МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Хохлачева Людмила Николаевна, учитель начальных классов МОУ "Гимназия №41" г.Люберцы Московской области

 

Кризисы взросления младшего школьника

 

(Родительское собрание в 4 классе)

 

 

Четвертый класс… Этот период  – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. Они, с одной стороны , испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем напоминать им об этом лишний раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой.

Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова:»Мой ребенок становится неуправляемым»,»Как трудно стало с ним общаться.» и т.п.. В чем причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты сами родители? Причина кроется совсем не во внешних факторах. Просто ребенок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов в период развития ребенка психологии выделяют шесть:

1. Кризис 1 года.

2. Кризис 3 лет . Его психологи называют «Я сам».

3. Кризис 6-7 лет. Ребенок идет в школу..

4. Кризис 11-12 лет Переход в подростковый возраст.

5. Кризис 14-15 лет Переход в юношеский возраст.

6. Кризис 17 лет…изменение статуса

Все эти кризисные периоды характеризуются изменениями в отношении ребенка к окружающему миру, людям, а также скачком  физическом и психическом развитии. Меняется ведущая деятельность ( та, что играет наибольшую роль в жизни ребенка). Нельзя миновать эти кризисы, т.к. без них невозможно дальнейшее развитие личности. Эти периоды как ворота в следующий возраст.

Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными , непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций. Приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведет к еще более сильному сопротивлению. Активный эмоциональный ребенок станет агрессивнее и раздражительнее, а пассивный – уйдет в себя, замкнется. Но это совсем не значит , что он будет послушно следовать вашим указаниям.

Каковы же причины подросткового кризиса, в который вступают наши дети?

Если в младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых ( учителя, родителей), то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестает быть в его глазах идеальным. В силу возраста и нашими стараниями, ребенок научился наблюдать, анализировать и делать выводы. Ведущей деятельностью становится  не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, своей личности. Ребенок пытается позиционировать себя в социуме.

Если в 1-2 классах малыш оценивал себя и одноклассников с позиции школьных отметок, то теперь он начинает понимать , что хорошие оценки не являются гарантией признания и успешности у сверстников. Необходимо, что- то еще.

Дети начинают критически оценивать поведение взрослых , и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить, сделать удобным, а не как под него подстроиться.

Отношения в среде сверстников подростки строят по примеру взрослых. Внешними признаками этого являются, например, рукопожатия мальчиков, как у взрослых мужчин. Девочки начинают использовать косметику, меняется походка, манера  общения, одежда (как у взрослых).

У подростков оформляются взгляды на  смысл жизни, на отношения между людьми. Учебная деятельность отходит в их сознании на задний план, поэтому возникают проблемы в учебе. Мнение учителей перестает быть для них столь значимым. Внимание и признанием в среде сверстников пользуются ребята имеющие активную жизненную позицию( имеющие увлечения, способные на поступок, уверенные в себе)

Еще одно изменение в их мировосприятии – это  открытие конечности своего существования. Это открытие они переносят хоть и скрыто, но чрезвычайно болезненно.

Нарастающей тревожности ребенка способствует, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей социальных, материальных, духовных .

Давайте подробнее рассмотрим  психолого-педагогические особенности развития младших  подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания из-за акселерации (ускорения физических и физиологических процессов).

У подростков все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение этого чувства взрослости и есть главное достижение этого возраста. Способствуют этому условия   ,  требующие  от ребенка самостоятельности, помощи  старшим, а также уважительный тон к нему со стороны окружающих людей.

В чем проявляется стремление к взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе,  как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростка овладевают в общении с взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в  этом тяготении к взрослым немало противоречии и подводных камней…

Например - противоречие между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка.…Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как взрослые дамы, пользоваться косметикой…Мальчики пробуют курить, нецензурно выражаться, чтобы казаться настоящими мужчинами.

Противоречия в отношениях с взрослыми выражаются в  предъявлении требований как к взрослому человеку, когда речи идет о его обязанностях   и правами ребенка (В то время,  сам он предпочел бы обратную картину).

Еще одно противоречие между «нужно» и «опасно». Многие родители и учителя ставят перед собой задачи развития самостоятельности у школьника, но одновременно  не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.

Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становиться содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладает большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания и взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга. Появляется желание исправить недостатки не только другого, но и в себе.

Требования к другу  этом возрасте не терпят компромиссов- откровенность полная, всегда и во всем –вместе, все пополам, требование хранить тайны. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентировать на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.

Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего  подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Это необходимо учитывать при общении с ребенком в присутствии его сверстников.

Для самоутверждения подросток может выбрать одну из ролей:

Умный- претендует на признание своих интеллектуальных способностей. Теперь котируется не столько успеваемость, сколько начитанность, сообразительность, эрудиция. Они могут спокойно воспринимать замечания по поводу их способности, но коллосальной лени, но не потерпят даже намека на неспособность или тупость.

Сильный, смелый, волевой – чаще всего ребята с достижениями в спорте. Отличаются хорошим физическим развитием, стремятся защищать честь коллектива. Этот статус можно считать благополучным с некоторыми оговорками- возможно грубое подчинение более слабых, ущерб  учебной деятельности.…

Активисты- нашедшие себя в общественной деятельности. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно чтобы это не стало самоцелью, не было лишь видимостью деятельности.

Талантливые и увлеченные -самоутверждение этих ребят идет по пути развития их творческих способностей или тяги к какому либо хобби. Этот тип- одна из наиболее благополучных групп подростков.

Надежный друг, верный товарищ- сверстник, основное достоинство которого- умение  дружить, быть верным, т.е. следовать «кодексу чести».

Весьма сомнительна роль классного  шута – местного острослова, или наоборот - дурачка. Конечно поднять настроение  умной , уместной шуткой– большой дар природы, но не каждому он дан.Благородная цель - добить признания, может обернуть трагедией всей последующей жизни. Это не вина , а беда подростка. Надо помочь ребенку найти другой путь почувствовать ситуацию успеха. Возможны и сочетания ролей.

Не находя удовлетворения в своих попытках самоутверждения подростки ,прибегают к способам компенсации состояния неудовлетворенности.

Способ замещения- поиск самореализации в другом виде деятельности, или в другом коллективе.(Другая школа, двор, секции)

Мысленное моделирование- мысленное проигрывание всех выходов из ситуации до нахождения решения.

Фантазирование ; иначе - ложь, непродуктивная форма мысленного моделирования. Создание выдуманного своего мира, если реальный мир его не принял.

Знание особенностей развития внутреннего мира детей в этом возрасте позволит правильно оценить причины  отклонений в поведении подростка и помочь ему.

Еще одна особенность  этого возраста- начинаются бурные процессы полового созревания. Мальчики и девочки чрезвычайно внимательно следят за внешними и внутренними изменениями, которые с ними происходят. Этот процесс требует вдумчивого участия. Какие проблемы при этом возникают?

Подростку в этот период необходим объект для подражания. Сейчас вырабатываются стандарты поведения взрослых мужчин и женщин, и то, какими они будут, во многом зависит от нас с вами.

Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:

-все более возрастает ценность общения со сверстниками;

- ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;

-подросток стремится к самостоятельности, но  не может пока в полной мере распорядиться ею;

-развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.

Важная задача взрослых в этот период – создание ситуации успеха, формирование ценностных установок, предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии ребенка.