МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Седельникова Наталья Петровна, социальный педагог МОУ «Такмыкская средняя общеобразовательная школа» Большереченского района Омской области

 

Использование психофизиологических особенностей развития учащихся в процессе коллективного обучения

 

 

- Актуальность темы проекта определяется современными целями образования, необходимостью разработки объективного оценивания знаний учащихся, а также обеспечением их учебной мотиваций.

- Основанием для формирования успешности школьника в обучении следует считать развитие эмоциональной сферы личности ребенка. С оценочной деятельностью ученика также связана способность личности к анализу собственных усилий (рефлексивная деятельность).

- Способность к самоконтролю и самооцениванию определяют успешность школьника не только в его учебной работе, но и в коммуникативной, познавательной сферах его жизнедеятельности.

Цель:

Развитие образовательного процесса на уроках биологии в условиях коллективного обучения, используя индивидуальные особенности ребёнка, развитие его внутренней потребности к  самосовершенствованию и саморазвитию, формирование положительной мотивации к учению Развитие образовательного процесса на уроках биологии в условиях коллективного обучения, используя индивидуальные особенности ребёнка, развитие его внутренней потребности к  самосовершенствованию и саморазвитию, формирование положительной мотивации к учению

Задачи:

-  Изучить  теорию  психофизиологических  особенностей  развития  детей;

-  Провести  диагностику  по уровням  сформированности  показателей;

-  Произвести  отбор  необходимого  содержания,  форм,  методов  работы  с  учётом  психофизиологических  особенностей  учащихся;

-  Создание  условий для самореализации интеллектуальных и  творческих  возможностей  и  потребностей  личности.

Основные концептуальные положения:

-  Принцип  гуманизма : в  центре  внимания  ученик,  развитие  его разносторонних  качеств  и  способности к профессиональной адаптации

-  Принцип  личной  заинтересованности  ученика.  Образовательный  процесс строится  не  в  логике  учебного  предмета,  а  в  логике  деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.

-  Процесс  обучения для ученика – это процесс работы. Саморазвития, самопознания, самореализации.

-  Индивидуальный  темп  работы  обеспечивает   выход  каждого  ученика на  свой уровень  развития.

-  Принцип  сотрудничества  учеников  и  учителя  при  решении разнообразных  проблем.

-  Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.

-  Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

-  Принцип уважения к иной точке зрения.

-  Принцип обеспечения ответственности за результат.

-  Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

-  Принцип  гуманизма :  в  центре  внимания  ученик,  развитие  его разносторонних  качеств  и  способности к профессиональной адаптации

-  Принцип  личной  заинтересованности  ученика.  Образовательный  процесс строится  не  в  логике  учебного  предмета,  а  в  логике  деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.

 

-  Процесс  обучения для ученика – это процесс работы. Саморазвития, самопознания, самореализации.

-  Индивидуальный  темп  работы  обеспечивает  выход  каждого  ученика на  свой уровень  развития.

-  Принцип  сотрудничества  учеников  и  учителя  при  решении разнообразных   проблем.

-  Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.

-  Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

-  Принцип уважения к иной точке зрения.

-  Принцип обеспечения ответственности за результат.

-  Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания

ГИПОТЕЗА

-  Если  мы  будем  использовать  в  преподавании  биологии  психофизиологические  особенности  учащихся и применять в соответствии с ними методику коллективного обучения, то это  поможет  преодолеть  инертность  безынициативность учащихся  на  уроках,  боязнь  говорить  и  отстаивать  свою точку  зрения  из-за  страха  допустить  возможные  ошибки, развивать у  них  самостоятельность, творческую активность,  необходимую в  процессе  обучения. Всё  это  будет способствовать  повышению  мотивации  к  изучаемому предмету.

Основной  результат  повышения  мотивации  –  превращение учащихся   из  объекта  обучения  в  субъект  учебной деятельности,  который  будет обладать более устойчивыми мотивами  к  учебной   деятельности,  нравственным потенциалом  и  способностью  проявлять  творческую индивидуальность  в  учебной  деятельности.

