Уразмухаметова Роза Файзиевна, учитель истории и обществознания БОУ г.Омска «СОШ №53» |
Социально-психологическая адаптация педагога в условиях сетевого профильного обучения
Сеть профильного обучения – это площадка эффективного социального опыта для каждого конкретного ребенка. Также и для педагога в этой сфере, начинается свой путь развития и персональной ответственности. Известно, что окончание вуза, получение диплома, и даже обладание определённым стажем работы ещё не означает, что педагог уже является профессионалом и сможет работать в сети. Сетевому педагогу предстоит определенный путь профессионального становления, частью которого является период адаптации – «вживания» в профессию. Педагог в сети начинает работать с учащимися наравне со своими опытными коллегами, потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода. Я работаю на сети 3-й год в БОУ «СОШ №55»,где профильное обучение получают учащиеся СОШ № 55, 53, 50, 67, 97.Имея на тот период 26-летний пед. стаж, мне заново пришлось доказывать себе самой, коллегам, администрации, учащимся, родителям, что я соответствую современным требованиям к сетевому педагогу: координировать познавательный процесс, корректировать дисциплину, составлять учебную программу и т.д. Выявленная специфика и тенденции в адаптации учителей в сетевом профильном обучении могут быть использованы в совершенствовании программ и деятельности по психолого-педагогической подготовке студентов в педагогических вузах и в институтах усовершенствования учителей; в разработке для педагогических вузов спец семинара по педагогической психологии. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс уравновешивания внутренней среды человека как личности и социума, способствующий качественным изменениям взаимодействующих сторон. Адаптация на социально-психологическом уровне, в отличие от биолого-физиологической, отражающей уравновешивание организма с окружающей природной средой, трактуется не только как процесс приспособления к изменяющиеся условиям социума, но и как приспособление внешних условий потребностям личности. Наиболее разработанным в научной литературе является профессиологический подход к решению проблемы социально-психологической адаптации. Об этом свидетельствует большое количество научно-исследовательских работ: С.Д. Артемов, И.А. Баева, В.К. Безносиков, П.Г. Белкин, Р.У. Исмагилов, И.К. Кряжева, Д.И. Ларионова, А.Г. Мороз, С.З. Овдей, М.И. Педаяс, Б.М. Петров, П.А. Просецкий, Д.М. Растова, В.А. Самойлова, Я.А. Свиридов и др.Причем, в большинстве этих работ социально-психологическая адаптация рассматривается лишь, как подвид производственной адаптации, наравне со вторым подвидом - профессиональной адаптацией. Под последней понимают адаптацию к профессии. А под социально - психологической - адаптацию к коллективу. Условно говоря, наряду с адаптацией к предмету деятельности, выделяют адаптацию к "отношениям" - социально-психологическую. Опираясь на труды выше сказанных учёных, на опыт педагогов работающих в сети ,можно увидеть большое отличие в процессе адаптации. В сетевом профильном образовании, на мой взгляд, вначале педагоги проходят социально-психологическую адаптацию, и только затем профессиональную. Этим сетевой педагог отличается от школьного. В ходе социально-психологической адаптации претерпевает изменения внутренний мир личности: новые представления, знания о деятельности ведут к самокоррекции, которая начинается с самоопределения, с внутренней ориентированности. Изменяется самооценка личности /в связи с новой деятельностью, ее целями, задачами, требованиями и трудностями/, самоэкспектации, оценка себя в сравнении с другими, уровень притязаний. Сеть безусловно повлияла на меня, находясь и работая среди опытных педагогов, профессионалов, нужно соответствовать им. К самооценке нужно подходить критически. Соперничество творческих способностей подталкивает к улучшению образовательной среды. И, наконец, перестраивается направленность личности. Претерпевает перестройку в связи с новым целеполаганием и мотивацией установка на самоутверждение. Одновременно, перестраивается и подструктура опыта: определенные знания, знания навыки и привычки. Социализация и адаптация - процессы близкие, взаимообусловленные, но не тождественные. Каждый новый уровень адаптации в процессе непрерывной социализации отрицает предыдущий, который впоследствии отрицается следующим уровнем. Причем, на каждом последующем уровне используется опыт, приобретенный на предшествующих уровнях /закон отрицания отрицания Г.Гегеля/.Сеть опирается на школьный опыт педагогов, но в процессе развития обучения понимаешь, что необходимо менять стратегию. Результаты анализа научных источников позволяют выделить следующие функции личностной адаптации: - достижения оптимального равновесия в динамичной системе "личность -социальная среда"; - регулирования общения и взаимоотношений; - занятия личностью эмоционально-комфортной позиции; - обеспечения социальной активности и эффективности социально-значимой деятельности личности; - обеспечения самореализации личности; - сохранения психического здоровья. Здесь возникают ограничения адаптации сетевого педагога: 1.Разный уровень знаний 2.Разный уровень воспитанности и культуры 3.Учащиеся ставят перед собой разные цели 4.Нет учебников. Если адаптация в совокупности проходит удовлетворительно, то эти проблемы достойно разрешаются. Педагоги по степени адаптированности делятся на три следующие группы: А - лица, устремленные к дальнейшему самоусовершенствованию; Б - педагоги удовлетворенные достигнутым уровнем и остановившиеся в профессиональном и личностном росте, что может рассматриваться как предпосылка стагнации личность учителя; В - профессионально -дезадаптированные учителя. Они характеризуются: отсутствием интереса к деятельности, неустойчивостью самооценки, ощущением социальной невостребованности, "провинциализма", "отсталости" от новостей культуры, моды, ритма современной жизни. В сети могут работать педагоги только первой группы «А», к сожалению есть и группы «Б,В». Поэтому нужно говорить о необходимости усиления психологической подготовки будущих учителей в вузе, к самостоятельной деятельности в школе, о специфике профессионально-педагогической деятельности в ней. В целях оптимизации адаптационного периода начинающих учителей в сети усматривается необходимость совершенствования руководства адаптацией, охватывающая и социальную и профессиональную сферы деятельности: - администрация школы, планируя свое сотрудничество с педагогами должна учитывать психологическую "уязвимость" последних и, no-возможности, влиять на причины, этому способствующие через четкие, конкретные формулировки задач и требований, организации консультирования по планированию деятельности и оформлению учебно-производственной документации, через оказание морально-психологической поддержки и т.д.; В подтверждение хочется привести в пример администрацию нашей сети БОУ СОШ № 55 «в лице куратора ресурсным центром Фёдоровой Е.В. и Тимерхановой И Л.» Систематически оказывают учебно-методическую помощь педагогам, составили удобное расписание занятий, комфортный режим работы всего центра, поддерживают тёплый, доброжелательный микроклимат в коллективе. -Особо следует отметить роль корпоративной этики в сети (взаимопонимание, взаимопомощь, толерантность и пр.). Принципы корпоративности вырабатываются совместно всеми участниками и заинтересованными сторонами( руководителями, учителями, учащимися, родителями и т.д.) в процессе проектирования сетевой системы образования, а затем «утверждаются» в действующей сети. При этом возникают сетевые связи и сетевая культура, органично сочетающая организационные принципы с этическими.
|