МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Якупова Алевтина Равильевна, кандидат педагогических наук, методист ГОУ СПО «Электростальский колледж» Московской области

 

Учебные презентации при изучении курса

«Основы социологии и политологии»

 

 

Введение

Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как правило, понимаются программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, применяемые для транслирования информации, информационного обмена и обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных [1].
Одно из наиболее популярных средств ИКТ – презентации, созданные в программе Microsoft PowerPoint. Такая презентация представляет собой набор слайдов, в которых можно широко использовать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, готовые варианты дизайна. Не следует отождествлять электронный учебник и презентацию. Это разные объекты по технике и принципам изготовления, по целям использования. Стоит хотя бы напомнить о том, что презентации – это сопроводительный материал к лекционному курсу и он никогда не заменит педагога, а вот электронный учебник может периодически присваивать себе такие функции. Активное применение презентаций требует внимательного отношения к проблемам проектирования и использования их на учебном занятии.
В работе рассмотрены наиболее повторяющиеся ошибки применения и покажем пути повышения эффективности презентаций на учебных занятиях; раскрыты проблемы, задачи, которые возникают при использовании учебных презентаций в учебном процессе.

В разделе «Приложения» автор предлагает вниманию преподавателей и студентов колледжа  учебные презентации по  разделу «Политология». В данном разделе  вниманию студентов предложены  следующие презентации:

-История политических учений  «Политическая мысль России 19 века», «Политический радикализм» (19в.); «Соотношение морали и политики»  (учение Махондас Ганди); «Развитие политологии в России»;

2. Политическая власть «Информационная власть»;

3. Политическая элита «Политическая элита эпохи Горбачева»; «Политическая элита  России первого поколения»; «Типология политического лидерства»; «Традиционный тип политического лидера», «Характерные черты политического лидера», «Вождизм», «»Традиционный тип лидерства  ( на примере династии Романовых);

4.Политические режимы «Религиозный тоталитаризм», «Религиозный тоталитаризм (на примере  современного Ирана)» «Авторитарный политический режим» (на примере Турменистана);

5.Политические идеологии «Социал-демократическая идеология»;

6.Государство «Конституционная монархия» (на примере Испании); «Конституционная монархия» ( на примере Швеции) ; «Социальный тип государства» «Политическое устройство государства Малайзии»;

7.Политические партии «Политические партии современной России»; «Партия «Единая Россия»;

8.Международная политика и международные отношения «Международная организация ОБСЕ»; «Международные организации и политика. НАТО»; «Основные геополитические эпохи» .

 

Методические рекомендации по разработке учебных презентаций

 

При использовании компьютера в преподавании   ряда гуманитарных дисциплин, в частности курса «Основы политологии и социологии», возникает ряд проблем:
1. Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», т.е. невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.
2. Иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.
Решение этих вопросов потребовало поиска и создания новых средств обучения. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор.

Учитывая это,  следует мобилизовать зрительное восприятие студентов, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, с которыми раньше студенты не встречались

