МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Шатунова Людмила Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №9» Волжского района г.Саратова

 

Формирование способов коллективной мыслительной деятельности на уроках-практикумах


 

Современная школа призвана  формировать у обучающихся  социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам –  как коллектива, так и общества в целом.

Такой подход в обучении может быть успешно реализован в ходе проведения уроков-практикумов. Уроки  такого типа, как правило,    нацелены на формирование  способов коллективной мыслительной и практической  деятельности, развитие познавательной  активности, исследовательских навыков.

Практикумы по русскому языку,  например, выполняют различные функции:

развитие культуры умственного труда и речи (монологической, диалогической, письменной); освоение различных приёмов работы с текстом; предоставление каждому обучающемуся возможности самому определять и выполнять определённую функцию в работе той или иной группы, совершенствовать культуру общения.

 

Урок-практикум

«Функциональные стили речи»

(11 класс)

 

Цели:

▫       обобщить знания учащихся о стиле речи, как совокупности языковых средств и приёмов,  сформировать умение свободно пользоваться различными стилями речи  в конкретных ситуациях

▫       развивать устную и письменную речь, стимулировать развитие познавательной  активности, исследовательских навыков, применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

▫       способствовать развитию и коммуникативных умений  в ходе групповой работы, работы в парах

▫       воспитывать внимательное, бережное  отношение к родному языку, культуру общения,  языковую культуру

 

Формы работы: индивидуальная,  парная,  групповая

 

Структура урока:

1. Сообщение темы, мотивация

2. Актуализация знаний

3. Практическая часть урока

  • постановка познавательных задач
  • распределений заданий по группам
  • осмысление заданий и планирование работы в группах
  • распределение функций (ролей) внутри групп
  • индивидуальное выполнение задания
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группах
  • предъявление (презентация) результатов деятельности

4. Подведение итогов  работы в группах.

5. Рефлексия.

 

Актуализация знаний

Что лежит в основе разграничения стилей речи?  (содержание, цели высказывания, ситуация, сфера употребления, основные признаки и языковые особенности). На что указывает характеристика «функциональный»? (разные стили выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае). Функциональный стиль речи предназначен обслуживать ту или иную сферу деятельности человека, реализовывать ту или иную коммуникативную функцию языка (научную, правовую, публичную, эстетическую и др.).

 

Практическая часть

1. Назовите основные функциональные стили русского языка. Прочитайте фрагменты и выполните задания.

Текст 1

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского языка». Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они  то  шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают,  как первый  хрупкий  лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медленным строем, подобно движению звезд над лесным краем.

Текст 2

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силы, и тогда слетели все листья и остались на старой липе только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче,  дунул, и брызнула туча, и сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал и погнал,  и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи – и мокрые леса и поля засверкали.

Текст 3

Ну и ветрище!  Налетел откуда ни возьмись… Последние листья с деревьев  посрывал.  Вон липа, стоит теперь  голым гола… И дождище такой нагнал! Надо же! Все небо в тучах… Пасмурно, тоскливо. Хоть бы солнце  что ли скорее выглянуло… Ну, слава Богу, просветлнело.

Текст 4

Авторскую специфику всего написанного Пришвиным определяет присущее ему глубокое и острое чувство природы, умение видеть и понимать её законы, способность к диалогу с ней. Воспринимая природу и каждое её явление как поэт и как учёный, писатель всегда стремится постичь величие и простоту природы… Язык простой, ёмкий и выразительный, обращает на себя внимание строгий словесный отбор. Нередко встречается ритмическая организация текста.


  • Задания для групповой работы

1 группа

1. Какие  тексты принадлежат К.Паустовскому, М.Пришвину, а какой взят из научной статьи? Аргументируйте свой ответ.

2 группа

1. Проанализируйте один из текстов (по выбору), укажите характерные стилевые черты,  языковые средства лексической  и синтаксической выразительности, тропы, фигуры речи.

3 группа

Какой из текстов относится к разговорному стилю речи?  Преобразуйте его в художественный. Укажите в новом тексте  тропы, фигуры речи.

 

  • Задания для индивидуальной работы (или работы в парах)

1. Распределите названные жанры  по колонкам  согласно их принадлежности к тому или иному стилю:

научный

Официально-деловой

 

 

статья, указ, монография, постановление,  договор, рецензия, заявление, тезисы,  закон,  инструкция, приказ,, доклад, распоряжение, реферат, протокол,   лекция,  заключение, докладная,  аннотация,  коммюнике

 

2. По данным специфическим характеристикам  определите стиль речи:

▫         обилие терминов и абстрактных понятий

▫         отсутствие разговорных и эмоционально-экспрессивных слов

▫         полное отсутствие средств выразительности и образности изложения

▫         отсутствие побудительных и вопросительных предложени

 

3. Назовите стиль речи, который  призван служить для информирования о событиях, явлениях, процессах и для обсуждения актуальных общественных вопросов.

В качестве примера приведите фрагмент текста данного стиля.

 

Обсуждение результатов работы внутри групп.

 

  • Творческие задания для групп

Дополните ( или преобразуйте) данные  фрагменты элементами, свойственными художественному стилю речи.

1 группа

Саратовская область расположена на юго-востоке европейской части России. Река Волга делит область на Левобережье (Заволжье) и Правобережье. Приволжская возвышенность подходит к Волге высоким уступом, образуя большое количество узких и глубоких оврагов,  Недалеко от Хвалынска возвышенность поднимается над уровнем моря, образуя так называемые Хвалынские горы, склоны которых покрыты хвойными и лиственными деревьями. Это одно из наиболее живописных мест Приволжья.

2 группа

Одно из самых прекрасных мест в Саратове, это памятник “Журавли”. Его видно из множества мест Саратова.  Памятник находится на одной из самых высоких гор Саратова ,  откуда очень красивый и большой панорамный обзор практически всего города. … Это одно из самых достопримечательных мест не только Парка Победы, но и всей Саратовской области.

3 группа

Около года плавали корабли Джеймса Кука  среди льдин, но континента так и не нашли. С тех пор поиски южного материка прекратились. Однако великий русский учёный  М.В.Ломоносов писал «Я верю, что в высоких широтах Южного полушария существует матёрая Земля, покрытая вечными льдами».  Эти слова  нашли блестящее подтверждение, когда  были проведены экспедиции под руководством М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена.

Подведение итогов работы в группах

Оценка работы каждого обучающегося – дело самой группы.

 

Рефлексия (выясняется,  оправданы ли ожидания от урока его результатами, фиксируются личные достижения учащихся  и определяются направления дальнейшей работы).

 

Литература  и источники

1. Любичева Е. В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем. — М.,2007
2. Шатунова Л.Г. Самореализация личности в групповой учебно-познавательной деятельности на уроках-практикумах.  //Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013.  — 176