МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Капустина Инна Анатольевна, преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО Московской области «Электростальский колледж»

 

Тестирование как метод социально-психологической диагностики

 

 

Из множества методов социальной психологии я выбрала именно тестирование, потому что психологический тест помогает разбираться человеку в своей психофизиологической сущности. Тест дает возможность индивиду понять самого себя, узнать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей. Таким образом, выбранная мною тема всегда актуальна и интересна.

В данном проекте отражены следующие аспекты: методология социальной психологии, методы исследования психологии, история развития тестирования как метода исследования психологии и тестирование как метод социальной психологии: достоинства и недостатки.

Я постаралась раскрыть основные понятия социальной психологии: социальная психология, объект социальной психологии, социально-психологические явления, социально-психологическое исследование.

Основными этапами социально-психологического исследования являются: выбор темы исследования и составление программы и плана работы, поиск соответствующей научной литературы, формулирование гипотез, выбор методов исследования, сбор первичной информации с помощью наблюдения, опроса и анализа различного рода документации (контент-анализа), обработка и анализ результатов.

В данной работе я постаралась раскрыть понятие методологии, перечислить уровни методологии социальной психологии (общая методология; частная методология; методология как совокупность конкретных приемов, методик).

Основными видами методов социальной психологии являются: методы сбора информации (наблюдение, эксперимент, корреляционное исследование, опрос (интервьюирование и  анкетирование), проективные методики, социометрия, изучение продуктов деятельности, шкалирование, изучение документов) и методы обработки информации (приемы теоретической и логической обработки данных, использование математической статистики).

 

Психологические тесты классифицируются следующим образом:

1. по форме;

2. по содержанию;

3. по целям тестирования;

4. по временным ограничениям;

5. по методическому принципу, положенному в основу методики.

 

Наряду с достоинствами тестирования (стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный дифференцированный характер оценки, оптимальная трудность, надежность, справедливость, возможность компьютеризации, психологическая адекватность), существуют и недостатки (опасность «слепых» (автоматических) ошибок; опасность профанации; потеря индивидуального подхода, «стрессогонность»; потеря индивидуального подхода, «репродуктивность»; отсутствие доверительной обстановки; потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность.

Одним из интересных аспектов своей работы я считаю рассказ об истории возникновения  теста как метода: от Древнего Вавилона, Египта, Китая до настоящего времени.

Выводы: тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и образовательно-профес­сиональной, и личной). Они требуют параллельного использования свободных письменных работ, а также устного собеседования (интервью). То есть место тестов – дополнять другие традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.