МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Быкова Татьяна Ивановна, преподаватель истории и обществознания ГБОУ СПО «Электростальский колледж» г.Электросталь Московской области

 

Технологическая карта для модульной системы обучения по курсу «История» к теме «Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости»

(методическая разработка)

 

 

Учебные элементы

Содержание учебного материала

Руководство деятельностью

0

Интегрирующая дидактическая цель

В процессе работы с учебным материалом и документами уч-ся должны овладеть следующими знаниями:

1.В чем специфика стран «третьего мира»?

2.На какие группы можно разделить страны «третьего мира» по уровню их социально-экономического развития?

3.Почему преодоление отсталости стран «третьего мира» невозможно без помощи мирового сообщества?

Продолжить работу над развитием умений и навыков:

1.Систематизация и анализ исторической информации.  2.Умение соотносить результат своей работы с поставленными целями.

Учебник:

В.В. Артемов,

Ю.Н. Лубченков.

История (2008 г.)

1

Цель: установить причины краха колониализма и задачи новых государств.

Работать с текстом учебника С.394 и дополнительными материалами.

Выписать в тетрадь причины краха колониализма и задачи новых государств. Объяснить термин «страны третьего мира»

2

Цель: определить последовательность освобождения колоний от метрополий.

Работать с текстом учебника С. 394-397

Составить в тетради таблицу

«Распад колониальной системы»

Метрополия

Колония

Год освобождения

3

Цель: определить проблемы стран «третьего мира» и выделить основные пути преодоления отсталости.

Работать с текстом учебника С.397-398 и дополнительными материалами.

Выпишите в тетрадь основные проблемы бывших колониальных стран и пути их развития после освобождения.

Контроль

1.Приведите примеры смены режимов и политических ориентаций в странах Азии и Африки. Чем они были вызваны?

2.В чем вы видите значение событий, происшедших в конце 80-х – 90-е гг. в ЮАР?

3.В чем специфика стран «третьего мира»?

4. Назовите причины и последствия демографического взрыва для стран «третьего мира».

 

 

 

 

Ответьте на вопросы в тетради

 

Дополнительные материалы к теме:

«Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости»

 

Упадок роли европейских государств после Второй мировой войны создал условия для краха колониализма. Создававшиеся европейцами с XV века и ставшие главным атрибутом великой державы колониальные империи перестали существовать.

«Холодная война», давая освободительным движениям возможность маневра между сверхдержавами, во многом способствовала краху колониализма. Освободившиеся страны, учитывая особенность их развития, называют «третьим миром», в отличие от Запада и Востока.

Получив политическую независимость, освободившиеся страны стали добиваться преодоления отсталости. Эта проблема была усугублена начавшимся после войны повышением темпов роста населения. Смертность в странах Азии, Африки и Латинской Америки начала падать, а рождаемость осталась традиционно высокой.

Высокие темпы роста населения усложняют решение проблемы преодоления отсталости. Высокая рождаемость ведет к омоложению населения. Дети в возрасте до 15 лет составляют его половину в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Чтобы преодолеть  отсталость, нужно выделять огромные средства на ликвидацию  их неграмотности. Громадная безработица – следствие высоких темпов роста населения – способствует сохранению низкой заработной платы и замедляет технический прогресс.

В переходный период в этих странах новое сосуществовало со старым. Экономика стала многоукладной, социальная структура чрезвычайно пестрой, причем громадная часть населения оказалась в переходном состоянии. Отсюда и социально-политическая неустойчивость. Революции и государственные перевороты, гражданские войны и межгосударственные конфликты – это стало характерной чертой развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Считая виновником своей отсталости страны Запада, освободившиеся страны поначалу добивались своей экономической независимости. Они пытались повысить цены на вывозимое ими сырье и заменить импорт машин с Запада собственным производством. Они, таким образом, пытались противопоставить себя мировой экономике. Это оказалось недостижимой задачей. Освободившиеся страны стали искать пути интеграции в мировую экономику. Они стали поощрять экспорт, иностранные капиталовложения. Это была уже новая экономическая политика. Преодоление отсталости означало также и усиление взаимодействия цивилизаций. Модернизация этих стран была попыткой внедрения европейской цивилизации. И хотя этот процесс порождает сложности, успехи налицо: создается отечественная промышленность, внедряются современные технологии, изменяется социальная структура, вырос уровень жизни.