МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Вильцина М.А., заместитель директора по УВР,методист ГБОУ «Гимназия №85»; Смирнов Н.В., учитель истории и обществознания ГБОУ «Гимназия №85»; Григорьева Е.А., учитель истории и обществознания ГБОУ «Гимназия №67» Петроградского района г.Санкт-Петербург

 

Проект «Школа обществознания»

 

Успех любого инновационного учреждения зависит от того, насколько разнообразные, а главное – новые формы работы применяются . Сотрудничество с вузом позволяет современной школе стать конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Идея создания проекта «Школа обществознания» возникла не  случайно. Отличием нашего проекта от  уже существующих является его тесная интеграция с высшей школой. Существуют отдельно выездные школы факультетов Санкт-Петербургского Государственного университета, например, физический факультет СПбГУ проводит выездные сессии для школьников, также многие школы проводят выезды на различную тематику (лидерство, патриотизм, краеведение, экология, иностранные языки и т.д.), но именно совместной работой школы и вуза по одной проблематике, с одними и теми же учащимися никто не занимается. Именно этот пробел и призван восполнить наш проект.

Выбор предметной области «Обществознание» обусловлен рядом факторов.

Во-первых, проект реализуется на базе двух гимназий Петроградского района  Санкт-Петербурга (ГБОУ гимназия № 67, ГБОУ гимназия № 85), то есть учреждений, согласно Уставу, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, к которым относится предмет «Обществознание».

Во-вторых, по данным ЕГЭ, предмет  «Обществознание» является самым востребованным из предметов по выбору учащихся на протяжении трех лет.

В-третьих, предмет «Обществознание» фактически представляет собой отдельную предметную область, включающую целый спектр разнообразных наук и вспомогательных научных дисциплин.

Содержание обществоведческого образования, пожалуй, на сегодняшний день, одна из самых серьезных проблем обучения. Решение проблемы взаимоотношений человека и мира тесным образом связано с преобразованием самого человека, его нравственных и духовных качеств, с его отношением к природе и культуре. Определенной эпохе,  этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено  выполнять школе. Новые исторические  повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые  школьные реформы, предполагающие формирование   модели "нового человека".  Согласно национальной образовательной инициативе « Наша новая школа»

«…  результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов
Методологическая позиция, что образование как усвоение социальных норм возможно только в деятельности – основная позиция нового стандарта образования.

В данной ситуации, для любого учителя  главной задачей становится создание таких условий обучения, которые будут  способствовать  становлению и развитию компетентной в различных видах деятельности  личности. К сожалению, сейчас недостаточно уделяется внимания тому, чтобы научить школьников самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, быстро реагировать на новые вводные, применять на практике полученные ими теоретические знания. Серьезное и интересное содержание внеурочных мероприятий помогают в какой-то мере решить эту проблему.

Выездные образовательные погружения в предмет могут стать важной частью образовательного процесса в школе, так как  «технологию погружения в предмет» называют  одним из способов реализации компетентностного подхода. Эффективность  изучения    предмета    методом «погружения» при  взаимодействии  теории  и  практики  с  использованием разнообразных  видов  деятельности  учащихся  гораздо  выше,

чем   при   классно-урочной системе.
Одной из отличительных черт нашего проекта является долгосрочное сотрудничество с ведущими преподавателями вузов, которые в течение учебного года систематически читают лекции, благодаря чему учащиеся получают возможность не только получить  знания, которые выходят за рамки школьной программы, но и в дальнейшем успешно адаптироваться в вузе, будучи студентами. И подготовка выездных погружений проходит при тесном сотрудничестве педагогов гимназий и преподавателей вуза, которые принимают в нем участие, это позволяет разработать и провести выездное мероприятие таким образом, чтобы все мероприятия были подчинены единой логике и содействовали достижению тех задач, которые мы ставим перед собой.

Цели и задачи проекта

 

Социальный заказ:

Проект направлен на повышение качества образования, на формирование социально-активной, творческой личности обучающихся, обеспечение единства обучения и воспитания для успешной социальной адаптации учащихся к современным условиям жизни.

