МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Ширяева Галина Михайловна, учитель технологии МКОУ «СОШ с УИОП №7» г.Кирово-Чепецка Кировской области

 

Программа курсов по выбору для обучающихся 7, 8 классов «Наш стол»

 

 

1. Название программы.

Программа курса по выбору «Наш стол»  разработана учителем технологии МКОУ СОШ с УИОП №7 г. Кирово - Чепецка Кировской области Ширяевой Г.М. Данный курс разработан для обучающихся 7х, 8х классов (девочек, мальчиков) средних общеобразовательных школ и рассчитан на 68 часов. Первый год обучения 34 часа, 7 класс; второй год обучения 34 часа, 8 класс.

Курс организован в рамках предпрофильной подготовки учащихся 7-8 классов.

 

2. Пояснительная записка.

2.1. Актуальность программы.

Кулинария – искусство приготовления пищи. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой. Умение хорошо, т.е. правильно, вкусно и быстро готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни. Владение кулинарией требует большого объёма знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям.

2.2 Цель курса: формирование общественных и специальных знаний и умений по технологии обработки пищевых продуктов, самостоятельного и осознанного определения своих профессиональных планов.

2.3 Задачи курса:

1. Создать условия для привития практических навыков по приготовлению блюд из овощей и изделий из теста.

2. Ознакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности через:

  • формирование знаний о химическом составе, биологическом значении пищи;
  • формирование у учащихся знаний правил хранения и обработке продуктов для сохранения витаминов и питательных веществ;
  • формирования навыков в области гигиены, санитарии, безопасных приёмах труда;
  • развитие эстетического вкуса, творческих способностей, формирование положительной самооценки;
  • умение планировать и анализировать свою деятельность.

3. Воспитание духовности, уважения к истории своего народа, традициям своего края, культурно- национальным особенностям Кировской области.

4. Поддержка мотивации учащихся к получению выбранной профессии для обеспечения адекватного выбора профиля обучения на старшей ступени образования.

2.4. Теоретическое обоснование программы.

Данный элективный курс состоит из двух модулей (курсов), которые могут быть представлены самостоятельными курсами по 34 часа каждый, соответственно в 7 и в 8 классах.

Первый модуль «Блюда из овощей» – ориентирован на учащихся 7 классов и в основу его содержания положены:

1. Приобретение знаний и умений в приготовлении блюд из овощей.

2. Расширение кругозора.

3. Развитие культуры мышления.

Второй модуль «Изделия из теста» - предполагает обучение учащихся 8 классов и направлен на формирование знаний и развитие умений по приготовлению изделий из теста и определяющих выбор будущей профессии во всех сферах социально-трудовой деятельности.

  • «Человек - Человек» – умение работать в группе, проводить маркетинговые исследования, определять потребности потребителя и т.д.
  • «Человек - Природа» – умение выполнять экологические исследования материалов и продуктов с точки зрения здоровьесберегающих технологий.
  • «Человек - Знаковая система» – умение выполнять расчёт количества продуктов, рассчитывать экономическую целесообразность приготовляемого блюда.
  • «Человек - Художественный образ» – умение создавать оригинальное оформление готового блюда или кулинарного изделия.

Степень сложности материала: базовый, углублённый (в зависимости от состава групп  мальчики или девочки)

Направленность: развитие познавательного интереса и расширение знаний.

Вид курса: межпредметный

  • Биология
  • Химия
  • История
  • Математика
  • ИЗО

Режим проведения: сессионный (2 четверти по 2 часа в неделю в 7 и 8 классах).

Форма проведения: традиционно-урочная, экскурсия, демонстрация видеоматериалов, практические занятия.

Система обучения: предметно-операционная, ситуативно-аналитическая.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстрационный
  • Частично-поисковый
  • Репродуктивный
  • Исследовательский

Деятельность учащихся: гностическая, преобразовательная, изыскательная.

Уровень обучения: от воспринимающего до творческого.

Содержание курса: разработано с учётом знаний полученных обучающимися в школьном курсе изучения «Технологии» 5 и 8 класс (девочки), «Биологии», «Истории», «Химии».

Программа данного курса способствует ориентации учащихся на все сферы человеческой деятельности:

«Человек - Художественный образ» - кондитер, флорист, дизайнер интерьера.

