МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Ковалькова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Липовка Духовницкого района Саратовской области»

 

Урок «Государственные символы России» (6 класс)

 

 

Цель: контроль и корректировка знаний учащихся, воспитание патриотизма и любви  к своей Родине.

Оборудование: 1.Текст гимна Российской Федерации;

2. Изображение государственного герба Российской Федерации;

3.Карточки – задания для команд;

4. Бочонки от русского лото.

 

Ход игры:

Игра проходит в форме  игры «Счастливый случай». Учащиеся делятся на две команды. Им нужно придумать названия для команд. Ведущий объявляет туры, задаёт вопросы и задания командам, подводит итоги.

 

1 –й  тур. Разминка.

На первый тур – не  шутка,

Дана  всего минутка.

Торопитесь, но  не «зевайте»,

Правильный ответ давайте!

Вопросы первой команде:

1. Как называется наша страна? (Россия.Российская Федерация.)

2. Очертания какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит.)

3. Торжественная песня или мелодия.(Гимн.)

4. Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течении последнего десятилетия. Чем это объяснить? (Россия недавно стала самостоятельным, независимым государством.)

5. Когда в России отмечают День государственного флага Российской Федерации? (22 августа.)

6. Что изучает геральдика? (Гербы.)

7. Как с голландского на русский – «корабельное знамя»? (Флаг.)

8. Кто является автором музыки современного гимна России? (А.Александров.)

9. Когда приспускается флаг? ( В дни государственного траура.)

10. Крылья орла на нашем гербе подняты, почему? (Орёл показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.)

Вопросы второй команде:

1. Как мы называем страну, где родились? (Родина, Отчизна.)

2. Какие символы нашей Родины вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

3. Какие цвета составляют наш государственный флаг? (Белый, синий, красный.)

4. Что изучает вексиллология? (Знамёна.)

5. На московских монетах XIV – XV века появился всадник, поражающий копьём змея. Почему этот сюжет появился именно в это время? ( Победа на Куликовском поле, когда борьба всадника с драконом стала восприниматься не просто как победа добра над злом, но и как победа Руси над золотоордынцами.)

6. Как называется эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах? ( Герб.)

7. Что такое штандарт президента? (Особый знак главы государства.)

8. Кто является автором слов современного гимна России? (С.Михалков.)

9. Какого цвета поднимают флаг, если войска сдаются? (Белый.)

10. Что символизируют две головы орла на нашем гербе? (Он как бы смотрит на Восток и на Запад – символ единства страны, Россия географически находиться и в Европе ив Азии.)

 

2-й тур. Смекалка.

Остановку сделать сложно

Не привыкли отдыхать.

Нам заданий,  да побольше,

Чтобы баллы набирать.

Задание № 1. Команды получают текст гимна РФ отпечатанный на листах и с пропущенными словами. Командам на скорость необходимо собрать вписать слова в текст. Учитывается не только скорость, но и правильность.

Россия – священная наша держава,

Россия -  …………. наша страна.

…………воля,   ………….слава –

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

……………народов  союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься,……..! Мы ………….тобой!

От южных  ………до полярного ……

Раскинулись наши ………и………..

Одна ты  на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для  жизни

Грядущие нам открывают  ………….

Нам силу даёт наша………….  Отчизне.

Так …………так ………и так будет всегда!

 

Задание № 2. Команды получают изображение Российского герба. Необходимо найти ошибки в изображении герба ( на гербе отсутствует третья императорская корона, скипетр и держава в лапах орла и щит с изображением Георгия Победоносца на груди орла.) За каждую найденную ошибку команда получает по баллу.

 

3-й тур. Домашнее задание.

Пусть  немножечко устали,

Силу знаний показали.

Мы путешествие совершим

Всех рассказом поразим.

Домашнее задание первой команде – рассказ о истории нашего флага; второй команде – рассказ о истории нашего герба.

 

4-й тур. Ты – мне, я – тебе.

Вы командой не скучали

И вопросы сочиняли.

Их друг другу зададим

И все вместе победим

Каждая команда задаёт своим соперникам по три вопроса.

 

5 –й тур. Хронологический.

И ещё один шажок –

В даты  прошлого прыжок.

Команды получают одинаковые задания: соотнести события и даты.

Даты:1) 1996; 2) 1994; 3) 1882; 4) 1918; 5) 1833

События:1) утверждено знамя РСФСР; 2) официально утверждено Знамя Победы; 3) окончательно утверждён герб Российской империи; 4) официальным гимном стала песнь «Боже, царя храни!»; 5) официально утверждён президентский штандарт.

 

6 –й тур.  « Заморочки из бочки».

Все конечно же  устали,

Силу знаний показали.

Вот последнее задание  -

Приложите же старание!

 

Задания для обеих команд. Побеждает та команда, которая даёт правильный ответ.

1. Какая эмблема известна в качестве знака собственности Рюриковичей?

2. На каких знаменах Древней Руси изображались лики святых?

3. Кто сочинил музыку гимна «Коль славен наш Господь в Сионе»?

4. Как выглядел государственный штандарт Петра I?

5. Какой девиз был начертан на гербе СССР?

6. Как назывался первый гимн Советского Союза?

7. Откуда на Русь пришло изображение двуглавого орла?

8. Как выглядело знамя РСФСР утвержденное в 1918 г.?

9. В каком веке был сочинен Преображенский марш?

10. Какой император ввел изображение мальтийского креста в российский герб?