МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Бабаев Геннадий Иванович, старший мастер ГОУ НПО «Профессиональное училище № 37» г.Ногинск Московской области

 

Активные методы производственного обучения

 

 

Организация и ведение учебного процесса, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся,  представляет собой активное обучение. Активные методы обучения имеют следующие особенности:

  • Проблемность. Основной  задачей  является введение  обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания
  • Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (профессиональных или ролевых) задач и функций обучаемого. Формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности.
  • Взаимообучение. Основным  моментом многих форм проведения занятий  активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.
  • Индивидуализация. Учебно-познавательная  деятельности  должна быть организована с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося.
  • Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активном обучении педагог выступает в роли консультанта, он «руководит» самостоятельной работой, реализуя принцип педагогики сотрудничества
  • Мотивация. Профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность выступают основными мотивами  обучения.

В освоении профессиональной деятельности активные методы обучения играют огромную роль. Если в процессе приобретения теоретических знаний обучающийся ещё может выступать в роли «слушателя», то в овладении практическими навыками он должен быть активным участником процесса обучения.

При формировании и совершенствовании профессиональных умений и навыков  решается целый  ряд дидактических задач -  это и закрепление полученных знаний, формирование  умений  применять их на практике, формирование и совершенствование умения работать с информацией, анализировать и обобщать, принимать и обосновывать решения, аргументировано их защищать в дискуссии, взаимодействовать, управлять процессом в динамике его развития.

Для решения этих задач  возможно применять имитационные методы активного обучения — неигровые и игровые.

В качестве неигровых  можно использовать анализ и обсуждение конкретных ситуаций, решение ситуационных (производственных) задач, разбор инцидентов (событий), разбор деловой документации. К игровым методам в данном случае относится разыгрывание ролей (инсценировка), деловые имитационные игры, игровое проектирование и так далее.

Наряду с имитационными могут применяться и неимитационные методы активного обучения. Эти методы основаны на  выполнении обучающимся  определенных профессиональных действий  и функций  в реальных условиях. К таким методам можно отнести решение производственных задач непосредственно на месте (учебная мастерская или производство), проектирование на реальных объектах, анализ и обобщение конкретных рабочих материалов, стажировка.

Преимущество методов  активного обучения состоит в том, что учащиеся побуждаются к активной мыслительной деятельности, что способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает  учащихся вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения.

Однако активное обучение требует от обучающихся определенных интеллектуальных умений, усилий мысли, заставляет преодолевать трудности, поэтому не  все дети готовы к активному обучению.