Формы,  виды  и  приёмы деятельности   учителя, позволяющие  целенаправленно развивать  индивидуальный  стиль  учебной   деятельности ученика,  средствами   учебного

Обученность

5

4

3

Обучаемость

Творческий

Конструктивный

Репродуктивный

Внимание

Объем

Распределение

Концентрация

Устойчивость

Память

Словеснологическая

Нагляднообразная

Эмоциональная

Модальность

Визуальная

Аудиальная

Кинестическая

Полушарное

Равное

Левопол.

Правопол.

Коммуникативные ОУУН

Монологическое

Активное слушание

Диалог

Работа в группах

Организационные ОУУН

Планирование

Самооценка

Работа в тетради

Информационные ОУУН

Смысловое чтение

Сбор информации

ТСО

Мыслительные ОУУН

Анализ

Синтез

Сравнение

Логика

Вывод

Уровень мотивации

Соц.

Позитивная

Учебная

Деятельность учителя при составлении индивидуальных маршрутов

 

Внимание

Отбирать или создавать задания на обработку разных видов внимания.

Память

Изучить опыт применения мнемотехники. Использовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно – эмоциональную и наглядно-образную.

Модальность

Разработать дидактическое обеспечение для кинестетиков (карточки с понятиями для классификации, систематизации и др.)

Функциональное доминирование полушарий

Дифференцировать используемые задания – какие развивают правое, какие левое полушарие, какие требуют включение обоих полушарий и целенаправленно использовать эти задание

Коммуникативные ОУУН

Проговаривание. Не стесняйтесь просить повторить алгоритм, ход работы. Обучать составлению и озвучиванию законченных ответов. Обучать готовить и озвучивать мини-доклады по темам. Организовывать работу в парах, группах. Организовывать уяснение нового материала в паре. Организовывать дидактические игры – загадай понятие, термин, живую систему.

Организационные ОУУН

Вначале темы открывать цели как результаты, постепенно передавая эту функцию ученикам . Предъявлять план результаты урока, обсуждая их обучать приемам самооценки.

Информационные ОУУН

Мыслительные ОУУН

Активизировать и разнообразить работу с текстами. Давать дифференцированные задания на преобразование информации. Учить анализировать видео и аудиоинформацию. Включить в целеполагание учителя цели по формированию конкретных общеучебных навыков на материале конкретной темы.

Уровень и вектор мотивации

Мотивировать учащихся не только на результат, но и на деятельность, учитывая возраст и вектор интересов. Открывать для учеников развивающих смысл заданий, Мотивируя их на саморазвитие.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ НАВЫКОВ

Общеучебных навыки и умения, уровень которых сформирован недостаточно.

В какой форме, какими заданиями необходимо развивать недостаточно сформированный навык.

Разворачивание информации, данной в виде рисунков и схем

Описывать рисунки и схемы, заданные на дом устно и письменно. Выучить и использовать алгоритм чтения графиков, описание закономерностей, выраженных графически

Установление закономерностей, причинно-следственных связей

Решать и составлять развивающие каноны, логические пропорции, логические цепочки. Строить системы понятий и интелект-карты по теме

Визуальный канал приема и переработки информации

Описывать словами уведенное – фильм, рисунок, живую сценку, объект природный. Проводить мысленные эксперименты с изменениями линейных параметров реальных объектов.

Тренировать кинестетический канал восприятия и переработка информации

Объяснять понятия «глухонемому». Учить термины и понятия с помощью карточек (на одной стороне понятие, на другой – определение). Складывать системы понятий из карточек. Строить модели биологических структур из подручных материалов. Определять на ощупь качества объектов.

 

Циклограмма   мониторинга   результативности учебного   процесса.

 

Месяц

Этап и параметр диагностики

Цель диагностики.

Сентябрь

Учитель определяет: уровень обученности и обучаемости ученика Уровень владения учеником основными общеучебными навыками.