  • «Человек - Знаковая система» - бухгалтер, калькулятор, экономист.
  • «Человек-Человек» - официант, менеджер, бармен.
  • «Человек-Техника» - кассир, оператор посудомоечной машины, слесарь-наладчик.
  • «Человек-Природа» - повар, заведующий производством, пекарь, кондитер, товаровед, лаборант химического анализа, сестра-диетолог.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с биологическим значением продуктов питания человека, химическим составом, организацией рабочего места, безопасными приёмами труда, работе с оборудованием, инвентарём, личной гигиеной работников предприятий питания, санитарными требованиями к хранению и кулинарной обработке овощей и изделий из теста. Знакомится с правилами сервировки стола, правилами этикета за столом, традициями, обрядовыми праздниками Руси.

В процессе практического обучения учащиеся приобретают умения в приготовлении блюд из овощей и изделий из теста, применяют безопасные приёмы труда, готовят традиционные овощные блюда и изделия из теста.

 

Время, отведённое для изучения курса:


1 модуль  «Блюда из овощей»

в 7 классе – 34 часа:

  • 21% - теоретическое обучение.
  • 79% - практико-ориентированная работа.

2 модуль «Изделия из теста»

в 8 классе – 34 часа

  • 22% - теоретическое обучение.
  • 78% - практико-ориентированная работа.

Всего за курс 68 часов:

  • 21% - теоретическое обучение.
  • 79% - практическое обучение.

Приготовление блюд предполагает работу учащихся на трех уровнях в зависимости от интересов, склонностей, способностей.

1. Репродуктивный уровень – предусматривает приготовление блюд по данным рецептам, принятая сервировка стола.

2. Конструктивный уровень – приготовление блюд с изменением рецептуры блюд и данным художественным оформлением.

3. Творческий уровень – приготовление блюд по индивидуальному рецепту и художественному оформлению, оформление стола и подача готового блюда по индивидуальной разработке.

 

3. Учебно-тематический план курса по выбору «Блюда из овощей»

1 модуль ,7 класс

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Биологическое значение блюд из овощей в питании человека

1

1

2

3

Экскурсия в столовую (школьную)

 

2

2

4

Сервировка стола

1

1

2

5

Правила этикета

1

1

2

6

Первичная обработка овощей. Нарезка

1

3

4

7

Тепловая обработка овощей

2

2

4

8

Блюда из отварных овощей

 

4

4

9

Блюда из жареных овощей

 

4

4

10

Блюда из тушёных овощей

 

4

4

11

Блюда из запеченных овощей

 

4

4

 

Всего

7

27

34

 

4. Содержание программы «Блюда из овощей»

Теоретическое обучение – 7 часов:

1. Вводное занятие – 1 час.

Классификация кулинарного оборудования, приспособлений, электрооборудования, правила работы. Инструменты и приспособления для приготовления блюд из овощей. Личная гигиена. Правила безопасного труда. Просмотр документального фильма «Правила техники безопасности при кулинарных обработках». Пища жителей Вятской губернии.

2. Биологическое значение блюд из овощей – 1 час.

Химический состав, биологическое значение овощей в питании человека. Правила хранения овощей для сохранения витаминов. Сроки реализации блюд из овощей.

3. Сервировка стола – 1 час.

Предметы сервировки стола. Основные, вспомогательные приборы, столовая посуда, столовое бельё. Просмотр диафильма «Сервировка стола».

4. Правила этикета – 1 час.

Особенности потребления разных блюд. Этикет за столом.

5. Первичная обработка овощей – 1 час.

Формы нарезки овощей в зависимости от кулинарного использования. Правильное положение рук при нарезке овощей, безопасные приёмы. Инструменты и приспособления для первичной обработки овощей и их нарезки. Просмотр диафильма «Обработка овощей»

6. Тепловая обработка овощей – 2 часа.

Основные и вспомогательные виды термической обработки:

  • Варка
  • Жаренье
  • Пассерование
  • Тушение
  • Бланширование
  • Запекание
  • Припускание

Правила варки, приёмы безопасной работы. Просмотр диафильма «Оформление кулинарных блюд».

 

Практическое обучение – 27 часов:

1. Вводное занятие – 1 час

Охрана труда, организация рабочего места, знакомство с кулинарным оборудованием. Выполнение приёмов безопасного труда.

2. Биологическое значение блюд из овощей в питании человека – 1 час

Определение химического состава овощей. Определение доброкачественности. Определение вегетативных и плодовых овощей.