Педагог пытается работать с новым дидактическим средством по старинке, помещая на слайд текст из учебника или картинки. На самом деле возможности презентации намного шире, чем примитивная демонстрация страницы из учебного пособия на экране. И другая крайность. Преподаватель, увлеченный новым дидактическим средством, придает ему слишком большое значения, забывая о целях занятия, о том, что презентация – это всего лишь средство обучения. Такая однобокость в восприятии приводит к нарушению логики процесса познания у студентов.
Иногда педагоги, использующие презентации на своих занятиях, опасаются свободного диалога, считая, что это может привести к отклонению от общего плана, будет нарушена последовательность слайдов и т.п. На самом деле преподаватель, использующий презентации, как правило, свободен в обращении с объемом и последовательностью изложения информации, он в любой момент может легко вернуться к началу занятия или забежать вперед, какие-то моменты в изложении пропустить, а на каких-то остановиться подробнее. Отклонение от изначального плана в беседе будет нетрудно осуществить, если презентацию создавал он сам и сам же управляет ею на занятии.
У некоторых педагогов слайды представляют собой текстовую информацию большого объема (более 30 слов на слайде!). Была ситуация, когда в течение одного занятия учащимся пришлось просмотреть 153 слайда, каждый из которых содержал текстовую информацию объемом примерно 90–100 слов. В течение минуты обучаемые в быстром темпе прочитывали около 200 слов, отвечали на вопросы педагога, что-то даже успевали записать в тетради. Качество такого занятия, безусловно, вызывает сомнения. В этом случае стремление педагога сообщить информацию превышает желание аудитории получить ее. Не стоит пытаться на таких занятиях давать всеобъемлющую информацию по теме. Для педагога важно грамотно структурировать содержание учебного материала, выбрать из всего известного ему самое значимое и суметь проблематизировать его так, чтобы обучаемым захотелось остальное добыть самостоятельно. Цель лекции-презентации заключается в инициировании любопытства и стимулировании желания получить как можно больше информации по обсуждаемому вопросу во время последующей самостоятельной работы.
Педагог предлагает поработать с информацией, таблицей или схемой, представленными на слайде. Однако ему непривычно находиться в пассивной роли на занятии. Он или полностью читает текст, забывая о том, что обучаемые это могут сделать намного быстрее сами, или пытается комментировать слайды или вообще рассказывает о чем-нибудь постороннем. Его ученики отвлекаются, их внимание рассеяно, работа со слайдом идет формально – цели обучения не достигаются. Иногда педагог по разным причинам разрабатывает презентацию не сам, а поручает эту работу кому-нибудь, например, лаборанту или ассистенту. На занятиях со слайдами за компьютером работает посторонний человек, а педагог время от времени дает указания для демонстрации очередной картинки. В этой ситуации может ярко проявиться ошибка несогласованности действий. Примеры таких ошибок мы часто наблюдаем во время выступлений докладчиков на конференциях, когда презентация используется в качестве сопроводительного материала к основным моментам выступления. При этом докладчик не видит демонстрационный экран, а техник, демонстрирующий слайды, не всегда свободно ориентируется в видеоряде и тексте. Поражает терпимость, спокойствие и вежливость аудитории, на восприятии которой ставятся такие эксперименты.
У занятий с мультимедийным сопровождением особые принципы, правила и техники реализации. Далеко не всегда на таких занятиях срабатывают типичные приемы связи с аудиторией, приемы побуждения слушателей к самостоятельной работе или приемы активизации их деятельности. Педагоги, впервые использующие презентации во время своих занятий, отмечают, что поведение обучаемых изменяется, нет полной сосредоточенности, как на обычной лекции, приходится использовать специальные приемы, чтобы постоянно удерживать внимание аудитории. Это связано с тем, что на таких занятиях вместе с целями изменяются и функции преподавателя. Лекция-презентация отличается от лекции, идущей в традиционном режиме, хотя бы тем, что лекция-презентация нужна для того, чтобы стать предтечей самостоятельной работы, а цель традиционной лекции – как можно подробнее информировать студентов по конкретной теме. Поэтому для педагога в первую очередь становится важнее организовать деятельность обучаемых и управлять ею, а не только информировать.
Занятие завершается банальной фразой на экране: «Спасибо за внимание», итоги не подводятся, обобщение отсутствует, нет повторения главных идей занятия, нет возврата к началу… У такого занятия отсутствует окончание как таковое, а у обучаемых оно не вызывает вопросов, желания пообщаться с педагогом подробнее по теме занятия. Лекция-презентация терпит неудачу, если после нее не возникает стремления подробнее изучить предмет обсуждения.
Педагог, освоивший элементарные способы работы в программе Microsoft PowerPoint, не придает значения законам и принципам создания презентаций. В разработанной им презентации невооруженным взглядом заметны дизайнерские просчеты, к месту и не к месту используется анимация, бросаются в глаза буйство красок, несоразмерность шрифтов и невыдержанность элементарных типографских требований или, наоборот, уже на третьем-четвертом слайде аудитория начинает скучать из-за однообразия визуального ряда и т.п. Особенно неприятно, когда в тексте слайдов обнаруживаются орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.
Проанализировав эти и некоторые другие ситуации неудачного применения презентаций на учебных занятиях, мы выходим на две группы проблем:

-проблемы разработки презентаций к учебным занятиям;

-проблемы использования презентаций на учебных занятиях.

Первая группа проблем связана с разработкой новых подходов и принципов информационного дизайна. Вторая – с методикой использования презентаций на учебных занятиях. Предоставим специалистам в сфере информационного дизайна разработку первой проблемы. Вторая проблема требует методического решения.

Занятие-презентация, в отличие от традиционного занятия, должно стать предтечей самостоятельной работы.
Преподаватель начинает подготовительную работу с формулировки цели презентации по отношению к изучаемому материалу и аудитории. Как только он определит точную цель, детально выяснит, для какой аудитории будет проводиться занятие, что уже известно студентам, что им хочется узнать и каковы их интересы, можно планировать общую логику презентации: зачем, для чего, что, за какое время и в какой последовательности собирается говорить преподаватель на занятии. Все хорошие презентации похожи друг на друга и состоят, как правило, из трех частей: вступление, основная часть и подведение итогов.
Занятия с использованием учебных презентаций помогают решить следующие дидактические задачи:
1.Усвоить базовые знания по дисциплине, разделу или теме курса.
2.Систематизировать усвоенные знания.
3.Сформировать навыки самоконтроля.
4.Сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности.
5.Оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом.

