МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Миннебаева Антонина Степановна, преподаватель ГБОУ СПО «Медицинский колледж №5 департамента здравоохранения г.Москвы»

 

Методические рекомендации для проведения внеаудиторного мероприятия

«Определение зрительных функций»

 

 

Пояснительная записка

Методические рекомендации на тему: «Определение зрительных функций» предназначены для организации и проведения внеаудиторного мероприятия-конкурса со студентами IV курса специальностей 060109 Сестринское дело по дисциплинам «Сестринское дело в офтальмологии».

Актуальность мероприятия:

  • практическая востребованность работы медперсонала среднего звена в сфере офтальмологии.

Проведение данного мероприятия:

  • способствует обобщению, систематизации и закреплению теорегических знаний по одной из наиболее значимой в практическом здравоохранении тем;
  • развивает самостоятельное клиническое мышление студентов,
  • демонстрирует уровень сформированности профессиональных компетенций будущих медицинских работников;
  • раскрывает творческие возможности, способность к саморазвитию и самореализации;,
  • повышает активность студентов, стимулирует фактор их личной заинтересованности, улучшает микроклимат в группе.

В ходе выполнения конкурсных заданий прослеживаются межпредметные связи с учебными дисциплинами: анатомией, физиологией, патологией, латинским языком, фармакологией.

Конкурс проводится в 3 этана. В конкурсе могут принимать участие бригады студентов одной группы или команды, созданные из студентов разных групп одной специальности подготовки.

Цель 1 этапа — проверить знание основной терминологии по теме.

В ходе II этапа демонстрируется уровень сформированности таких компетенций, как умение исследовать зрительные функции (командное состязание).

В ходе III этапа, который проводится в форме индивидуального состязания капитанов команд, демонстрируются знания анатомо-физиологических особенностей органа зрения.

После каждого этапа жюри проводит оценку, а после III этапа подводит итог, объявляет результаты соревнования и команду-победителя.

Проведению конкурса предшествует подготовительный этап, предусматривающий самостоятельную внеаудиторную работу студентов, в ходе которой они:

  • изучают дополнительную литературу;
  • моделируют производственные ситуации;
  • отрабатывают практические навыки по выполнению манипуляций и ведению документации;
  • подбирают название (может быть и девиз) своей команды, оформляют соответствующую эмблему;

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Место проведения: кабинет доклинической практики

Время проведения: 60—70 минут

 

Общая цель:

  • Закрепить полученные знания по теме « Анатомия и функции органа зрения»
  • Демонстрация знаний и умений по теме «Определение зрительных функций»
  • Демонстрация умения общаться с пациентом в ходе обследования
  • Создание атмосферы творчества, сотрудничества, выявление положительных личностных; качеств студента
  • Развиватие традиции проведения профессионального конкурса.

 

Конкретные цели:

Студенты должны уметь:

  • Общаться с пациентом в ходе обследования
  • Определять остроту зрения
  • Определять цветовое зрение
  • Провести периметрию
  • Провести коррекцию пониженного зрения
  • Записать данные обследования в мед. карту пациента
  • Выписать рецепт на очки (схематично).

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

Этап мероприятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Методические оснащения

Организационный момент

Преподаватель приветствует собравшихся, называет тему, озвучивает мотивацию темы, представляет членов жюри, проводит жеребьевку, рассказывает о ходе проведения конкурса.

Капитаны команд участвуют в жеребьевке

Конверты с номерами

Представление команд

Преподаватель организует и направляет деятельность студентов согласно сценарию каждого этапа.

Капитаны команд представляют участников и эмблему своей команды

 

Основной этап конкурса

I этап конкурса « Разминка»

Проводится в форме открытого тестового задания. Преподаватель предлагает представителям команд поочередно отрывать листок модели органа зрения с вопросом и отвечать на него в течении  30 секунд.

II этап конкурса “ Определение функций органа зрения»:

1. Определение остроты зрения и цветоощущения. Запись в документ.

2. Определение остроты зрения и периметрия. Запись в специальный бланк и амбулаторную карту.