3. Экскурсия в столовую (школьную) – 2 часа

Инструктаж, знакомство с производственным оборудованием, инструментами и приспособлениями для обработки овощей. Безопасные приёмы работы. Правила оформления и подачи готовых блюд.

4. Сервировка стола – 1 час

Выполнение сервировки стола к завтраку обеду и ужину. Приёмы складывания салфеток. Оформление стола цветами.

5. Правила этикета за столом – 1 час

Правильные приёмы пользования столовыми приборами, поведение за столом.

6. Первичная обработка овощей – 3 часа

Нарезка овощей, украшение для оформления готовых блюд.

7. Тепловая обработка овощей – 2 часа

Пассерование овощей и муки, припускание моркови. Приготовление супов.

8. Блюда из отварных овощей – 4 часа

Приготовление салатов.

9. Блюда из жареных овощей – 4 часа

Приготовление овощных котлет.

10. Блюда из тушёных овощей – 4 часа

Приготовление рагу.

11. Блюда из запеченных овощей – 4 часа

Приготовление запеканки.

 

5. Учебно-тематический план курса по выбору «Изделия из теста»

2 модуль, 8 класс.

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Биологическое значение пищи. Продукты для приготовления изделий из теста

1

1

2

3

Экскурсия на Кирово-Чепецкий хлебокомбинат

-

4

4

4

Пресное тесто

0.5

3.5

4

5

Изделия из песочного теста

0.5

3.5

4

6

Изделия из заварного теста

0.5

3.5

4

7

Бисквитное тесто

0.5

3.5

4

8

Слоёное тесто

0.5

1.5

2

9

Дрожжевое тесто

0.5

1.5

2

10

Традиционные изделия из теста. Угощения на масленицу

0.5

3.5

4

11

Заключительное занятие. Зачёт.

2

-

-

 

Всего

7.5

26.5

34

 

6. Содержание программы «Изделия из теста»

Теоретическое обучение – 7.5 часов

1. Вводное занятие – 1 час.

Классификация кулинарного оборудования, электрооборудования и правила работы на нём. Инструменты и приспособления для приготовления изделий из теста: листы, противни, формы, лопаточки… Просмотр диафильма «Изделия из теста» и «Техника безопасности»

2. Биологическое значение пищи – 1 час.

Продукты для приготовления изделий из теста. Химический состав, биологическое значение пищи. Продукты для приготовления мучных изделий. Сорта пшеничной муки (крупный помол, высший сорт, первый сорт – 2% отрубей, второй сорт – 12 % отрубей, обойная мука). Ингредиенты, добавляемые в тесто. Виды теста: песочное, бисквитное, слоёное, дрожжевое.

3. Пресное тесто – 3 часа.

Технические условия на приготовление изделий из любого вида теста. Жидкое тесто, крутое. Качество замеса теста, температурный режим при выпечке. Контроль качества готового изделия.

4. Традиционные изделия из теста – 0.5 часа

История происхождения народных бытовых обрядов. Масленица – древнейший славянский праздник. Угощения в масленицу. Пасха. Роль пирогов в традиционных русских праздниках. Происхождение слова «пирог». Ассортимент традиционных русских выпечных изделий. Старинные рецепты приготовления блинов. Подготовка сковороды для выпечки, оформления праздничного стола. История русских пряников.

5. Зачётное занятие – 2 часа.

Защита мини-проекта по блюду приготовленному по индивидуальному рецепту.

 

Практическое обучение – 26.5 часа

1. Вводное занятие – 1 час.

Охрана труда, безопасность труда, культура труда. Организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности, электробезопасности, безопасные приёмы труда.

2. Биологическое значение пищи – 1 час.

Определение доброкачественности продуктов для приготовления теста. Расчёт стоимости приготовления 1 килограмма теста.

3. Экскурсия на хлебокомбинат – 4 часа.

4. Технология приготовления изделий из всех видов теста – 20 часов.

Приготовление:

  • Пресное тесто – блины, пельмени.
  • Песочное тесто – печенье, торт.
  • Заварное тесто – эклеры.
  • Бисквитное тесто – торт, пирожные.
  • Слоёное тесто – язычки.
  • Дрожжевое тесто – оладьи, булочки.
  • Кондитерские изделия по индивидуальному рецепту.

5. Традиционные изделия из теста – 4 часа.

