МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Зеленчукова Снежанна Михайловна, социальный педагог МКОУ «Школа-интернат №3» г.Прокопьевск Кемеровской области

 

Детское объединение как средство развития ученического соуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида

 

 

Введение

1. Глава 1. Современные психолого-педагогические аспекты развития ученического соуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида

1.1.   Психолого-педагогические особенности школьников с нарушением интеллекта

1.2.   Понятие соуправление, сущность, значение в психолого-педагогических исследованиях

1.3.   Средства развития ученического соуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение

В связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.

Процессы демократизации и гуманизации  в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребёнка, и тем более для детей с нарушениями  в развитии, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. Ещё в 20-е годы XX века ведущие учёные, в числе которых были Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский выдвинули концепцию комплексного онтогенетического, психофизиологического, соматического развития детского организма в конкретных средовых социальных условиях.

Создание необходимых условий для детей с нарушением интеллекта – это предоставление им возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, группах. Особенности психики и свойств личности детей с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним миром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях, у них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Вот почему необходимо так организовать деятельность обучающихся, воспитанников, чтоб она имела коррекционную направленность и оказывала корригирующее воздействие на личность. [1]

Любой ребёнок, будь то умственно-отсталый или ребёнок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

В условиях специального обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хорошим средством сплочения ученического коллектива является ученическое соуправление, где вся деятельность осуществляется детьми, а учитель (воспитатель) берёт на себя педагогическое руководство. Ученическое соуправление является важным фактором в формировании субъектной позиции ученика в образовательном процессе.

Потребность образовательной практики в педагогических рекомендациях по развитию ученического соуправления и не разработанность связанных с этим теоретических и методических аспектов делают данную проблему актуальной.

Недостаточно изучено детское объединение как средство развития соуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида, отсутствуют педагогические рекомендации к организации и содержанию коррекционно-воспитательной деятельности детских объединений, направленных на развитие соуправления.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что детское объединение может выступать эффективным средством развития ученического соуправления, если будут соблюдены следующие условия:

-        системность и последовательность в организации работы детского объединения;

-        педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского объединения;

-        формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся, воспитанников;

-        создание ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности и преодоления пассивности, изменение позиции обучающегося, воспитанника и педагога в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной.

В соответствии с гипотезой были определены задачи исследования:

1. изучить специфические особенности психики школьников с нарушением интеллекта;

2. раскрыть современное значение основных понятий самоуправление, соуправление;

3. проанализировать теоретические основы развития соуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида;

4. определить основные социально-педагогические условия коррекционно-воспитательной работы направленной на эффективное функционирование органов соуправление школы в процессе работы детского объединения.

 

1.1. Психолого-педагогические особенности школьников с нарушением интеллекта

 

Для организации работы по развитию ученического соуправления важно выявить те психологические особенности школьного возраста, которые способствуют усвоению социально-значимых ролей и формированию различных свойств личности. В связи с этим мы обратились к анализу психолого-педагогической литературы, рассматривающий данный возрастной период.

В коррекционной школе педагог имеет дело с определённой категорией аномальных детей, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, для того, чтобы в наибольшей мере помочь обучающимся, воспитанникам, продвинуть их в плане общего развития.

А.Н. Грабов отмечает, что умственно отсталые дети наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно1-3% от общей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребёнок включает в себя разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный, широко распространённый, как бы «разлитой» характер.

Преобладающее большинство всех умственно отсталых обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы  VIII вида составляют дети-олигофрены. Поражение мозговых систем, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур, обуславливающих недоразвитие и нарушения их психики, возникает на ранних этапах развития – во внутриутробном периоде, при рождении или в первые годы жизни, до полного становления речи. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер, что даёт основания для оптимистического прогноза развития.

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчётливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причём имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.

Г.М. Дульнев, М.И. Кузьмицкая отмечали, что дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и хотя развитие олигофренов осуществляется замедленно, атипично, со многими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личную сферу.

В.Н. Тарасов отмечал, что у умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практически-действенных задач, они выполняют подобные задания с большим количеством ошибок, после многих попыток, причём одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют однажды избранного способа действия. Надо сказать, что осуществление практических действий само по себе затрудняет олигофренов, поскольку их моторное и чувственное познание неполноценно.

Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая практика для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, то есть меньшей, чем в норме сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определённое значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребёнка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.

