МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Якупова Алевтина Равильевна, кандидат педагогических наук, методист ГОУ СПО «Электростальский колледж» Московской области

 

Государственно-гражданская идентичность – важный фактор мобилизации людей

(на примере мониторинга исследования гражданского образования среди студентов ГОУ СПО «Электростальский колледж»)

 

 

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна во все времена. Ибо только человек, развивающийся в лоне истории и культуры своего народа, болеющий за его прошлое и настоящее и имеющий веру в его будущее, может стать полноценной личностью.

Выстроить концепцию гражданско-патриотического воспитания, отвечающую всем требованиям современности, определить приоритетные направления работы необходимо и в  системе среднего профессионального образования. В рамках этой проблемы было проведено мониторинговое исследование на тему: «Патриотизм».

Методом очного анкетирования было опрошено в 2011г. 232 студента 4 специальностей ГОУ СПО «Электростальский колледж» («Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Архитектура», «Экономика и бухгалтерский учет», в исследовании  принимали участие студенты 4 курса дневной формы обучения) и   106 студентов   4 курса филиала «Восход» МАИ (Московский авиационный институт в городе Байконур) в 2010г.

 

Общие выводы по исследования. Политическая и социальная активность молодежи.

Только пятая часть опрошенных считает себя политически активными людьми. У подавляющего большинства студентов участие в общественно-политической жизни сводится к отслеживанию информации о событиях в стране и за рубежом с помощью СМИ (67%), примерно вдвое меньше респондентов голосуют на выборах (40%), 11% участвуют в митингах, шествиях или демонстрациях, 5% отметили членство в политических партиях, общественных движениях, на выборах работает 1% из опрошенных.

На вопрос о возможном вступлении в какую-либо политическую организацию (партию или движение) 70% молодых людей ответили отрицательно. Это подтверждают данные исследований о низкой социально-политической активности молодежи вообще и студенческой, в частности.

 

Гражданская самоидентификация

71% опрошенных считает себя патриотами (из них «безусловно, да» выбрали 24%, «скорее, да» - 47%, отрицательный ответ – у 20%).

При этом в вопросе о необходимости проведения уроков  патриотического воспитания голоса «за» и « против» разделились практически поровну. Однако 91% уверен, что они непременно должны быть «в школах», а 37%, что и в «колледжах, техникумах  и вузах».

 

Трактовка феномена патриотизма

По мнению большинства опрошенных, патриотизм проявляется, в первую очередь, в уважении традиций- 72%; затем – в конструктивной критике власти и недостатков в стране – 33%; «создании семьи и воспитании детей- 32%; в работе по  специальности с максимальной отдачей» - 21%; а еще в участии в деятельности патриотических организаций – 12% и в голосовании на выборах за патриотические партии и политиков-патриотов -8%; и, наконец, в разговорах на патриотические темы -7% и в полной поддержке власти -5%.

Интересно, что из исторических личностей патриотами были названы Петр 1 (26%), А.Суворов (16%), И.Сталин (9%), М.Кутузов (8%), Г.Жуков (7%), А.Невский, В.Ленин (6%), Иван Сусанин, Л.Толстой, Александр 2 (4%), А.Солженицын (3%). Ничего не ответили – 16%.

А вот патриотов среди современников не смогли назвать 46% респондентов, что явно свидетельствует о нехватке информации о выдающихся личностях нынешней России. 14% указали В.Путина, 8% выбрали В.Жириновского, 5% отметили некоторых рок музыкантов, 4% сказали, что таких вообще нет.

При ответе на вопрос: «Какие события, в том числе, из истории нашей страны, поднимают Ваш патриотический дух?»,  подавляющее большинство остановилось на позиции «победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» -79,12%,  далее идут «великие писатели России» - 74,73%, «достижения космонавтики и космической техники» - 30,77% и «достижения советских и российских  спортсменов» - 27,47%,  «выдающиеся российские цари и императоры» - 24, 18% , «освобождение крестьян от крепостного права в 1861 году» - 20,88%, «мученики и святые русской православной церкви» - 16,46%. (смотри  материалы презентации)

 

Источники информации

По данным  опроса, источником информации о явлениях патриотического характера для молодежи в основном является интернет (67%). На втором месте – телевидение в целом и художественные фильмы в частности (по 40%). Затем следуют документальные фильмы -39%, художественная литература -35%, газеты, журналы -32%, семья -28%, друзья и радио – по 20%, музыка -16%, публицистическая литература -14%, молодежные движения- 12% и др. - 4%.

