МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Лебедева Розалия Михайловна, социальный педагог МОУ «Данковская СОШ» Серпуховского района Московской области

 

Программа «Профилактика безнадзорности, правонарушений и асоциальных явлений среди несовершеннолетних»

 

 

Пояснительная записка

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушение прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в нашей школе,  свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности, правонарушений и асоциальных явлений среди несовершеннолетних в МОУ «Данковская СОШ».

Программа «Профилактика безнадзорности, правонарушений и асоциальных явлений среди несовершеннолетних»  на 2012 - 2013 год разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни» от1999 г.
  • Закон «Об образовании» РФ
  • Конвенция о правах ребенка
  • Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
  • Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
  • Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03

 

Актуальность

Социальные и экономические проблемы в российском обществе ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого стал рост численности безнадзорных и беспризорных детей, распространение в детско-подростковой среде психически активных веществ.

С каждым годом увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Несовершеннолетние, которые в силу разных причин вынуждены проживать с родителями, лишенными родительских прав, также пополняют ряды безнадзорных.

Социальные факторы остаются одной из основных причин и условий формирования противоправного поведения у подростков. Это семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с  детьми, бродяжничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых.

Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение несовершеннолетних детей, совершенствования подходов в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.

В школе ведется целенаправленная работа по предупреждению не посещаемости учащихся.  По-прежнему, одними из основных причин  непосещения учащимися школы можно назвать потерю интереса к учебе, низкую учебную мотивацию, слабый контроль со стороны родителей за воспитанием детей. Поэтому профилактика безнадзорности и правонарушений является одним из главных вопрос воспитательной деятельности.

Программа разработана на принципе взаимодействия с различными учреждения района, что позволяет выстроить комплексную работу системы поддержки детей и семей, включающей в себя профилактические мероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, оказавшихся в социально опасном положении.

 

Цель программы: повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности,  правонарушений и асоциальных явлений среди несовершеннолетних, создание условий для социальной, психолого-педагогической помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации.

Задачи программы:

- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Основные исполнители программы

Администрация школы, социальный педагог, психолог, классные руководители, инспектор ОДН.

Адресат программы: учащиеся 1-11 классов

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана  на  2012  -2013учебный  год. Достижение цели будет осуществляться по нескольким направлениям через реализацию плана мероприятий Программы.

 

Основные пути решения проблемы


1. Организационные мероприятия

- планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором ОДН;

- проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;

- участие в различных районных акциях;

- использование возможностей школы, дополнительного образования, социума в работе с детьми;

- своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся.

2. Работа с учащимися:

-  оказание учащимся и их родителям информационно-правовой помощи;

- изучение Конвенции о правах ребенка, локальных актов по школе и четкое соблюдение этих прав в школе;

- оказание помощи в проведении организованного отдыха учащихся «группы риска» в каникулярное время, посещение кружков и секций, их трудоустройство;

- организация встреч с работниками правоохранительных органов по проблеме «Подросток и закон»;

- организация досуга учащихся школы.

3. Работа с семьей:

- выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей и организация профилактической работы;

- организация консультаций специалистов, психолога, социального педагога, работников милиции, инспектора ОДН для родителей;

- организация и проведение встреч и родительских собраний по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

4. Правовой всеобуч учащихся:

- проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся;

- изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.

 

Механизм реализации программы

Исполнители программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий. Каждое полугодие зам. директора, по ВР, сдает аналитическую справку о проделанной работе в управление образования.

 

Содержание программы.

Программа состоит из: организационной работы, диагностической работы, профилактической работы с обучающимися, профилактической работы с родителями.

  • Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
  • Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
  • Профилактическая работа со школьниками включает
  • предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
  • Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
  • Этап
  • Содержание
  • Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Управляющего Совета школы.
  • Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор ОБЖ.

 

Планы мероприятий по каждому разделу работы

Организационная работа:

  • Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН
  • Организация работы школьного Совета профилактики.
  • Проведение тематических педагогических советов.
  • Педагогический всеобуч для  родителей
  • Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска»
  • Составление социального паспорта классов, школы.
  • Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
  • Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  • Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
  • Заполнение карты здоровья учащихся.

 

Профилактическая работа со школьниками:

 

1 направление:

  • Предупредительно-профилактическая деятельность:
  • реализация систмы  воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий совместно с ОДН и КДН;
  • классные часы по пожарной безопасности;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
    • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное  время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
    • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

 

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

  • Работа в этом направлении предполагает:
  • выявление причин отклонений в поведении;
    • беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации школы с подростком;
    • приглашение на школьный  Совет по профилактике правонарушений;
    • Беседы инспектора ОДН;
    • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
    • Направление ходатайств в КДН;
    • Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.
  • Выбор родителей в состав родительского комитета и Управляющего совета
  • «День открытых дверей» для родителей.
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
    • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
    • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
    • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в соцзащиту.

 

Проведение родительского всеобуча:

 

 

  • Тема

 

 

  • Содержание
  • Профориентация школьников
    • Профориентация, её цели и задачи
    • Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда
    • 3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
    • По профилактике употребления ПАВ
    • ПАВ и его влияние на организм ребенка.
    • Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
    • Устойчивость подростка в обществе.
    • Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
    • Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,
    • Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
    • По профилактике правонарушений и преступлений
    • Права и обязанности семьи.
    • Права, обязанности и ответственность родителей.
    • Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
    • Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме
    • Причина детских суицидов.
    • Свободное время и развлечения учащихся.

 

  • Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
  • Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, здравоохранения.
  • Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

 

Ожидаемый результат

--получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

- сформировать у учащихся здоровый образ жизни,

-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека,

-сформировать жизненную позицию ребёнка,

- снижение уровня числа правонарушений, совершаемыми несовершеннолетними школы;

- активизация работы социально - психологической службы по оказанию помощи детям и их родителям,

-создание приоритетного родительского воспитания,

-организация педагогического просвещения родителей.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