Подростки с интеллектуальной недостаточностью в силу комплексности своего дефекта, испытывают значительные трудности вхождения в мир социальных взаимоотношений. Они более чем подростки с другими проблемами в развитии оказываются зависимыми от взрослого, который играет решающую роль в организации их социальной жизни. Позиция взрослого имеет большое значение в формировании личностных новообразований, обеспечивающих социальную адаптацию подростков с нарушением интеллекта.

Наиболее характерными чертами социального облика подростка с интеллектуальной недостаточностью являются: ослабление социальной направленности личности, несформированность эмоционально-волевой сферы и субъект-объектных отношений, коммуникативных умений. Всё это чрезвычайно затрудняет процесс социализации, «врастания в человеческую культуру» на основе вхождения в две взаимосвязанные системы взаимоотношений «подросток – общественный предмет» и « подросток – общественный взрослый». В результате незрелым оказывается как мотивационно-потребностный, так и операционно-технический план межличностных отношений, что находит наглядное отражение в недоразвитии основных, наиболее синзитивных для подросткового возраста видов деятельности.

Таким образом, специфические особенности психики школьников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при организации соуправления в специальной (коррекционной) школе. Развитие соуправления невозможно без помощи педагогов на всех этапах его деятельности. Определённое значение имеет сниженная активность умственно отсталого ребёнка, гораздо более узкий круг его интересов, а также другие своеобразия проявления эмоционально-волевой сферы. Они оказываются зависимыми от взрослого, который играет решающую роль в организации их социальной жизни. Позиция взрослого имеет большое значение в формировании личностных новообразований, обеспечивающих социальную адаптацию подростков с нарушением интеллекта.

 

1.2. Понятие соуправления, сущность, значение в психолого-педагогических исследованиях

 

В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «ученическое самоуправление». Более того большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о нём как о само собой разумеющемся. Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления или одним и тем же термином называют разные понятия.

В частности одни доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением.

Да и сам термин «самоуправление» трактуется по-разному. В «Педагогической энциклопедии» самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи – как возможность обучающихся, воспитанников реализовать своё право на активное участие в управлении всеми делами школы.

Из множества определений ученического самоуправление в своей работе мы опираемся на следующее «Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами». [2]

Представляется целесообразным в нашей работе уточнить понятие «соуправление»:

Соуправление  – 1. Право на внутреннее управление своими, местными силами. 2. Право решать дела внутреннего управление по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы, автономии. Под «со» - понимается деятельность, которая совершается совместно с другими,  –  это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие.

Под соуправлением мы понимаем специфическую деятельность коллектива детей и взрослых по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей, режим протекания совместной и самостоятельной общественно и личностно значимой деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечивающих необходимую динамику демократических событийных отношений в детской среде.

Опираясь на положения, разработанные в теоретических концепциях С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Н.Е. Щурковой, Т.Е. Конниковой приходим к выводу о важности развития соуправления в школе, так как:

-        в системе соуправления каждый обучающийся, воспитанник может выбрать дело, поручение по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может реализовать себя, выполняя своё поручение;

-        он учится оценивать себя и других;

-        у обучающегося, воспитанника возникает мотивация к собственному саморазвитию.

На разных этапах развития ученическое соуправление может охватывать разные направления деятельности, и в каждой школе набор этих направлений индивидуален. Но можно перечислить те сферы деятельности, которые привлекают школьников: учёба, спорт, внеурочная деятельность, защита прав,, порядок, здоровье школьника, связи с общественностью, досуг.

Всё большую популярность приобретает ученическое соуправление, основанное на сотрудничестве педагогов, обучающихся и их родителей. Ребёнок оказывается полноправным участником педагогического процесса возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, реализуются коллективные педагогические формы  и приёмы, осуществляется совместная деятельность учеников педагогов и родителей, рождается атмосфера радости и творчества.

Итак, мы видим, что работа соуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется. Корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у обучающихся, воспитанников, педагогов и родителей. Соуправление может развиваться практически во всех видах деятельности обучающихся, воспитанников. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления соуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно – деятельностный подход к структуре органов управления.

 

1.3. Средства развития ученического соуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида

 

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на: выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования детских объединений (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин); на разработку принципов и методов стимулирования их деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц); развитие воспитательных функций детских объединений и соуправления в них (В.М. Коротов); разработку педагогической инструментовки деятельности объединения (Э.С. Кузнецова, Н.Е Щуркова).

Современная концепция детского общественного объединения (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна.

