МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Якупова Алевтина Равильевна, кандидат педагогических наук, методист, преподаватель обществознания ГОУ СПО «Электростальский колледж» Московской области

 

Методическая разработка открытого урока по теме «Политика и власть»

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Задачи урока:

1. Образовательная:

-раскрыть  содержание понятия «политическая власть»;

-рассмотреть структурные элементы политической власти;

- обосновать необходимость разделения властей;

2. Развивающая:

Развитие логического мышления; навыков и умений анализа политических документов.

3. Воспитательная:

-формирование активистского типа политической культуры студентов колледжа

-формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений

 

Оборудование урока:

1. Конспект урока

2. Презентация «Политика и власть»

3. Раздаточный материал (Конституция РФ)

4. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений /А.Г.Важенин. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 134.135с.

5. Мухаев Р.Г. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Приор-издат», 2003 -156-167с.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

3. Изложение нового материала

4. Закрепление нового материала: работа студентов с Конституцией РФ, выступление студентов  (метод-проектов по проблемам: «Государственно-политическая власть», «Общественно-политическая власть в России»), работа  группы с творческими заданиями

5. Подведение итогов проведенной работы

6. Выставление оценок учащимся

7. Выдача домашнего задания (разработать структурно-логическую схему)

 

План урока:

1.Власть как социальное явление

2. Политическая власть: понятие и структура

 

1. Власть как социальное явление

 

Власть - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Структура власти выглядит следующим образом:

-   источник власти;

-   субъект-объект власти;

-   функции власти, ее основания и ресурсы;

В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

Субъект власти (индивид, организация, социальная общность и др.) воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Субъект определяет содержание властного отношения через:

- приказ  (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

- подчинение  как  подведение  частной  воли  под  всеобщую  волю  власти  -  наказание
(санкции)   как   средство   воздействия   на   отрицание   господствующей воли;

- нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
Объектом  власти может быть отдельный индивид, социальная группа, класс и т.д.

Функциями власти являются:

-    господство;

-    руководство;

-    регуляция;

-    контроль;

-    управление;

-    координация;

-    организация;

-    мобилизация и т.д.

Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта.

Ресурсы власти - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.

В обществе существует несколько видов власти: экономическая, политическая, правовая, духовная, семейная и др. (самостоятельная работа студентов с первоисточниками: Мухаев Р.Г. Политология, задание Характеристика видов властей)

 

2. Политическая власть: понятие и структура

 

Отличительными признаками политической власти являются:

-   легальность в использовании силы и других средств властвования   в пределах страны;

-   верховенство,   обязательность   решений   политической   власти   для   всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

-    публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

-    моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, напр., от власти экономической);

-  многообразие ресурсов (принудительных, экономических,   информационных и др.).   (объясните как Вы понимаете данные отличительные признаки политической власти)

Политическая   власть подразделяется на государственную   и   общественную власть. Государственная власть обеспечивается соответствующими   политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой.

Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями,    независимыми    средствами массовой информации, общественным мнением

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим ее подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

Целесообразность разделения властей обуславливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвями власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функций.

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенства права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться на законе. Действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть. В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей.

 

1.Выступление студентов с  подготовленными презентациями: «Государственно-политическая власть России», «Общественно-политическая власть России».(задание группе: Дополните ответ  студентов тем материалом, который не прозвучал в презентациях).

2.Работа студентов со «слепыми» конспектами (домашнее задание):

1.Какие из указанных функций характерны для законодательных органов:

-представительство интересов

-регулирование финансовой сферы

-принятие законов

-определение целей политического развития

-контроль за исполнением законов

-политический контроль за деятельностью исполнительной власти

-реализация «общей воли» народа

-легитимация принимаемых решений

-формирование политической элиты

-выработка внешней политики

-утверждение бюджета

2. Определите, какие из указанных ниже функций являются функциями исполнительной власти:

-политический контроль за деятельностью законодательных органов власти

-осуществление внешней политики

Формирование судебной власти

-реализация и исполнение существующих законов

-осуществление контроля за соблюдением прав человека

-отмена не правовых законов

-разработка и исполнение бюджета

-государственное управление

-защита национальных интересов

3. Какие из ниже перечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти:

-осуществление правосудия

-создание новых законов

-правовой контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти

-участие в выработке внешней и внутренней политики

-толкование законов

-обеспечение правопорядка

-контроль за соблюдением законов

-исполнение воли народа

 

2.1. Функции политической власти

Основные функции политической власти возникают и формируются в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений. Забота о сохранении социальной целостности всегда находится в центре внимания и усилий политической власти и  находит воплощение  в ходе реализации потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп. Условием оптимального сочетания властных  функций служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышение над ними. Важнейший признак подобной автономии - преобладание интересов государства в случае конфликта с интересами экономически и политически господствующего класса.

Только при соблюдении такого условия политическая власть оказывается способной выполнить другую задачу - осуществление регулирования социальных отношений, поддержание  стабильности функционирования социального организма, обеспечение сочетания разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом. Чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга. Так, ее важнейшей функцией служит не диктат и не вмешательство в производство и тем более не детальная регламентация потребления, а именно поддержание необходимых для общества пропорций в отношениях между ними

В ходе регулирования социальных отношений политическая власть прибегает как к стимулированию, поощрению  одних  действий и явлений, так и, к подавлению, ограничению других. Применяя для этого разнообразные инструменты: льготы, санкции, разнообразные формы давления (административные, экономические, психологические).

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

 

2.3.Творческие задания

1. Известно, что власть основывается на:

  • а) авторитете;
  • б) принуждении;
  • в) прямом насилии;
  • Можете ли вы дополнить этот список?

2. Всегда ли легитимная власть бывает эффективной, т.е. оперативно и успешно решать назревшие  в обществе  проблемы, удовлетворять интересы  и  потребности  широких слоев населения? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти.

3. Какой ресурс власти в наибольшей степени зависит от средств массовой информации?

4. Охарактеризуйте  различные  периоды  российской   истории   с  точки  зрения  типов  легитимного господства.

5. Приведите примеры из мировой истории, когда «действия власти были незаконными,  но оказались легитимными».

6. Определите,   какие  из   приведенных  характеристик  свойственны  харизматическому господству, а            легальному:

  • а)  осуществляется в период формирования индустриального общества;
  • б)  для своего поддержания требует «великих свершений»;
  • в) она     признании     добровольно     установленных     юридических     норм,
    направленных на регулирование отношений господства и подчинения;
  • г) возникает, как правило, в условиях социально - политического кризиса;
  • д) авторитет власти не связан правовыми нормами;
  • е) основами для продвижения по иерархической лестнице являются служебная дисциплина и деловая компетентность, а не личная преданность;

7. Всегда ли легитимная власть бывает эффективной, т.е. оперативно и спешно решает, назревшие проблемы, удовлетворяет интересам и потребностям широких слове населения? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти?

8. Разработка структурно-логической схемы по теме «Политика и власть»

9. На основе изложенного материала , охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

К структурным элементам власти относятся:

……………………………

Объект власти

……………………………

 

…………………………….

Ресурсы власти

10.Ресурсы власти подразделяются:

Принудительные

Нормативные

……………………………………

11. В правовом государстве существует разделение власти на:

………………………………………………………………..

Исполнительную

………………………………………………………………

12. Работа по Практикуму «Обществознание» (автор А.Г.Важенин) стр. 134, задание 5