Преподаватель, разрабатывая и используя презентации в учебном процессе, имеет возможность:
– легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как единожды созданная презентация легко тиражируется;
– реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий студентов, индивидуализируя тем самым процесс обучения;
– уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования;
– проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя ПК как тренажер;
– осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
– уменьшить количество рутиной работы, тем самым высвободив время для творческой работы и индивидуальной работы со студентами;
– сделать более эффективной самостоятельную работу студентов, которая становится и контролируемой, и управляемой.
С использованием мультимедийных презентаций  и студент получает возможность вести работу в оптимальном для него темпе; может вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться; легче преодолевать барьеры психологического характера (несмелость, нерешительность, боязнь насмешек) вследствие определенной анонимности контакта с ПК; отрабатывать необходимые умения и навыки до той степени подготовленности, какая требуется вследствие исключительной «терпеливости» ПК.

Использование учебных презентаций в учебном процессе дает положительный эффект   так как:
• материал  ориентирован на контингент  студентов с учетом их интеллектуального и эмоционального уровня;
• каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу;
• презентации используются не от случая к случаю, а систематизированы и предназначены для изучения дисциплины «с нуля» и до окончания курса;
• презентации позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний;
• содержание презентаций помогает создавать наглядные образы;
• презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока;
• применение презентаций позволяет  активизировать познавательную деятельность студентов.

При проектировании будущего мультимедийного урока следует продумывать каковы его цели и задачи, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности студентов.

Рекомендации по разработке презентаций:

-необходимо использовать презентации PowerPoint, только в том случае, если это повысит заинтересованность со стороны аудитории и обеспечит эффективность понимания, позволит материалу надолго удержаться в памяти студентов;

-использовать так называемое контурное визуальное представление (Outline View): самое важное, что есть в каждой презентации – это ее содержание, а не графическое оформление;

-на каждом слайде должно быть минимальное количество текста, поскольку избыток текстовой информации будет отвлекать аудиторию и затруднять прочтение материала со слайда;

-необходимо помнить, что ни одна презентация не может подменить педагога. В данном случае педагогу отводится главная и исключительная роль; презентация является лишь вспомогательным средством;

-текст презентации должен быть написан крупным шрифтом – не меньше 30-го кегля;

-преподавателю не следует читать со слайда. Информация на слайде только для студента. Педагог должен изложить намного больше информации, нежели это отражено в его презентации. По окончанию занятия можно раздать желающим листы с копиями материала, представленного на слайдах;

-преподавателю не стоит самому стоять за компьютером и управлять слайдами – можно найти помощника среди студентов;

-необходимо избавить презентацию от лишних диаграмм, таблиц, чрезмерного количества графических изображений. Это отвлекает внимание;

-не нужно быстро «пробегать» по слайдам, перескакивая с одного на другой. Информация, изложенная в них, должна быть краткой и по существу. Для этого есть хорошее правило – 10/20/30: 10 слайдов за 20 минут 30-м кеглем;

-не перегружать слайды анимацией. Текст в виде «пишущей машинки», «проявления с вращением» или «центрифуга» только отвлекает аудиторию от основной информации;

-не использовать яркий цвет, в качестве фона слайда. На таком фоне практически невозможно увидеть текст;

-не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением;

-надо учитывать индивидуальные возможности восприятия студентов. Особенно, если есть студенты, имеющие нарушения слуховой и зрительной сферы;

-для того чтобы студенты не переутомлялись и получили дальнейший положительный настрой, необходимо включать в содержание презентации интересные видеосюжеты, которые подходят для данной темы;

-важная роль отводится цветовому сочетанию и выдержанности стиля в оформлении слайдов, музыкального сопровождения и т.д.;

 

 

Литература

1.Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: автореф. … д-ра пед. наук. СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 2001.

2.Джей Э. Эффективная презентация / пер. с англ. Т. А. Сиваковой. Минск.: Амалфея, 2009г.- 135с..

3.Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 1 сент.

4.Особенности разработки учебных материалов. [Электронный ресурс]. URL: http://www-2net.spbstu.ru/CD_ED/method-rec/

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Современное образование, 2008г. –186с..