Школа не может не учитывать влияние на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказал: у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложенные на них функции других общественных или государственных институтов. [2]

Перспективные цели детских объединений – помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом своё лицо, свои подходы. Дети объединяются с учётом своих интересов как в школе, так и вне её. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс развития эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ. [3]

Теоретической основой современного детского движения являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, И.П. Иванова. На смену Всесоюзной пионерской организации – единой, монопольной, массовой – пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций (СПО – ФДО), в составе которой 65 субъектов Российской Федерации и СНГ – республиканские, краевые, областные, городские детские структуры. Федерация детских организаций «Юная Россия» объединяет 72 детских общественных объединения разных уровней: от первичных объединений до союзов, ассоциаций.

Сегодня детское движение предстаёт как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность – это самодеятельность, направленная на реализацию ребёнком его естественных потребностей – индивидуального самоопределения и социального развития. [4]

Детское общественное объединение – это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе, желания детей и взрослых, по инициативам, желанию участников для достижения определённых целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

Детское общественное объединение положительной социальной направленности – структура открытая, демократичная, без жёсткой «должностной иерархии». Оно не является структурой государственного учреждения, но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке.

Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых, обязательно членов или участников объединения, носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения – характерная его особенность.

Ещё одна важная особенность современных детских общественных структур – их право выбирать взрослых руководителей. Сегодня нет конкретного вожатого, представителя молодёжной, взрослой общественной структуры, нет единого педагогического руководства в лице профессионалов. Куратором детского объединения может быть практически любой взрослый без ограничения возраста, пола, национальности, образования, партийной принадлежности, действующий в рамках Декларации о правах ребёнка и законов Российской Федерации.

Цель деятельности любого детского объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется развитие личности ребёнка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

По мнению А.С. Прутченкова, М.И. Рожкова типология детских объединений в настоящее время возможна по направленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительности существования. Так имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие профильные детские объединения. [4]

Объединения бывают трудовыми, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.

Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребёнок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынуждении занимать в классе.

Детские объединения по длительности существования могут быть постоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции. Временные объединения обладают особыми воспитательными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребёнка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяет ребёнку изменить свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников , взрослых. Во временном детском объединении обучающиеся, воспитанники пробуют самостоятельно организовывать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребёнку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации. [5]

Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребёнка, влияя двояким образом: с одной стороны, создаёт условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребёнка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путём самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детским объединениям присущи три основные функции:

  • развивающая (обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно- и личностно значимые цели);
  • ориентационная (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей);
  • компенсаторная (создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребёнка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и сочувствия).

Воспитательным средством детское объединение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребёнка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью.

Таким образом, большинство авторов полагают, что особые социально-педагогические возможности детского объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких социальных прав (по сравнению с ролью ученика, ребёнка в семье), возможностью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитательного потенциала определяет сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создаётся добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, технической поддержкой различных учреждений.

В управлении самодеятельным детским объединением нет жёстких рамок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрослые и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности всех членов объединения. Считается возможным формирование детского объединения в системе специального обучения и воспитания, при этом объединение становится фактором развития активности, самостоятельности, общественной зрелости.

 

Заключение

Современный подход к пониманию сущности развития соуправления предполагает создание условий для социального становления обучающихся, воспитанников, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через своё участие в решении проблем обучающиеся, воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения обучающихся, воспитанников к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. При организации соуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров.

Не стоит забывать, что специфические особенности психики обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при организации соуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Развитие соуправления невозможно без помощи педагогов на всех этапах его деятельности. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый обучающийся, воспитанник ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и обучающимися. Такое возможно при наличии в школе детских объединений различной направленности.

Считается возможным формирование детского объединения в системе специально обучения и воспитания, при этом объединение становится фактором развития активности, самостоятельности, общественной зрелости. Одно из условий – педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского объединения.

Детское объединение расширяет зону формирования общей культуры, способствует становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулирует социальное развитие ребёнка, расширяет поле для самореализации для каждого обучающегося, воспитанника и при умелом сотрудничестве педагогов и обучающихся становится средством развития ученического соуправления.

 

Список использованных источников и литературы

1. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. [Текст] /В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина – М.: Академия, 2006. – 467с.

2. Прутченков А.С. Возможности детских и молодёжных общественных организаций в гражданском воспитании подростков. [Текст] / А.С. Прутченков – Внешкольник – 2000.  – №3 – 10-11с.

3. Рогаткин Д.В. Школа ученического самоуправления. [Электронный ресурс] / Д.В. Рогаткин – режим доступа: www/pedlib.ru.

4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. [Текст] /М.И. Рожков – М.: ВЛАДОС, 2002. – 160с.

5. Уланова Т.М. Общие основы детского самоуправления. [Текст] / Т.М. Уланова – Классный руководитель – №6,  – 2009.