МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Газенкамф Инна Владимировна, преподаватель истории,обществознания и права ГБОУ СПО "Технологический колледж №21" г.Москва

 

Производство

 

 

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная. Сформировать у учащихся представление о современном производстве.

Воспитательная. Воспитание идентичности, гражданской ответственности.

Развивающая. Развитие личности ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации.

Обучающиеся должны знать, что:

1. Производство – стоит на «трех китах» - рабочая сила, предметы труда и средства труда.

2. Научно- технический прогресс – это взаимодействие техники и науки в процессе совершенствования производства.

3. Ресурсы – это вспомогательные средства.

4. Факторы производства – это основные группы ресурсов, используемых в процессе производства.

5. Охрана труда – неотъемлемый элемент производства.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1. рабочая сила

2. средства труда

3. предметы труда

4. экономические ресурсы

5. инвестирование

6. экономическая эффективность

7. производительные силы

8. производственные отношения.

Учащиеся должны уметь:

1. объяснять свою точку зрения;

2. объяснять суть производства;

3. аргументировать свои ответы.

Уметь: вести дискуссию и отстаивать собственное мнение, владеть основами диалога, разбираться в некоторых проблемах современного общества, анализировать объяснять закономерности современного производственного процесса.

Методы: словесные, наглядные, практические

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 2 ), учебник А.Г.Важенина «Обществознание»,М., «Академия», 2011, практикум А.Г.Важенина «Обществознание», М., «Академия», 2011

Понятийный аппарат: экономические ресурсы, факторы производства, денежный капитал, инвестирование, производительность труда, разделение труда, специализация, отрасли, предпринимательство, прибыль, производительные силы, производственные отношения.

Структура урока:

1. Входной контроль.

2. Изучение нового материала.

3. Завершающий контроль.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

 

Ход урока

 

1. Орг.момент

Занятие целесообразно начать с определения цели урока и основных задач. Обучающимся предлагается самостоятельно определить цель урока исходя из основных умений и знаний.

2. Входной контроль

На этапе входного контроля, происходит актуализация знаний. Учащиеся должны вспомнить предыдущий материал с помощью задания № 2 из практикума (стр.79 -80) (приложение 1).

3. Объяснение нового материала.

Формирование новых понятий.  По ходу урока показывается презентация (приложение 2).

Между людьми, одной стороны, и животными, с другой, существует множество различий. Но в основе всех их лежит одно основное. Все животные без единого исключения только присваивают то, что дает природа, они лишь приспосабливаются к среде. Люди создают вещи, которых в природе не существует, они преобразуют среду. Коренное отличие людей от животных заключается в том, что они производят, занимаются производством. Производство - необходимое условие существования людей.         Стоит прекратиться производству - и люди погибнут. Только производственная деятельность могла породить разум, мышление. Лишь производство могло вызвать к жизни общество, без которого оно развиваться не могло. Породив общество, производство тем самым превратило животное в социальное существо, т.е в человека. Животное есть только организм, только биологическое существо. Человек есть неразрывное единство тела (организма) и духа, в котором ведущая роль принадлежит духу, представляющему собой явление социальное и только социальное, есть личность. Поэтому невозможность понять суть общества и человека, не рассмотрев более или менее детально производства.

Производство:

  • В экономическом смысле — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.
  • Один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги.
  • Структурированная комбинация факторов производства с целью достижения конечного продукта или услуги.
  • Производственное предприятие также называют «производством».

Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но также и нематериальную сферу — производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ — его технической оснащённости и величины выработки.

В процессе производства используются экономические ресурсы или второе понятие - фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо;

1. Информация специфической формой информации является технология. Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений»

2. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

3. Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

4. Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Для эффективного производства нужен капитал. Деньги сами по себе не могут быть капиталом. Их следует инвестировать в экономику.

5. Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Все ресурсы мобильны и взаимосвязаны. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:

Производи́тельность труда́ — мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время. Обратная величина - трудоемкость - измеряется количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции.

Cпециализация в процессе труда — выполнение однородных трудовых операций работником производства в рамках его технологической организации.

Проявлением специализации выступает разделение производства на отрасли. В современной науке весьма распространено деление экономики на секторы.

Категории производства

Производство может быть разделено на следующие категории:

Некоторые экономисты относят к производству создание только материальных благ, другие — также создание и нематериальных благ. Тогда к производству можно отнести:

Основное звено рыночной экономики составляет предпринимательств. Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

  • организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
  • принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
  • рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
  • быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Автоматизация производства – это процесс в развитии машинного производства, при котором функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. Введение автоматизации на производстве позволяет значительно повысить производительность труда, сократить долю рабочих, занятых в различных сферах производства.

Принципы организации автоматизации

В основе организации производственного процесса на каждом предприятии и в любом его цехе лежит рациональное сочетание в пространстве и во времени всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Особенности и методы этих сочетаний различны в разных производственных условиях, однако есть и общие принципы:

  • специализации
  • пропорциональности
  • параллельности
  • прямоточности
  • минимума перерывов
  • ритмичности

Производительные силы (нем. Produktivkräfte) — средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди — основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний.

Производственные отношения (производственно-экономические отношения) — отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

  • Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:
  • 1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений
  • 2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)

3. Самостоятельная работа учащихся.

Учащимся предлагается выполнить задание 5  из практикума (стр.83-84)

Заполнить таблицу.

Секторы экономики

Содержание

Первичный

 

Вторичный

 

Третичный

 

4. Закрепление. Фронтальная работа с учащимися по новой теме.

1. Что, на ваш взгляд, понимается под словом «производство»?

2. что такое структура производства?

3. Каким образом производство способствует основной цели экономики – жизнеобеспечению?

4. В каких видах производства создаются новые ценности?

5. Какие экономические продукты производятся в процессе материального и интеллектуального производства?

6. Как взаимосвязаны материальные и духовные производства?

7. Можно ли воспроизводить не производя?

8. Назвать факторы производства.

9. Каким образом происходит соединение рабочей силы, средства производства в едином процессе?

10. Что такое техника и технология производства?

11. От чего зависит эффективность и качество продукции?

12. Каким образом связаны производство и потребление?

13. Для чего необходимо производство?

5. Заключение

Обобщается весь изученный материал и дается учебное задание. Отдельным группам учеников предлагается подобрать материал из СМИ о развитии некоторых отраслей производства и выполнить презентации по темам: «Производство автомобилей в России», «Автомобилестроение в мировой экономике»

 

Литература:

А.Г.Важенина «Обществознание»,М., «Академия», 2011, практикум Обществознание», М., «Академия», 2011

http://scepsis.ru/library/id_67.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/