Цель:
Создание  условий для глубокого и качественного изучения социологии и обществознания  и  применения полученных знаний на практике

Задачи:
Образовательные:

  • повысить качество знаний учащихся;
  • способствовать формированию у учащихся целостной картины мира, природы, человека, не разделяя их по ячейкам предметов, благодаря активной совместной деятельности.

Развивающие:

  • выявлять   и развивать социальные  компетентности учащихся, умение решать учебно-познавательные задачи, работать с источниками социальной информации, оценивать общественные явления и  представлять собственную точку зрения по актуальным социальным проблемам;
  • содействовать овладению  умениями критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • содействовать развитию творческих способностей учащихся;
  • развивать познавательную активность учащихся.

Воспитательные:

  • способствовать приобретению социальных и функциональных компетенций, навыков планирования собственной деятельности и группы в целом, самоорганизации, дисциплины, ответственности;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции,
  • содействовать сплочению коллектива детей и взрослых;
  • повысить мотивацию к изучению обществознания и укрепить интерес к предмету.

 

Участники проекта


Основной целевой аудиторией нашего проекта являются учащиеся 9-10 классов, первоначально в проекте принимали участие учащиеся 67 и 85 гимназий Петроградского района, но уже к одному из  выездов присоединилась 86 школа Петроградского района, а в лекционном цикле на данный момент принимают участие еще и учащиеся 51 и 80 школ Петроградского района Санкт-Петербурга.

Единственными критериями отбора для участия в проекте является возраст учащихся (это должны быть учащиеся 9-10 класса) и их желание. Требования к возрасту учащихся объясняется тем,что проект является долгосрочным, реализуется в течение 3 лет и привлечение учащихся из других параллелей является нецелесообразным.

На наш взгляд ,необходимым условием реализации проекта, является участие в нем  не менее 2 школ. Это позволяет качественно улучшить проект, так как появляется возможность взглянуть на себя со стороны, сравнить получаемые результаты и адекватно оценить достижения проекта.
Одной из составляющих каждого выезда являются мероприятия, направленные на  всестороннее развитие личности и совершенствование физической формы участников проекта, что предполагает участие в проекте не только педагогов истории и обществознания, но и учителей географии и физической культуры.

 

Механизм и этапы реализации проекта

 

1 этап - подготовительный 2010/11 учебный год

Сроки

Название мероприятия

Форма

Октябрь-ноябрь

Предварительный анализ имеющейся информации по теме проекта

 

ноябрь

Изучение мотивации учащихся и их родителей к сотрудничеству школа-вуз

Анкетирование

 

 

Заключение договора с вузом

 

Январь

Привлечение партнеров к проекту

 

 

Мероприятия проекта за 2011-12  учебный год

Сроки

Название мероприятия

Форма

23-24  сентября

«Европейская интеграция»

Игра ЕС (Приложение1)

Выездное образовательное погружение(анкетирование по итогам выезда)

Февраль

Экономика как теория и практика в современном обществе

 

Выездное образовательное погружение(анкетирование по итогам выезда)

Апрель

 

«Глобальные проблемы современности и пути их решения»

Выездное образовательное погружение(анкетирование по итогам выезда)

Апрель

«Встреча с депутатом»

Встреча, дискуссия  в формате «Вопрос-ответ»

Март

«Один день в университете»

Посещение университета учащимися старшего класса в качестве предмета

1 раз в неделю, в течение года

Элективный курс преподавателей СПБГУ

Лекции, семинары

В течение учебного года

Экскурсии на факультеты социологии и истории СПБГУ

 

 

Мероприятия проекта за 2012/13 учебный год

Сроки

Название мероприятия

Форма

1 раз в неделю, в течение года

Элективный курс преподавателей СПБГУ

Лекции, семинары

Сентябрь

Тема выезда определяется учащимися

Выездное образовательное погружение(анкетирование по итогам выезда)

Февраль

Тема выезда определяется учащимися

Выездное образовательное погружение(анкетирование по итогам выезда)

Апрель

 

Тема выезда определяется учащимися

Выездное образовательное погружение(анкетирование по итогам выезда)

В течение учебного года

Защита тематических творческих проектов

 

декабрь

«Триумф науки»

Районный конкурс учебно-исследовательских работ

 

Ожидаемые результаты:

  • в результате реализации проекта будут выработаны методические рекомендации по организации сотрудничества школа-вуз с использованием выездных образовательных погружений
  • участники проекта получат теоретические знания по таким предметам как социология и обществознание;
  • участники проекта получат практический опыт решения проблемных ситуаций;
    возрастет уровень участия молодых людей в деятельности школы и общественной жизни;
  • повысится самооценка школьников, уверенность в своих силах;
  • улучшатся связи между школами-участниками проекта;
  • укрепятся связи между учениками и педагогами;
  • увеличится количество участников предметных олимпиад по профилю проекта;
    школы, участвующие в проекте, обменяются имеющимся опытом.

