МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Якупова Алевтина Равильевна, кандидат педагогических наук, преподаватель обществознания ГБОУ СПО «Электростальский колледж» г.Электросталь Московской области

 

Учебные презентации к курсу «Обществознание», раздел «Социальные отношения»

 

 

Введение

Учебное пособие «Учебные презентации к курсу «Обществознание», раздел  «Социальные отношения» предназначено для студентов ГБОУ  СПО МО «Электростальский колледж» первого курса дневного отделения по специальностям:

080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

270101 Архитектура ,

изучающих курс «Обществознание», раздел «Социальные отношения».

Учебное пособие охватывает весь учебный материал, предусмотренный ФГОС СПО по курсу «Обществознание», раздел «Социальные отношения».

Учебное  пособие представляет собой ряд  интерактивных презентаций по курсу.  В пособии представлены  следующие темы по разделу Социальные отношения.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

1. Социальная роль и стратификация.

(презентации: «Социальные группы», «Кастовая система стратификации», «Неравенство или стратификация», «Социальная стратификация. Средний класс», «Социальная стратификация. Социальное неравенство», «Социальная стратификация. Низший класс», «Социальная стратификация. Высший класс»

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

 

2. Социальные нормы и конфликты

(презентации: «Социальные конфликты», «Социальный конфликт (мужчина и женщина»), «Девиантные формы поведения»

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

 

3. Важнейшие социальные общности и группы

(презентации: «Социальные институты», «Социальные институты. Институт здравоохранения», «Социальные институты. Институт семьи», «Институт семьи», «Классификация социальных институтов», «Нации и национальные отношения», «Этнические общности»

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

 

Учебное пособие  ориентировано на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

 

Основу учебного пособия составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов:

- учет возрастных особенностей обучающихся;

-практическая направленность обучения;

- формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений  СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

 

Особенностью учебного пособия является то, что учебные презентации разрабатывались совместно со студентами, изучающих курс «Обществознание». Разработка презентаций представлена как один из  видов самостоятельной работы студентов колледжа, таких как:

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

 

Тем самым, учебное пособие предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей.

Содержание учебного пособия направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное  значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.

 

ПРЕЗЕНТАЦИИ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