патронатное посещение семьи с  целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетней дочери

- метод совместного планирования работы с семьей

-экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП

- консультации специалистов (индивидуальные и семейные):психолога, Службы занятости, инспектора по опеке и попечительству

- психологические занятия с элементами тренинга с родителями

- сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов

- подключение к решению проблем семьи    работников   медицины, культуры (т.к. девочка очень хорошо поет и рисует)

-обязательное устройство ребенка на период летних каникул в лагерь с дневным пребыванием

 

Принципы программы:

- Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.

- Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.

- Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в СОП, как к равноценному, равноправному партнеру.

- Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.

- Индивидуального подхода (с учетом особенностей данной семьи).

- Систематичности.

- Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

 

Ожидаемые результаты:

Оказать психолого-педагогическую поддержку  данной семье, оказавшейся в СОП и находящейся на грани социально опасной ситуации, оказать материальную поддержку,  помочь  Маргарите Петровне найти работу,- оказать содействие в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи  с учета как семьи, находящейся в СОП.

 

Методы и способы отслеживания результата:

•  Анкетирование членов семьи

•  Опрос  классного руководителя, соседей

•  Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д. )

•  Диагностика детско-родительских отношений

•  Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия

•  Беседы с ребенком, матерью

 

Содержание программы:

 

Предметно-тематическое содержание

Процессуально-деятельностная часть

ответственный

сроки

результат

Патронатное посещение семьи.

Беседа с матерью о материальных проблемах семьи,   о воспитании ребенка, внешнем виде.

Соц.педагог, Кл.рук.(по договоренности с инспектором ПДН, специалистами соц.защиты, ЦСПСиД, педиатром)

 

1 раз в месяц, чаще-по ситуации

 

Профилактика асоциального поведения, учеба, режим дня, посещаемость занятий в школе.(инд.беседы с ребенком)

Ребенок сообщает о своих трудностях; кл.рук., соц педагог помогают ребенку.

Соц.педагог, Кл.рук.

 

По необходимости(не реже 1 раза в неделю)

 

Консультация «Проведение свободного времени» (профилактика бродяжничества)

Ребенок учится распределять и занимать свободное время с пользой .

Шк.психолог

январь

 

Консультация «Азбука нравственности»

У ребенка формируются навыки поведения.

Шк.психолог

февраль

 

Связаться с директором ООО «Вострово-лес», Службой занятости для трудоустройства матери.

Выбирает вакансии.(Считалась неплохим работником в ООО «Вострово-лес», когда не злоупотребляла спиртн.напитками).

Соц.педагог.

Февраль, Март.

 

Связаться с врачом-наркологом для консультации и направления лечения матери.

Постараться убедить ее в этом. Опыт кодировки имеется.

Соц.педагог.

Февраль, Март.

 

Родит.собрание «Кодекс поведения в семье»

Убедить мать посетить это собрание. Обязательно сказать об успехах девочки

Кл.рук.

февраль

 

Направить ходатайство в органы соц.защиты о выделении материальных средств семье.(семья малообеспеченная)

Решаем совместно на что их потратить.

Соц.педагог.

февраль

 

Праздник для мам к 8 марта.

Пригласить на чаепитье.

Кл.рук

март

 

Родит.собрание «Здоровье наших детей »

Убедить мать посетить это собрание. Обязательно сказать об успехах девочки.

Кл.рук.

апрель

 

Родит.собрание по итогам 4 четв. и года, летней занятости.

Убедить мать посетить это собрание. Обязательно сказать об успехах девочки.

Кл.рук.

май

 

Кл.часы по плану.( +викторины, посещение музея, районной библиотеки)

Участие ребенка в кл.часах

Кл.рук.

1 раз в неделю

 

Конкурсы рисунков к праздникам.

Привлечь к участию.(Таня очень хорошо рисует, обязательно похвалить или наградить грамотой)

Зам.дир.по УВР.

23.02.13

08.03.13

09.05.13

 

Спортивный праздник «Веселые старты»

Таня с удовольствием участвует в спорт.мероприятиях. Привлечение к здоровому образу жизни, профилактика бродяжничества.

Уч-ль физкультуры

Март,

май

 

«Закон и ты» (кл.час)

Знакомится с законами, анализирует, делает выводы.

Соц.педагог.

март

 

Порекомендовать маме с ребенком обратиться в ЦСПСиД для семейной консультации,тренинга с психологом; получить набор канц.товаров, одежды и обуви(б/у)

Получают консультацию, принимают помощь при необходимости.

Соц.педагог

Как только возникнет необходимость.

 

Консультация «Мое настроение» .

Осознание понятия «я-переживающий»

Шк.психолог

апрель

 

Направить ребенка в Дом учащейся молодежи, либо ДК( по выбору ребенка) для записи в вокальный кружок(очень хорошо поет).

Привлекать ребенка в различные музыкальные конкурсы. Поощрять словесно, грамотами. Создать ситуацию успеха.

Соц.педагог, Кл.рук.

 

февраль

 

Акция «Чистый школьный двор »

Приобщается к труду, учится работать с веником.(Занятость во внеурочное время).

Кл.рук.

апрель

 

Вызовы на Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Приходит в школу для беседы.

Соц.педагог.

По необходимости

 

« Конвенция о правах ребенка» (презентация)

Узнает о правах детей, возможно, обсудит их с мамой.

Соц.педагог.

май

 

Беседа о поведении в период летних каникул.

Планирует( совм.с педагогом) занятия на лето.(июнь-лагерь с дневным пребыванием)

Соц.педагог.

май

 

 

Мониторинг:

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»  (Приложение 1)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА (Приложение 2)

 

Литература:

Для педагогов:

1. Басов Н.Ф. «Социальный педагог» Введение в профессию. Москва, 2006 г.

2.  Карелин А.А. «Психологические тесты»     В 2 т. М. 2000.   Т. 2. С. 144 - 152.

3.  Овчарова Р.В. «Справочник социального педагога».Москва,2007г.

4 .Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога».Москва,2005г.

Для родителей:

Памятка для родителей. Информационно-просветительская кампания «Ремень не метод воспитания»www. remny-net.yaj.ru

 

 

Приложение 1

 

Тест

«РИСУНОК СЕМЬИ»

(тест «Моя семья»)

 

Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих, для этого вы   можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и не принимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».

Суть теста

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, ластик лучше не давать) и просят нарисовать свою семью. При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует, хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным.После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто  где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

 

Прежде, чем приступать к рисованию

Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.

Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.

Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)

Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.

Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.

При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.

Интерпретация

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания.

 

Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1 Общий размер рисунка

2 количество членов семьи

3 соответствующие размеры членов семьи

мать;

отец;

сестра;

брат;

дедушка;

бабушка и т.д.

4 Расстояние между членами семьи.

Наличие каких-либо признаков между ними

5 Наличие животных

6 Вид изображения:

схематическое;

реалистическое;

эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.;

метафорическое изображение в движении, в действии.

7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3…).

Степень аккуратности исполнения.

 

Приложение 2


МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА Психодиагностика психолога в школе -  Диагностика семейных взаимоотношений

 

Назначение методики

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. " Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

 

"Ключ" к опроснику

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.