Приготовление блинов, пряников и пирогов по старинным рецептам. Подача на стол, оформление традиционных изделий из теста.

Защита мини-проекта по индивидуальной разработке:

  • Разработка технологической карты.
  • Подготовка ингредиентов.
  • Приготовление.
  • Презентация мини-проект.

 

7. Основные знания и умения.

1 модуль, 7 класс

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Использования путей преобразования продуктов в конечный потребительский продукт

Организовывать рабочее место

Кулинарное оборудование и приспособления

Работать с инструментами и приспособлениями

Рецепты традиционных блюд из овощей

Составлять технологическую карту приготовления блюд

Основные безопасные приёмы работы с инструментами и приспособлениями

Выбирать средства и методы работы

Биологическое значение химического состава овощей

Определять доброкачественность

продуктов

Способы хранения и правильной

кулинарной обработки овощей

Пользоваться учебной и справочной литературой

Сроки реализации блюд из овощей

Работать, соблюдая правила техники безопасности, электробезопасности

Правила сервировки стола

Сервировать стол к завтраку, обеду и

ужину

Правила этикета

Правильно вести себя во время

приёма пищи

Первичная обработка, тепловая обработка овощей

Нарезать овощи в зависимости от кулинарной обработки

Формы нарезки в зависимости от

кулинарной обработки

Готовить овощные холодные и

горячие блюда

 

Правильно оформлять перед подачей готовое блюдо

 

2 модуль, 8 класс

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Использования путей преобразования продуктов в конечный продукт

 

Работать с кулинарным оборудованием, используя безопасные методы и приёмы

труда

Классификацию кулинарного оборудования

Составлять технологическую карту приготовления кулинарного изделия

Рецепты традиционных блюд из теста

Выбирать средства и методы работы

Безопасные приёмы труда

Проектировать и разрабатывать

объект труда с учётом профессионально важных качеств

Способы хранения продуктов для теста

Готовить изделия из теста по

данным рецептам

Продукты для приготовления изделий из

теста и способы определения их доброкачественности

Готовить по изменённым рецептам

Виды теста, способы приготовления

Определять доброкачественность продуктов

Ассортимент национальных выпечных изделий

Пользоваться литературой

Традиционную кухонную посуду и утварь

Определять качество готового изделия

Обрядовые блюда масленицы, пасхи

Правильно оформлять, подавать готовое изделие

Культуру быта

 

 

8. Ожидаемый результат.

1. Планируемый результат обучения учащихся определяется по каждому образовательному модулю с учетом требований основных знаний и умений.

2. Ожидаемый результат по окончанию 1 курса (модуля) 7 класс:

  • Освоение приёмов работы по приготовлению блюд из овощей.
  • Приготовление традиционных блюд из овощей.
  • Разработка рецептов и приготовление блюд по собственным рецептам.

Ожидаемый результат по окончании 2 курса (модуля) 8 класс:

  • Приготовление изделий из теста как традиционных, так и по разработанным рецептам.

Оценка результатов будет проводиться по зачётной системе.

 

9. Методические рекомендации.

Модульная структура и практическая направленность курса предполагает освоение учащимися способов деятельности, которые будут положены в основу формирования элементов ключевых компетентностей: компетентности разрешения проблем, информационной, коммуникативной, технологической. Каждый модуль в рамках курса автономен, в некоторых случаях отдельные темы в содержании модулей дублируется, что позволяет выстраивать разную последовательность освоения материала в зависимости от возможностей учащихся.

Содержание программы позволяет вывести учащихся на три уровня обучения- воспроизведения, новшества, творчества.

I этап - уровень воспроизведения. Используется репродуктивный, объяснительно- иллюстративный методы обучения. На этом этапе проводится инструктаж по технике безопасности, приемам работы. Учащиеся знакомятся с инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления блюд, правильной организации рабочего места, определением доброкачественности ингредиентов, правилами хранения продуктов и т.д.

II этап-  уровень новшества. Используются частично- поисковые, проблемные методы, которые включают в себя овладение новыми знаниями в области приготовления блюд на основе знаний, полученных на I этапе обучения. Учащиеся должны самостоятельно выбирать средства и методы работы, составлять технологическую карту приготовления кулинарного изделия, определять стоимость, готовить по индивидуальной разработке.