3. Определение остроты зрения и коррекция. Подбор очков. Запись в амбулаторную карту и выписка рецепта на очки.

 

На доске модель органа зрения. Студент отвечает на вопрос

Выполнение конкурсного задания согласно жеребьевке

Часы, фрагменты с заданием

Аппарат Рота с таблицами Головина-Сивцева, таблицы Рабкина, периметр, набор оптических линз, универсальная оправа, бланки для записи периметрии, рецептурные бланки, амбулаторные карты

Жюри оценивает конкурс «Разминка»

III этап. Конкурс капитанов

Капитаны поочередно подходят к столу, выбирают билет с заданием и отвечают на него.

Билеты с заданием.

Жюри оценивает конкурс « Определение функций органа зрения»

Жюри оценивает конкурс капитанов

Заключительная часть, подведение итогов.

Преподаватель дает слово председателю жюри для подведения итогов, объявления победителей и вручение призов

Студенты принимают активное участие

Бланки работы жюри и призы

 

1 КОНКУРС: «РАЗМИНКА — ОПРЕДЕЛИ ТЕРМИН».

 

Оснащение этана:

  • Доска
    • «Лепестки» модели

Порядок  проведения.

На доске закреплены листы модели «Орган зрения», на каждом из которых написан один из терминов, предлагаемых для разминки.

Представители команд по очереди подходят к доске, выбирают «лепесток» и дают соответствующее определение.

Вопросы для конкурса:

1. Аккомодация-это...

2. Периметрия-это...

3. Пресбиопия-это...

4. Диоптрия-это...

5. Рефракция- это...

6. Скотома-это...

7. Физиологическая скотома- это...

8. Коррекция- это...

9. Гиперметропия- это...

10.  Миопия- это...

  • Оценочный лист конкурса «Разминка»

 

1

2

3

4

5

Итог

1 команда

 

 

 

 

 

 

2 команда

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

  • Правильный ответ- 3 балла
  • Неполный ответ- 1 балл
  • Неправильный ответ- 0 баллов

 

2 КОНКУРС: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ»

 

Оснащение этапа:

  • Аппарат Ротта с таблицей Сивцева
  • Таблица Рабкина
  • Настольный периметр
  • Бланки для периметрии
  • Набор оптических линз
  • Универсальная оправа
  • Рецептурные бланки
  • Амбулаторные карты

Порядок проведения конкурса:

Преподаватель вызывает по три человека от каждой команды для получения конкурсных заданий.

Первая команда распределяет полученные задания между собой и расходится по рабочим местам.

Вторая команда на время покидает аудиторию.

Далее каждый член отвечающей команды демонстрирует на статисте навыки общения и выполнение манипуляций соответствующего задания.

Затем отвечавшая команда занимает места в зале, а вторая команда приглашается для выполнения конкурсного задания.

Задание:

  • Проверить остроту зрения и цветоощущение. Сделать запись в амбулаторную карту.
  • Проверить остроту зрения и провести периметрию. Сделать запись в амбулаторной карте.
  • Проверить остроту зрения и провести коррекцию. Подобрать очки. Сделать запись в амбулаторную карту и выписать рецепт на очки (схематично).

 

3. КОНКУРС КАПИТАНОВ по теме: Основные особенности анатомического строения органа зрения

 

Оснащение:

  • Стол, билеты с заданиями, секундомер

Порядок проведения конкурса:

Ведущий приглашает Капитанов команд для участия в конкурсе. Предлагает им вытянуть билет с заданием со стола.По сигналу ведущего, Капитаны поочередно отвечают на поставленные вопросы из билета.

При затруднении или неправильном ответе вопрос передается другому капитану, получающему дополнительный балл за правильный ответ.

Задание: назовите анатомические элементы органа зрения

№/п

Вопрос

Капитан 1 команды

Капитан 2 команды

1.

Назовите основные пазухи вокруг орбиты

 

 

2.

Назовите оболочки глазного яблока

 

 

3.

Перечислите названия оболочек глазного яблока

 

 

4.

Назовите части наружной оболочки глаза

 

 

5.

