МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Якупова Алевтина Равильевна, кандидат педагогических наук, методист ГБОУ СПО «Электростальский колледж» г.Электросталь Московской области

 

Методика построения теста и анализ результатов при работе со студентами средних профессиональных учебных заведений

(учебное пособие)

 

 

Введение

Примерная программа учебной дисциплины «Обществознание» выдвигает определенные требования к результатам обучения. В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.


Предлагаемая
тестовая технология способствует реализации выдвинутых требований к результатам обучения по курсу «Обществознание».

 

Главная цель тестовых заданий для студентов системы СПО - способствовать формированию  объективной оценки качества знаний учащихся.

Тестовые задания  подготовлены на основе единых концептуально-методологических и методических позиций  (В.П.Беспалько, Н.А.Селезнева), главные из которых следующие:

1.тестовые задания   охватывают содержание дисциплины «Обществознание» и ориентированы на базовые знания студентов по данной дисциплине.

2.в основу разработки,  представленных трехуровневых тестовых заданий, положена методология проектирования  многоуровневых оценочных средств, для определения достигнутого качества подготовки студентов, предложенная в исследованиях В.П.Беспалько и развиваемая в трудах исследователей Российской академии образования.

 

1. Теоретическое обоснование тестовых заданий  по дисциплине «Обществознание» для студентов

1.1. Методика построения теста и анализа результатов

Тестовые задания по гуманитарным  дисциплинам (в пособии тестовая технология рассматривается на примере дисциплины «Обществознание») представляют собой комплекс известных методик психологической диагностики, изучающих:

- различные стороны личности индивида: мотивационные установки, ценностные ориентации, эмоциональные свойства , типичные формы поведения и пр. (тест личностный);

- уровень мышления;

- степень владения  испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками в области  гуманитарных знаний;

- творческие способности личности: быстро ориентироваться в поисковых ситуациях.

При работе с тестовыми заданиями выделяются 3 уровня, которые  отражают развитие его мировоззрения как показатели зрелости студента.

1 уровень –репродуктивный, узнавание, т.е. воспроизведение с подсказкой извне информации на основе полученных знаний, приобретенных умений и навыков.  1 уровень –уровень знакомства, определяет степень усвоения студентом изученного материала. Тесты-задания даются с эталоном. Они  включают тесты на опознание, различение и классификацию.

Например:

1. Тест на опознание. Согласны ли Вы с утверждением, что воспитание гражданина - одна из главных задач искусства Просвещения?  (да, нет).  Эталон – ДА

2.Тест на различение. Вставьте пропущенное: «Так я жил на моем острове – спокойный и …»  А) несчастный;  Б) радостный; В) довольный.  Эталон В.

3. Тест на классификацию.  Установите соответствие между понятием и определением:

Государство – это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, познание людей.

Власть – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта

Харизматическая власть - это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.

 

Степень усвоения студентом изученного материала может быть определена по формуле:

а

К = ---------- ,

Р

где    K – коэффициент усвоения;

а – количество правильных ответов испытуемого;

P - общее количество абсолютно правильных ответов.

Предположим, студент получил три тестовых задания 1 уровня (включая все его виды – тесты на опознание, различение, классификацию). Общее количество абсолютно правильных ответов - 10. Количество правильных ответов у студента - 8. Тогда коэффициент усвоения им изученного материала  К=8/10 = 0,8.

При использовании данного коэффициента количественная оценка знаний будет находиться от 0 до 1, при любом  количестве тестовых вопросов.

Для перехода к качественной оценке знаний предполагается использовать следующие значения этого коэффициента:

при К ≥ 0,7 – испытуемый обладает высокой степенью усвоения изученного материала (материал студентами усвоен);

при 0,3 < К < 0,7 – испытуемый обладает средней степенью усвоения изученного материала (материал усвоен частично);

при К ≤ 0,3 – испытуемый обладает низкой степенью усвоения изученного материала (практически материал не усвоен)

2. уровень – репродуктивно-поисковый – поиск самостоятельных решений (без подсказки извне) на основе  воспроизведения информации по памяти и  с опорой на интуицию, догадку. Второй уровень определяет степень самостоятельности суждений и включает: тест-подстановку, конструктивный тест (оба с  ответом-эталоном), тест-«поиск» проблемного характера с ответом-ориентиром, где студент дает полный аргументированный ответ.

Например: Тест-подстановка.

Назовите общие черты, свойственные творчеству и деятельности просветителей разных стран:  1……  2…… 3…… 4……. 5…… 6…… 7…..

Эталон: 1.выступали против абсолютизма; 2.выступали против феодальной собственности; 3.провозгласили культ разума; 4. боролись за широкое распространение знаний; 5. утвердили воспитательную задачу искусства; 6. герой произведений –человек 3 сословия; 7. искали пути к разумной организации общества

2. Конструктивный тест.  На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

К структурным элементам власти относятся: -объект власти;  -………………;  -…………………;  -………………..  Эталон: субъект власти , ресурсы власти; мотивы власти

3.Тест- «поиск». Как Вы понимаете высказывание Д.Свифта : «Слава ума или великого знания заменят голубую ленту или наряд»? Ответ-ориентир: выражение идеологии Просвещения.

Степень  проявления самостоятельности суждений может быть определена по формуле, аналогичной 1 уровню::

а

К = ---------- ,

Р

Где  K –коэффициент проявления самостоятельных суждений;

A – количество правильных ответов испытуемого;

P- общее количество абсолютно правильных ответов (для теста-подстановки и конструктивного теста) или общее количество условно правильных ответов (для теста-«поиска»)

Предположим, студент получил три тестовых задания 2 уровня (включая все его виды –подстановка, конструктивный тест и тест-«поиск»). Общее количество абсолютно правильных ответов -9. Количество правильных ответов студентом -7. Тогда коэффициент усвоения им изученного материала  К=7/9=0,8.