III этап- творческий. Предполагает написание мини- проекта по индивидуальной разработке кулинарного изделия, защиту проекта, проведение исследования по представлению рецептов традиционных блюд, приготавливаемых на Руси, конкретно жителями Вятской губернии. Работа проводится на основе самостоятельного изучения учебной и научно- популярной литературы.

Оценка результатов проводится по зачетной системе, т.е. получив зачет за один этап работы, обучающийся может приступать к следующему.

При изучении курса выделяются основные темы:

-«Физиология питания»

- «Технология обработки овощей»

- «Технология приготовления изделий из теста»

- «Сервировка стола. Этикет за столом».

С учетом развития творческих способностей возможно выполнение мини- проекта.

Культурологический подход при обучении учащихся реализуется через введение таких вопросов, как элементы этикета, сервировка стола.

Так как цель темы «Физиология питания»- научить учащихся рационально питаться и эффективно использовать свойства природных средств, то необходимо акцентировать внимание учащихся на содержании, методах сохранения витаминов в пищевых продуктах при хранении и кулинарной обработке, на суточной потребности пищевых веществ.

Целесообразно процесс изучения темы сопровождать демонстрацией наглядных пособий, направленных на запоминание основных понятий.

На занятиях по темам «Технология обработки овощей» и «Технология приготовления изделий из теста» учащиеся должны получить конкретный результат в виде блюда, приготовленного своими руками.

При изучении отдельных продуктов и приготовлении из них блюд существует алгоритм:

1. Сведения о продукте. Значение продукта в питании человека.

2. Использование продукта в кулинарии.

3. Первичная и тепловая обработка.

4. Инструменты и приспособления для обработки.

5. Способы приготовления блюд.

6. Посуда для приготовления и подачи пищи.

7. Организация рабочего места.

8. Санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности.

9. Требования к качеству приготовленного блюда.

10. Оформление и подача готового блюда.

11. Сервировка стола. Правила поведения за столом и пользование столовыми приборами.

При организации уроков учитель должен выбирать такие блюда, которые быстро готовятся и в процессе их приготовления формируются и развиваются специальные и технологические умения.

При сообщении сведений используются объяснительно- иллюстративный и репродуктивный методы. Использование межпредметных связей позволяет создать проблемные ситуации, развивающие мышление. Сообщение интересных фактов из истории кулинарии может быть результатом исследовательских работ, выполненных учащимися.

Приступить к практической работе можно, когда учитель убедится в том, что каждый ученик ознакомился с инструкционной картой и понял, что он должен делать.

Перед приготовлением провести органолептическую оценку принесенных продуктов, чтобы убедиться в их доброкачественности.

Удобен для проведения практических занятий бригадный метод. Каждая бригада готовит одно блюдо.

При формировании практических умений и навыков важную роль играет демонстрация приемов выполнения работы учителем.

К сервировке стола приступают во время тепловой обработки продуктов.

Тема «Сервировка стола. Этикет за столом» изучается на каждом занятии.

В конце занятия учитель обобщает материал. При оценке результата практической работы учитывают следующие показатели:

- качество: вкус, цвет, запах, консистенцию;

- оформление блюда;

- соблюдение ПТБ, санитарно- гигиенических правил.

При проведении практических занятий с целью развития творческих способностей возможно выполнение и защита учащимися мини- проектов.

В процессе формирования практических умений и навыков учитель всегда должен помнить о профессиональном просвещении учащихся

 

10. Библиографический список.

1. Барылкина Л.П., Соколова С.Е. «Технология 5-9 класс. Конспекты уроков. Элективные курсы», ООО «5 за знания». Методическая библиотека, М., 2006.

2. Голуб Г.Б. Метод проектов- технология компетентностно- ориентированного образования. Изд. «Учебная литература», 2006 г.

3. Казакевич В.М., Марченко А.В. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии», М., Дрофа, 2000.

4. Кожина О.А. «Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда», М. Дрофа, 2003.

5. «Крестьянка», 2004-2006г., ежемесячный журнал.

6. Ларина В.П. «Методические рекомендации по организации курсов по выбору предпрофильной подготовки», Киров, 2004. Серия «Профильная школа».

7. Марченко А.В. Программно- методические материалы: технология. 5-11 класс. М, Дрофа, 2001.«Профильная школа». 2006. Методический журнал.

8. Патрушева Л.К. Методика обучения технологии. Киров, ВГПУ, 2002 г.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ (С ПРИЛОЖЕНИЯМИ) -

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