 

Критерии, показатели и методы оценки

Критерии оценки результативности проекта:

  • соответствие результатов проекта  поставленной цели
  • степень удовлетворенности участников проекта (учащихся и их родителей)
  • результативность участия участников проекта в предметных

олимпиадах

  • результаты ЕГЭ  участников проекта

Способы диагностики результатов:

  • отзывы родителей и детей (анкетирование);
  • сравнительный анализ результативности участия в предметных олимпиадах;
  • отзывы учителей школ;
  • отзывы преподавателей вуза;
  • сравнительный анализ результатов ЕГЭ.

 

 

Приложение 1

 

Игра «ЕС»

 

Цель: Создание условий для  изучения предмета обществознание в его целостности, приобретения опыта создания групповых проектных  работ

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение   и закрепление теоретической информации по теме «Европейская интеграция»,полученной на лекциях

Развивающие:

  • содействовать развитию творческих способностей учащихся

Воспитательные:

  • Содействовать формированию таких личностных качеств, как ответстветнности, коммуникабельности,умению работать в команде

 

Европейский союз

Игра начинается после того, как участники проекта прослушали лекции преподавателей СПБГУ на тему Европейской интеграции

1 этап. Жеребьевка(1 день выезда)

Участники вытаскивают название одной из стран, желающих вступить в Евросоюз, и таким образом разделяются на 5 команд. Командам предлагается выбрать капитана и придумать себе название.

Команды получают задание: Подготовить визитную карточку той страны, которая выпала по жребию и в своей презентации доказать своим выступлением ,что именно их страна достойна вступить в ЕС. Каждая команда получает лист с небольшой общей информацией о той стране, которую они будут представлять.

На это им отводится  2-3 часа(поскольку мероприятие проходило на выезде детям было дано свободное время до и после ужина для выполнения задания)

Оборудование: листы ватмана,краски,карандаши,фломастеры.

2 этап. Игра.(2 день выезда)

(Команды пишут название, которое они придумали, на заранее приготовленном листе) Среди капитанов происходит жеребьевка, кто первый будет отвечать.

Задание Пазл. Необходимо на скорость собрать карту Европы, побеждает тот, кто сделает это первым.

1.Викторина.

  • Команды по очереди называют страны, входящие в ЕС, побеждает та команда, которая закончит называть последней.

1 балл – один правильный ответ

  • команды по очереди называют страны Евросоюза, которые используют свою национальную валюту

1 балл – один правильный ответ

2.Согласны ли вы?

Командам раздается лист с утверждениями на тему евросоюза(эту информацию участники получили на лекциях преподавателей СПБГУ),участники должны определить правильные или нет эти утверждения,в течение 5- 10 минут команды обсуждают и записывают свои ответы,по истечение времени команды меняются своими листами и начинают проверку ответов друг друга,используя предоставленный им текст. Потом озвучивается общее количество баллов ,которые получили команды.

3.Домашнее задание. (максимум 10 баллов)

Выступление с презентацией своей страны.

Жюри оценивает выступление по следующим критериям:

  • Соответствие теме
  • Оригинальность
  • Логичность
  • Обоснованность доводов

4.Проблемы ЕС

Капитаны команд  по жребию определяют тему своего дискуссионного задания. На подготовку дается 15 минут, потом начинается выступление. Сначала выступает одна команда по одной теме, потом другая по этой же теме,но с противоположным отношением.

Жюри оценивает аргументы, один аргумент – 1 балл, побеждает  та команда, которая приведет больше обоснованных аргументов. За дополнительные баллы 4 команды могут приводить аргументы  5,которая работает со своей темой (Россия) одна.