Уровень учебно-познавательной мотивации проявляемой учеником на уроках данного учебного курса; Выявить особенности памяти, внимания,  доминирование полушария мозга, ведущую модальность

Установить свою педагогическую позицию к ученику.  доза педагогической помощи, какие виды заданий давать ученику на разных этапах учебной работы, какие формы домашних заданий будут наиболее успешными и развивающими

декабрь

Учитель определяет обученность ученика по предмету за полугодие

Выявить динамику изменяемости обученности

февраль

Определить уровень информированности мыслительных ОУУН

Динамика изменения уровня владения мыслительными ОУУН ученика

март

Определить уровень обучаемости, проявляемый учеником на уроке

Определяется динамика изменения общего уровня учебных возможностей

Апрель -май

Определить уровень обученности, уровень владения ОУУН, уровень развития психофизиологических ресурсов: внимания, памяти, модальность, доминирование полушарий мозга

Определяется динамика изменения в обученности за год, рост владения учеником ОУУН. Результативность работы учителя

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерии оценки результатов деятельности учеников:

-  Владение способами познавательной деятельности.

-  Умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.

-  Коммуникативные и адаптивные качества;  умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение. Противостоять трудностям.

Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, производить  рефлексию, сопоставлять цель и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие

 

КРИТЕРИИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Критерии

Ступень обучения

Показатели

Социальная адаптированность учащихся.

2-3

Социальная активность

Формирование и развитие познавательных навыков.

2

3

Умение применять на практике полученные ЗУН

Умение объективно оценивать учебные возможности

Формирование самостоятельности в учебной деятельности.

2-3

3

 

2-3

Умение самостоятельно конструировать свои знания

Умение использовать различные приемы и знания из различных областей науки и техники

Умение ориентироваться в информационном пространстве

Формирование творческой активности.

2-3

Умение применять индивидуальные способности

Формирование умения выстраивать стратегии коммуникации.

2

 

 

3

Умение выбирать речевой жанр коммуникации. умение выбирать поведение соответствующее ситуации коммуникации

Умение планировать свои действия. Умение корректировать свою линию поведения с учетом изменения ситуации

АЛГОРИТМ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

-  Каждый ученик получает карточку с заданием для самостоятельной работы. Работа ведётся по вариантам.

-  Работа пары учеников по одному варианту с целью обсуждения и уточнения варианта ответа.

-  Работа с партнёрами по парте. Знакомство его с содержанием учебного материала своего варианта, беседа по вопросам своей карточки.

-  Обмен ролями. В результате школьники усваивают материал в значительно большем объёме чем при индивидуальной самостоятельной работе. На этапе обмена ролями готовятся ответы на творческие вопросы и задания, которые предложил  учитель по всей теме. Учащиеся, работая в паре, имеют возможность проговорить ответ на каждый вопрос, уточнить ответ у партнёров по парте и по варианту.

-  Выполняется практическая работа в паре с дальнейшим обсуждением, результатами и выводами.

-  Выполнение тестового задания, для выявления уровня основного содержания урока. Результаты выполняемого теста проверяются партнёром по варианту.

-  Подводятся итоги, результат работы, ориентируясь на цели и задачи урока.

-  На протяжении всего урока у каждого учащегося есть перфокарта, где он просчитывает за каждый этап работы  итоговое количество баллов, с последующим переведением их в оценку.

Образовательная среда должна:

-  Мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков.

-  Формировать у учащегося систему знаний.

-  Формировать у учащегося систему умений, навыков.

-  Развивать у него познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств.

 

Чтобы эффективно учить необходимо и достаточно:

 

-  Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу.

-  Иметь картотеку учебных приёмов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика.

-  Уметь путём сопоставления матрицы с картотекой выбрать  необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате исследований психофизиологических особенностей и применения их в коллективном способе обучения, повысился познавательный интерес учащихся к предмету. Дети научились работать самостоятельно с книгой. Эта работа способствовала сплочению коллектива, уважению  друг друга, направленной активности  в учебном процессе, повысилось качество знаний и успеваемость.

На следующем этапе реализации проекта необходимо найти пути совершенствования методики коллективного  способа обучения и применения в других классах, используя психофизиологические характеристики детей.

 

«Нет детей, которые не хотят учиться, а есть дети, которые не умеют учиться»

Сухомлинский