Назовите части средней оболочки глаза

 

 

6.

Назовите функции сетчатой оболочки глаза

 

 

7.

Назовите отделы зрительного нерва

 

 

8.

Перечислите содержимое глазного яблока

 

 

9.

Перечислите функции хрусталика

 

 

10.

Перечислите функции стекловидного тела

 

 

Всего баллов

 

 

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ РАЗМИНКИ

Аккомодация — способность глаза видеть на различных расстояниях

Анизометропия — разница между рефракцией правого и левого глаза

Рефракция — преломляющая способность оптической системы глаза

Гиперметропия (дальнозоркость) — слабая рефракция, при которой задний главный фокус оптической системы глаза находится позади сетчатки («за глазом»)

Миопия (близорукость) — сильная рефракция, при которой задний главный фокус оптической системы глаза находится перед сетчаткой

Эмметропия – нормальная рефракция, при которой главный фокус оптической системы глаза находится на сетчатке

Периметрия – исследование границ поля зрения на сферической поверхности

Пресбиопия – возрастное ослабление аккомодации, при которой ухудшается зрение вблизи

Диоптрия – единица измерения преломляющей силы линзы с фокусным расстоянием в 1м

Скотома – дефект в поле зрения

Физиологическая скотома (слепое пятно) — проекция диска зрительного нерва в поле зрения

Коррекция — исправление пониженного зрения с помощью очковых линз

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАДАНИЯ КОНКУРСА КАПИТАНОВ

Основные особенности анатомического строения органа зрения.

 

Вопрос

Ответ

1. Назовите основные пазухи вокруг орбиты

Лобная, решетчатая, гайморова

2. Назовите оболочки глазного яблока

Наружная, средняя, внутренняя

3. Перечислите название оболочек глазного яблока

Роговица и склера, сосудистый тракт, сетчатка

4. Назовите части наружной оболочки глаза

Роговица, лимб, склера

5. Назовите части средней оболочки глаза

Радужка, цилиарное (ресничное) тело, собственно сосудистая оболочка

6. Назовите функции сетчатой оболочки глаза

Острота зрения, цветоощущение, периферическое зрение

7. Назовите отделы зрительного нерва

Внутриорбитальный, внутрикостный, внутричерепной.

8, Перечислите содержимое глазного яблока

Жидкость передней и задней камер, хрусталик, стекловидное тело

9. Перечислите функции хрусталика

Преломляющая, пропускает лучи света, участвует в аккомодации

10. Перечислите функции стекловидного тела

Пропускает лучи света, защитная, обеспечивает стабильную форму глаза.

 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

1. Усадить пациента на стул, спиной к окну. Объяснить ход процедуры.

2. Стул стоит на расстоянии 5 м от таблицы Сивцева - Головина.

3. Закрыть левый глаз пациента щитком (правый глаз должен быть открыт)

4. Указкой показать буквы 10-го ряда таблицы.

5. Если не видит буквы 10-го ряда, то переходить к выше стоящим строчкам.

6. Чтобы записать остроту зрения, надо показать все буквы на строке.

7. Если пациент читает буквы 10-го ряда, то острота зрения 1.0.

8. Допускается неправильное название двух знаков в 7-ой, 8-ой, 9-ой и 10-ой строчках, но об этом должна быть отметка в истории болезни. Острота зрения будет соответствовать 0.7, 0.8, 0.9, 1.0.

9. В 3-й, 4-ой, 5-ой и 6-ой строчках допускается одна ошибка в ответе, острота зрения записывается соответственно 0.3, 0.4, 0.5, 0.6.

10. В 1-ой и 2-ой строках таблицы должны быть правильно названы все знаки.

11. Если пациент не может правильно назвать знаки 1-ого ряда, то следует попросить его встать и приблизиться к таблице до того расстояния, с которого четко видит буквы первого ряда.

12. В этом случае острота зрения зависит от расстояния, с которого пациент читает буквы первого ряда.

Цена 1 м = 0,02

Если читает первую строчку с 2-х метров, то зрение будет 0,04, если с 3-х метров — то 0,06, если с 1,5 м — то 0,03 и т.д.

