МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Коваленко Инга Борисовна, учитель начальных классов БОУ г.Омска «Лицей №64»

 

Технологические условия развития одаренной личности:

формы, методы, образовательные технологии

 

 

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Основными целями обучения в процессе развития интеллектуальной одаренности детей являются:

-     развитие творческого мышления,

-     развитие процессов решения проблем,

-     расширение области познания детей.

 

Для реализации этих целей в качестве ведущих мы определяем следующие принципы педагогической деятельности:

-     принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности школьника;

-     принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-     принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-     принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-     принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

При этом деятельность педагогов направлена на:

1).    реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

2).    создание системы развиваю­щего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечи­вающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

3).    управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

 

Приоритетными при этом становятся следующие направления педагогической системы:

1.Совершенствование содержания общего образования, которое позволило бы одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности. В наибольшей степени этому способствует в современной школе профильное образование.

2. Учащиеся должны быть поставлены в такие условия, при которых программный материал качественно обогащен и практико-насыщен. Это содержание отличается новизной, оригинальностью, арсеналом стимулирования исследовательской деятельности школьников.

Чтобы быть эффективной, такая учебная деятельность должна соответствовать следующим требованиям:

-       носить творческий характер, т.к. именно в процессе творческой деятельности создается новое, оригинальное, уникальное, то, чего не было раньше в опыте учащихся;

-       быть разносторонне мотивированным процессом, т.е. побуждать учащегося как можно старательнее учиться;

-       иметь развитую и гибкую структуру;

-       осуществляться в разнообразных формах, позволяющих учащимся наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых знаний, умений, навыков;

-       выполняться при помощи современных технических средств обучения.

3. Высшей формой учебной деятельности является самостоятельная работа. Подлинно самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе "информационного вакуума". Она возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет (всегда в основе её лежит новый для школьника материал, новые познавательные задачи).

4. Обновления требуют и методы развития интеллектуальной одаренности учащихся. В основе этих методов положены технологии развивающего обучения. Именно эти технологии отводят ученику роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Именно благодаря применению этих педагогических технологий возможно успешно решать следующие задачи:

-          формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;

-          развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

-          развитие познавательного интереса учащихся;

-          реализация принципа связи обучения с жизнью.

5. Ведущее место среди методов развития интеллектуальной одаренности учащихся сегодня, несомненно, принадлежит методу проектов.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Продуктом учебной деятельности при этом является:

-     структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;

-     внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

Результатом учебно-познавательной деятельности в этом случае становится:

-     реальный продукт (внешний результат), который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной  практической деятельности;

-     опыт деятельности (внутренний результат), достояние самого ученика, соединяющее в себе знания и умения, компетенции и ценности.

6. Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного обучения приводит к необходимости использования альтернативных методов оценивания. Одним из таких ме­тодов является оценивание при помощи портфолио.

 

Портфолио - это способ фик­сирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он ориентирован не только на процесс оценивания, но, в первую очередь - самооценивания в виде рассуждений, аргументации, обоснования.

 

Ведение портфолио оказывает помощь учащемуся в разви­тии способностей:

-       анализировать собственную деятельность,

-       со­поставлять её с общепринятыми стандартами и

-       на основе этого пе­ресматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

 

Введение портфолио может повысить:

-       образовательную активность школьников,

-       уровень осознания ими своих целей и возможностей.

 

Таким образом, портфолио ученика становится одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, связанных с самоорганизацией и самооценкой ученика, осознающего собственную субъектную позицию.

 

Портфолио - это еще и возможность обеспечить более активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ре­бенка, более адекватно оценивать как сильные, так и слабые сторо­ны своих детей как учеников и более активно сотрудничать со школой.

По сути, портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, т.к. позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности и объективно их оценивать.

 

Основные преимущества портфолио заключаются в следующем:

а).    в отличие от традиционного подхода, который разде­ляет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения;

б).    позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных про­дуктов учебно-познавательной деятельности;

в).    поощряет­ся не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;

г).    порт­фолио направлен на сотрудничество учителя и учащегося с целью, оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;

д).    портфолио - форма непрерывной оценки в процессе не­прерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтер­нативной.