МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Коваленко Инга Борисовна, учитель начальных классов МОУ "Лицей № 64" г.Омска

 

Условия развития основ ученического самоуправления в начальной школе

 

Современная школа должна научить ребенка быть инициативным, самостоятельным в принятии решений, ответственным за свои поступки.

Однако процесс социализации начинается еще до поступления ребенка в школу. Дети осваивают социальные нормы, общаясь с близким окружением, со сверстниками, определяют свою позицию к осваиваемым нормам и ценностям.

Основная задача первой ступени обучения — продолжить развитие этого процесса, сформировать мотивы общественно-полезной деятельности.

Об ученическом самоуправлении, как таковом, в начальной школе речь идти не может, т.к. младшие школьники еще не имеют знаний, умений, опыта в самоорганизации. Но мы можем создать благоприятные условия для развития организаторских качеств, инициативности, самостоятельности, умения общаться для того, чтобы в среднем и старшем звене дети могли  решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.

В первых классах мы проводим подготовительную работу, которая  включает следующие моменты:

-                сбор информации об ученическом коллективе,

-                проведение социометрического исследования класса,

-                выявление, с помощью наблюдения и анкетирования, организаторов, исполнителей, инициаторов.

Такая деятельность необходима для того, чтобы эффективно спланировать воспитательную работу по вопросу самоорганизации детского коллектива.

Во вторых классах мы вводим такое понятие, как «поручение», которое понимается нами, как распределение ролей. Поручение по своей воспитательной природе таково, что оно всегда имеет две одинаково значимые составляющие: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (от тебя требуется определенное усилие воли, нужно отложить свои занятия и найти время довести порученное дело до конца). Если одна из этих составляющих организована слабо,  поручение не будет работать, т.е. его воспитательный эффект окажется попросту ничтожным или даже вызовет у младшего школьника протест, нежелание его выполнять.

Классными руководителями вторых классов практикуются индивидуальные поручения с элементами игры, которые даются ребятам на длительный срок, для того,  чтобы ребенок осознал, что от него требуется и как выполнить работу качественно. При распределении ролей важно руководствоваться такими принципами, как добровольность и соответствие интересам ребенка.

На часах общения, которые проводятся в конце определенного срока,  классный руководитель дает оценку деятельности ребят, предлагает членам коллектива выявить положительные и отрицательные моменты.

С развитием коллектива работа по формированию основ  самоорганизации совершенствуется. В третьих классах выполнение поручений носит групповой характер. Одним из важных технологических вопросов является определение состава малых групп. Для обогащения и расширения социальных отношений детей преимущество отдается группам смешанного состава. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия: с одной стороны, закрепляются умения брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.

Широко распространены такие игровые модели, как «Портфель министров» и «Система чередования творческих поручений». Опыт показывает, что технология организованного общения младших школьников будет результативна, если классный руководитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических  условий:

- организацию взаимодействия микрогрупп в классе;

- создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;

- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения.

Так, работа в рамках игры «Портфель министров» организуется следующим образом: на часах общения выбирается актив класса и министерства: министерство спорта и здоровья, которое проводит физминутки, министерство порядка, организующее дежурство по классу, министерство охраны природы, осуществляющее заботу о растениях и т.д. В каждом отдельном классе выбираются свои направления, в которых распределяются общественные поручения среди учащихся. Мы стараемся соблюдать такую структуру распределения обязанностей, которая соответствует лицейской структуре организации ученического самоуправления.

Ежемесячно на часах общения подводятся итоги работы министерств, выявляются положительные и отрицательные моменты их деятельности.

Суть методики «Чередования творческих поручений» в том, что дети, по желанию, распределяются в группы, для которых классный руководитель определяет свое направление деятельности. Обычно формируются 4 группы, которые сменяют свой состав в конце каждой четверти. В нашем классе, например, это группы «Помогай-ка» (осуществляет дежурство по классу), «Затейник» (организует занятость детей на перемене), «Журналисты» (работает над еженедельником «Всякая всячина») и «Сюрприз» (организует мини-концерты для поздравления именинников).

В конце четверти подводится итог работы каждой группы на  часе общения «Кому мы скажем спасибо?». Здесь же формируется новый состав групп. Методика позволяет познакомиться с широким диапазоном направлений деятельности и дает возможность ребенку попробовать себя в них.

Результат достигается за счет того, что ребята свободны в выборе поручения на четверть, но при этом все поручения должны быть выполнены хотя бы один раз, что в ненавязчивой форме принуждает ребят к самостоятельному планированию своей деятельности.

В четвертых классах практикуется организация жизнедеятельности учащихся класса как в индивидуальной, так и групповой форме.

Особое внимание нужно уделить созданию системы поощрений за качаственное выполнение тех или иных обязанностей. Это поможет формированию мотивов общественно-полезного труда.

Создание условий для формирования умений самоорганизации учащихся в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Важным является анализ учителем своей деятельности, который помогает правильно организовать жизнедеятельность детей в начальных классах. Нужно не только распределить роли, но и грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.