 

Отношение к патриотическим и экстремистским общественно-политическим организациям

33% опрошенных положительно оценивают деятельность политических партий и движений патриотической направленности.   К деятельности же экстремистских организаций 56% относятся «отрицательно», 8% - «положительно» - из числа опрошенных.

Среди ответов о предполагаемых мотивах сторонников экстремистских организаций и поддержке их частью людей можно выделить следующие:

-нерешенность проблем с коррупцией, миграцией, в области межнациональных отношений, преступность среди «приезжих»;

- недовольство действиями /бездействием властей;

- низкий уровень интеллектуального развития, глупость сторонников таких организаций; действия манипуляторов;

-социальная незащищенность;

-юношеский максимализм; высокий уровень агрессии и незнание других способов решения проблем.

Накануне выборов в парламент по партийным спискам (декабрь 2011г.),  нами было проведено социологическое исследование среди студентов колледжа ГОУ СПО «Электростальский колледж».

На вопрос:  «За кого Вы будите голосовать на выборах 2011г?», были получены следующие результаты.

За  партию  «Яблоко» отдали бы 2% голосов из числа опрашиваемых, за КПРФ – 2% студентов, за партию «Справедливая Россия» - 8 % голосов, за ЛДПР- 18%, «Правое дело»-0%, «Патриоты России» -0%,  «Единая Россия»- 46%,  24% студентов – не определились с партийными предпочтениями.

На вопрос: «Когда состоятся Выборы в Государственную Думу 2011года?»  98% студентов   ответили 4 декабря, а 2% студентов – отметили, что выборы состоятся 1 декабря 2011года

Вопрос: «Назовите лидеров российских партий, которые будут принимать участие в выборах 2011года» показал, что студенты знают лидеров  следующих партий:  Г.Зюганова (КПРФ), В.Жириновского (ЛДПР), В.Путина ( Единая Россия)

Ответы на вопрос: « Знакомы Вы ли с программами партий, которые примут участие в парламентских выборах 2011года», показал, что  94% студентов - не знакомы с программами партий.

 

Результаты исследования

Если нарисовать усредненный  портрет студента по результатам исследования, то получится, что это юноша 19-18 лет, который не считает себя социально и политически активным человеком, не состоит в какой-либо политической организации и получает информацию о событиях в стране и за рубежом из СМИ.

Этот молодой человек характеризует себя как гражданин России. Патриотизм для него состоит в уважении традиций, большую часть информации об этом явлении он черпает в Интернете. Примером патриота из истории для него является Петр 1, из современников он не может назвать никого. Его патриотический дух поднимает Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Он знает некоторые политические организации патриотической направленности, партии и относится к ним положительно, считая, что они должны активно действовать, чтобы изменить ситуацию в стране к лучшему.

К экстремистским политическим организациям относится отрицательно, однако у него нет четкого мнения по поводу того, почему часть людей поддерживает такого рода объединения.

Это небольшое исследование выявило ряд моментов, характерных для общей картины духовного состояния российской молодежи, которая, не понимая важности гражданской позиции, вольно или невольно отказывается от права формировать свое будущее.  Это  происходит в условиях, когда патриотизм из обязательного инструмента воспитания постепенно превращается в глазах молодежи во что-то лишнее. Говорить о современных примерах достойного служения отечеству в СМИ стало непопулярно, а именно на них ориентируется сегодня молодое поколение.

Проведенное  исследования наглядно показало, что сегодня актуальным остается разработка концепции гражданско-патриотического воспитания в учебных  заведениях  системы профессионального образования, которая отвечала бы всем требованиям современности,  а также необходимо определить приоритетные направления работы в  системе среднего профессионального образования.