МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Тайницкая Мария Викторовна, учитель английского языка МБОУ СОШ №2 г.Озеры Московской области

 

Профессиональное становление педагога


 

Что такое профессиональное становление педагога? Как долго идет этот процесс? Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной лестнице?

Ответы на эти и другие вопросы волнуют многих молодых специалистов, получивших диплом об окончании вуза. Но немногие задумываются о том, что начало карьеры закладывается еще в период обучения.

Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Оно проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером.

В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. И его можно развить, если заниматься этим постоянно и целенаправленно. Для достижения многих целей, связанных с ростом профессионального мастерства, необходимо заниматься самообразованием. Это необходимое постоянное слагаемое жизни культурного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Самообразование ценно не как «узкое набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, неформальное общение с ней. А значит  - это полное, многостороннее и естественное самочувствие человека. Самообразование все чаще направляется в сферу приобретения и уточнения наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости.

Но как стать личностью? Как создать себя как педагога?

Для этого нужно уметь управлять собственным развитием. Необходимо выстроить профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы именно ваши конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

Образовательная траектория – это возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в данной области, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.

В самоорганизации личности проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Саморегуляция – это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов.

Иными словами, чтобы добиться результатов, необходимо постоянно изучать себя.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.

Итак, профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией, специалист своего дела.

Профессионализм как психическое и личностно образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.

Таким образом, саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков. «Призванием становится интерес, помноженный на труд» – писал В.А. Сухомлинский.

Профессиональное самосознание содержит представление профессионала о  себе и своей ценности, своем вкладе в обще дело. Структура профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:

1.сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности

2.знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей.

Самосознание тесто связано с самовоспитанием. А это сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Профессиональное самовоспитание означает не только развитие специальных знаний, умений и навыков, но и предполагает совершенствование многих других неспецифических для данной профессии, но профессионально значимых качеств личности.

Процессы воспитания и самовоспитания органически переплетаются. Самовоспитание скрывает в себе логику процесса формирования качеств личности, представляющую собой ряд последовательных этапов, в соответствии с которыми поднимается уровень воспитанности, совершенствуются мотивы и способы как поведения личности, так и ее самостоятельной деятельности.

Таким образом, овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда. Все это крайне необходимо для становления профессии педагога. Прежде всего нужно понять себя, научиться разбираться в себе, а затем уже приступать к работе с детьми.