13. После проверки остроты зрения правого глаза, закрыть его щитком и проверить остроту зрения левого глаза в той же последовательности.

14. Сделать запись в амбулаторную карту

Пример записей:

 

Visus OD - 1.0

Visus OD – 0,3

Visus OD – 0,06

Visus OS - 1.0

Visus OS – 0,6

Visus OS – 0,4

 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ

1. Проверяется бинокулярно с помощью Таблиц Рабкина.

2. Таблицы располагают на уровне глаз исследуемого, на расстоянии 1м.

3. Усадить пациента спиной к окну.

4. Объяснить пациенту ход процедуры и приступить к обследованию

5. Таблицы показывают по порядку с экспозицией 3-5 сек.

6. Если обследуемый пациент правильно прочел все все знаки на таблицах, то запись в карте

—   «Цветоощущение в норме».

7. Если обследуемый не читает какие-то знаки таблицы или называет некоторые знаки неправильно, то запись в карте — «Цветоощущение нарушено»

8. Чтобы выяснить, какой цвет пациент не различает, надо записать его ответы и сравнить с алгоритмом (если не различает красный цвет — протанопия; если не различает зеленый цвет

—   дейтеранопия если не различает синий цвет — тританопия)

 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ НА ПЕРИМЕТРЕ

1. Периметр — это дуга, которая вращается вокруг своей оси. В центре дуги имеется метка, на которую должен смотреть пациент. Перед дугой имеется подставка, на которую пациент опирается подбородком.

2. Пациент садится на стул перед периметром.

3. Один глаз закрывают повязкой или щитком.

4. Подбородок ставит на подставку периметра.

5. Смотрит в центр дуги на метку.

6. Медсестра стоит напротив пациента и следит, чтобы глаз смотрел на метку.

7. В тоже время медленно передвигает объект по всей дуге, от наружного конца к центру.

8. Пациент должен сказать, когда увидит объект, при этом отмечают градус дуги и наносят эту цифру на схему.

9. Исследование проводят в 8-и меридианах, и все данные наносят на схему.

10.  Все полученные на схеме точки соединяют и получают картинку поля зрения, которая сравнивается с нормой.

 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА РЕФРАКЦИИ

1. Проверить остроту зрения каждого глаза, согласно алгоритму определения остроты зрения.

2. Одеть пациенту очковую оправу.

3. Закрыть левый глаз щитком.

4. Поставить в оправу перед правым глазом линзу +0.5D.

5. Спросить: «Лучше видите или хуже?».

6. Если видит лучше, то поставить линзу +1.0D.

7. Спросить: «Лучше видите или хуже?».

8. Если видит лучше, поставить линзу +1.5D, +2.0D и т.д.

9. Найти линзу, с которой пациент лучше всего видит.

10. Проверить остроту зрения с линзой и записать результат.

11. Если на линзу +0.5D отвечает хуже, то поставить линзу -0.5D.

12. Спросить: «Лучше видите или хуже?».

13. Если видит лучше, то поставить линзу -1,0D,-1,5D, -2.0D.

14. Найти линзу, с которой пациент лучше всего видит.

15. Проверить остроту зрения с линзой и записать результат.

16. Закрыть щитком правый глаз.

17. Проверить левый глаз по тому же алгоритму.

18. Полученные результаты для каждого глаза и будут показателем рефракции.

19. Записать результаты обследования в амбулаторной карте

 

Пример записи:

Visus OD - 0.1 sph concav - 3.0 D = 1.0

Visus OS - 0.2 sph concav - 2.0° = 1.0

 

СПИСОК РЕКОМЕДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии / М.: ГОУВУНМЦ, 2002.
  • Бирич Т.А. Глазные болезни / Минск: Высшая школа, 1998.
  • Рубан Э.Д. Глазные болезни / Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  • Рубан Э.Д., Гайнутдинов И.К. Сестринское дело в офтальмологии / Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  • Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека / М.: Оникс-21, 2003.
  • Сидоренко Е.И. Офтальмология / М.: Гэотар-Медиа, 2007.