МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Речкина Любовь Федоровна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей», ЯНАО Тюменской области

 

Статья «Взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель» в условиях учреждения дополнительного образования»

 

 

Современное состояние семьи в России и в частности в Красноселькупском районе, можно охарактеризовать как кризисное. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей (особенно коренных малочисленных народов севера), ухудшение состояния здоровья населения, изменением роли членов семьи, ростом количества неполных семей и др.

В этих условиях система образования является ведущим институтом воспитания детей и взаимодействия с семьей. Немаловажная роль в этом принадлежит учреждениям дополнительного образования, которые призваны помочь семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, актуализирует разработку единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений.

Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы дополнительного образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону приоритета семейного воспитания.

По исследованиям ряда авторов (О.Ю. Арсентьева, М.И. Болотова, В.П. Голованов, Л.Н. Ходунова, А.И. Щетинская, Лизинский В.М. и др.) учреждения дополнительного образования детей представляют открытую социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению взаимодействия с семьей, выработку единой педагогической позиции в воспитании детей. Позитивное решение проблем, отвечающих интересам детей, их личностному развитию возможно лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогает в их культурном и духовном развитии, содействует укреплению взаимопонимания родителей и детей. Признание приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

 

«Красноселькупский центр дополнительного образования детей» (далее Центр) имеет в своем арсенале достаточно условий для творческого развития личности, ее самоутверждения, и оказывает помощь детям и подросткам в их развитии и воспитании.

 

Главной целью педагогического коллектива в работе по данному направлению является установление прочных продуктивных контактов с родителями воспитанников и активное заинтересованное взаимодействие родителей с педагогами Центра в личностном творческом развитии ребенка.

В воспитательном пространстве создаются условия для более устойчивого взаимодействия семьи и Центра в вопросах гражданской позиции, семейных отношениях и реализации творческого потенциала воспитанников.

 

Для достижения цели  определены следующие задачи:

  • создание условий для участия семьи в управлении образовательным процессом  МОУ ДОД «КЦ ДОД»;
  • организация совместной деятельности педагогов и родителей, направленной на личностное развитие, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптации их к жизни в обществе;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • расширение знаний педагогов о нетрадиционных формах, методах работы с родителями  для  применения их на практике.

Участниками совместной деятельности являются: администрация Центра, методическая служба, психологическая служба, педагоги Центра, родительский актив, воспитанники Центра, представители  общественных организаций.

Главные функции взаимодействия Центра и семьи: воспитательная, духовно-нравственная, оздоровительная, культурно-просветительская, досугово-творческая, стимулирования детей, охранно-защитная.

Следует отметить и разнообразие форм и видов деятельности Центра

с детьми и родителями.

 

Педагогический коллектив Центра  уделяет большое внимание родительским лекториям и родительским собраниям, которые направлены на повышение педагогической культуры родителей воспитанников. Традиционными мероприятиями в этом направлении стали:

  • родительская конференция на тему: «Семья и здоровый образ жизни»,
  • круглый стол «Искусство быть семьёй»,
  • Декада «Семья и ЗОЖ».

 

Индивидуальные консультации, которые проводит с родителями педагог - психолог способствуют укреплению межличностных отношений в семье. Совместные коллективные творческие дела, способствуют установлению  взаимоотношений – проявлением такта и внимания к мнению друг друга, эмоциональной готовностью к совместной деятельности, удовлетворенностью ее результатами, творческим сотрудническим характером отношений, стимулирующим инициативу и самостоятельность. Среди таких творческих дел, которые проводятся в условиях Центра можно назвать:

  • конкурс – фестиваль детского народного творчества «Все краски Ямала»;
  • конкурсы семейного творчества;
  • вечер – встреча трёх поколений: «Под Полярной звездой»
  • презентация детских работ:  «Мой папа – солдат»;
  • ПВД  «За здоровьем всей семьёй»
  • конкурс рисунков « Мамины глаза» и т.д.

 

Все вышеперечисленные формы деятельности в содружестве «педагог-ребенок-родитель» способствуют гуманизации взаимоотношений всех субъектов взаимодействия, формированию ценностного единства семьи и педагогов в воспитании детей, расширению информационного поля в вопросах воспитания, овладению технологиями совместной творческой деятельности, формированию прикладных умений, демонстрации практических достижений.

 

Для эффективного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» необходимо стимулирование, которое включает:

  • моральное и материальное поощрение педагогов и родителей.
  • благодарственные письма родителям за хорошее воспитание детей.
  • почетные грамоты и дипломы за активное участие в совместной деятельности.
  • поздравления родителей с календарными праздниками и днем рождения.
  • персональные выставки творческих работ детей и родителей.

 

Установление тесного сотрудничества семьи и Центра в организации УВП и досуга детей способствуют активному вовлечению семьи в воспитательную работу Центра и созданию комфортных условий для каждого воспитанника.

Для ведения мониторинга методической службой  Центра два раза в год проводится  диагностика:

-количественного и качественного участия родителей в образовательном процессе;

-удовлетворенности родителей работой Центра.

Педагоги и воспитанники Центра в течение учебного года принимают участие в конкурсах, фестивалях различного уровня и направления и занимают высокие призовые места.

 

Взаимодействие Красноселькупского центра дополнительного образования детей с семьей – это полифункциональное, специально организованное, социально обусловленное целенаправленное общение педагогов  и родителей, характеризующееся субъектной согласованностью в выработке единых целей, средств и методов дополнительного образования, позволяющее осуществлять индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в целях всестороннего развития личности ребенка.