МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Смирнова Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ гимназия «Аврора» г.к.Анапа Краснодарского края

 

Системный подход к изучению права в курсе обществознания – основа формирования правовой культуры и социальных компетенций учащихся

 

 

Преподавание раздела «Право» в курсе обществознания в гимназии открывает широкий простор для формирования правовой культуры личности, что является неотъемлемой частью воспитания гражданина. В гимназии «Аврора» г. Анапы Краснодарского края  разработана и активно реализуется на протяжении 15 лет воспитательная и обучающая программа «Правое дело»: гимназисты изучают основные права и свободы человека и гражданина не только на уроках, обществознания, но и активно участвуют в олимпиадах по правовому образованию. Среди главных побед за это время – это, безусловно, победа ученика 11 класса Костенецкого Артема, который  стал победителем Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» и участником Форума победителей «Прорыв» в 2009 году. Но мы не останавливаемся на достигнутом – с каждым годом растет интерес гимназистов к изучению права, увеличивается количество не только участников, но и призеров олимпиад различного уровня, выпускники пополняют студенческие ряды юридических вузов. А многие из – уже состоявшиеся юристы, среди них – Елена Ризниченко (выпуск 2003 года), работает в Германии, окончила универститет г. Кельна.

Как мы достигли таких успехов? Все дело в системном подходе к изучению основ права. Дело в том, что многие дети и подростки, обучаясь в гимназии, спешат заявить  о своих «правах». Вот здесь и необходимо сразу направить их энергию не на декларирование вседозволенности, а на грамотное понимание сущности свободы и права, и, прежде всего, ответственности за свои поступки. С учетом возрастных особенностей правовое воспитание необходимо начинать раньше, чем в их школьной программе начнется преподавание обществознания в 6 классе. Прежде всего, в начальной школе необходимо готовить классные часы, на которых ученики могут познакомиться с положениями Конвенции о правах ребенка. Традиционно, 20 – го ноября, в день принятия Конвенции в 1989 году, в нашей гимназии проводятся выставки рисунков и плакатов на тему «Мои права», что помогает закрепить положения Конвенции. Далее, обучаясь в средней школе, на уроках истории Древнего мира и Истории России с древнейших времен, учащиеся 5-х и 6-х классов знакомятся с появлением первых законов, особенностями  права в древности.

На уроках обществознания с 6-го класса, что абсолютно соответствует потребностям возраста и отражено в программе «Правое дело», гимназисты начинают изучать основы конституционного строя РФ, символику нашего государства. Считаю необходимым уже в этом возрасте основные конституционные положения читать из первоисточника – Конституции Российской Федерации. Причем, именно в этом возрасте проявляется необычайный интерес к главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», закладываются основы аналитической деятельности при сравнении прав и обязанностей граждан Российской Федерации. Любознательность учащихся в 7-8 классах позволяет активно применять такие формы внеклассной работы, как интервью с родителями, учителями, изучение публикаций в периодической печати. Для подростков в гимназии проводятся встречи с работниками правоохранительных органов, разработана тематика родительских собраний для родителей 5-8 классов о юридической  ответственности  малолетних и несовершеннолетних.

Во внеклассной работе особенно интересной для данного возраста является проблема загрязнения окружающей среды, тем более, что Анапа – это город-курорт, и природные факторы  - это главное условие существования курорта. Собирая материал об экологических проблемах в нашем регионе, ученики пытаются выяснить, в какой мере нарушено конституционное право граждан  на благоприятную окружающую среду и право на информацию о состоянии окружающей среды. Так происходит не только изучение конституционных основ нашего государства, но и формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций. Далее на уроках биологии, географии, кубановедения, детально исследуя флору и фауну нашего региона, учащиеся более глубоко понимают, какое влияние оказывает деятельность человека на окружающую среду, и что пагубное влияние на природу не должно  оставаться безнаказанным. Изучая нормы экологического права, ученики могут дать ответ, всякое ли воздействие человека на окружающую среду можно  квалифицировать как экологическое преступление.

Основы потребительских знаний учащиеся постигают в процессе подготовки  и проведения месячника «Качество», в течение которого происходит знакомство с Законом «О защите прав потребителей». Ребята готовят интересные рефераты на тему «Кубанское – значит отличное». Ежегодно проводится месячник по Международному гуманитарному праву, в течение которого гимназисты изучают основные положения международных конвенций, знакомятся с историей и деятельностью Красного Креста.

Самое активное изучение законов и применение правовых знаний приходится, конечно, на старшую школу. В старших классах на уроках обществознания в разделе «Право» используются такие формы работы, как семинары и диспуты. Например, на семинаре «Механизм защиты прав человека на международном уровне», учащиеся показывают глубокие знания, которые были получены во время внеклассной работы в средней школе. А, самое главное, на старшей ступени обучения, когда необходимо определиться с выбором будущей профессии, появляется возможность изучать право не только в рамках обществознания и внеклассной работы в гимназии, но и проверять свои знания на уровне города, края, на Всероссийских олимпиадах («Юный юрист» - ГУ ВШЭ, а также олимпиада по праву, проводимая МГУ им. М.В.Ломоносова). Большие возможности в совершенствовании полученных знаний открывают  Краевые и Всероссийские конференции и конкурсы. Например,  выступление нашего учащихся Арабидзе Ираклия с темой «Трудоустройство детей и подростков в Анапе» на краевой конференции «Мир глазами ребенка» послужило основой для разработки  социального проекта о проблемах трудоустройства, который был успешно представлен на региональном уровне. И до сих пор проблема трудоустройства в Анапе вызывает самый большой интерес не только  у старшеклассников, но и у учащихся 7-8 классов, так как в курортном городе летом подростки активно работают в сфере услуг.

Конечно, в системе правового воспитания, разработанной в гимназии, для каждого ученика независимо от возраста есть возможность посоветоваться, получить помощь от педагогов в процессе подготовки и участия во всевозможных испытаниях. Не случайно, поэтому, что из «Авроры» за 15 выпусков поступили  на юридические факультеты и юридические вузы  более 1/3 выпускников. Но результат у каждого свой. Пусть не каждый ученик, который «штудировал» право в нашей гимназии станет профессиональным юристом. Но разве когда-нибудь знание закона было лишним? Ведь не случайно еще в Древнем Риме говорили – «Закон пишется не для спящих». Вот таких активных, неравнодушных, а, самое главное, грамотных граждан, мы и стараемся воспитать.