При К ≥ 0,7 – высокая степень самостоятельных суждений испытуемого;

при 0,3 < К < 0,7 – способность к самостоятельным суждениям уверенно развивается;

при К ≤ 0,3 –способность испытуемого к самостоятельным суждениям только обозначились

3 уровень –творческий, определяет способность студента ориентироваться в новых проблемных ситуациях, что характеризует ступень его социальной зрелости. Тесты 3 уровня – это проблемы, решение которых –творческая деятельность, сопровождающаяся получением объективно новой информации. В тестовых заданиях 3 уровня нет готового ответа-эталона или ответа-ориентира, о качестве их решения может судить лишь группа компетентных специалистов.

Коэффициент  самостоятельности  и зрелости суждений :

а

К = ---------- ,

Р

Где  K –коэффициент усвоения;

A – количество положительно оцененных специалистами критериев;

P- общее количество критериев оценки художественной зрелости испытуемого.

Допустим, специалистами оценено  положительно четыре критерия из шести возможных. Тогда К=4/6=0,7

При К ≥ 0,7 – испытуемый обладает высокой степенью самостоятельности и зрелости суждений;

при 0,3 < К < 0,7 – развитие самостоятельности и зрелости суждений студента заметно;

при К ≤ 0,3 –развитие самостоятельности и зрелости суждений студента только обозначилось

Коэффициент самостоятельности и зрелости суждений свидетельствует о способности к творческой деятельности, которой свойственно развиваться. Поэтому данный коэффициент – величина изменяющаяся.

Таким образом, данная технология позволяет оценить не только качество приобретенных знаний, но и  степень зрелости личности студента колледжа.

Оценка степени самостоятельности и зрелости суждений студента проводится на основании комплекса критериев:

способности самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями, умениями, навыками;

умения понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли (терминология, логика, риторика);

способности самостоятельно ориентироваться в современных проблемах;

умения пользоваться  библиографическими источниками и литературой по теме

Например: Прочитайте высказывание. В чем состоит смысл сопоставления государства и нравственной идеи? Соответствует ли позиция автора сущности современного государства?

Г.Гегель: «Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах она имеет свое непосредственное существование, а в самосознании единичного человека, его знании и деятельности – свое опосредованное существование, равно как самосознание единичного человека посредством умонастроения имеет в нем в своей сущности, цели и продукте своей деятельности свою субстанциональную свободу»

 

2. Разноуровневые тестовые задания по курсу «Обществознание» (раздел «Духовная культура»)

Принимая по внимание содержание примерной программы курса «Обществознание» (Основы знаний о духовной культуре человека и общества),

2.1. Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2.2. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств,

нами  разработаны разноуровневые  тестовые задания.

1 уровень: (тесты на различение)

1.К факторам, влияющим на формирование личности, не относится:

А) природная среда Б) наследственность В) воспитание Г) социальная среда

2. Наукой, изучающей систему идей, взглядов на мир и место в нем человека, является:

А) социология Б) философия В) бытие Г) сознание

3. Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах называется:

А) культура  Б) цивилизация  В) развитие Г) ценности

4. Культура охватывает:

А) экономическую сферу общества  Б) духовную сферу общества  В) область духовных отношений  Г) всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни

5.Определение « Специфический способ  организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» - относится к понятию:

А) культура  Б) цивилизация  В) труд  Г) социализация

6.Знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык , законы, традиции, обычаи включает в себя:

А) материальная культура  Б) идеальная культура  В) духовная культура  Г) массовая культура

7. Элементами культуры не являются:

А) язык  Б) ценности  В) нормы  Г) ориентиры

8. К разновидностям культуры не относится:

А) народная  Б) государственная  В) элитарная  Г) массовая

Тесты на классификацию:

Установите соответствие между понятием и определением:

Духовная культура – это вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваемые людьми, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Контркультура

Субкультура – это совокупность проявлений народного творчества
Фольклор- это культура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте

2 уровень (тест-подставка)

1.Выделяют функции культуры:

Регулятивную;

………………;

Воспитательную;

………………….;

…………………..

2. Различают формы культуры:

…………………………………;

………………………………….

3.Образцами народной культуры являются:

Сказки;

……….;

……….;

Одежда;

………..

4. Основными элементами культуры являются:

…………………………………………………..;

Ценности;

……………………………………………………;

5.Различают  ценности нескольких видов:

………………………………………………;

Ценности отдельных социальных общностей, классов, групп.

6. Фольклор принято делить на виды:

……………………………………….;

…………………………………………..;

Комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества

Тест-поиск

Исправьте ошибки в предложениях.

1.Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.

2. Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.

3. Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.

4. Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития  потребителей ее произведений; средствами ее распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты , которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств

Конструктивный тест

1.Подберите под определения соответствующие им понятия.

............-это правила, основанные на представлениях людей о предпринимательской деятельности.

……….- это правила, установленные общественными организациями.

………..- это правила взаимоотношений в политической сфере.

………..- это правила, которые, передаваясь из поколения в поколение, вошли в привычку и стали необходимой жизненной потребностью людей.

………..- это правила взаимоотношений между членами семьи.

………..- это правила, основанные на нормах религии.

3 уровень –творческий.

Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура» Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения?

Э.Эрио : «Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто».

Ф.Ницше: «Культура –это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

М.Арнольд: «Если я во что и верю, как только в культуру. Культура, если вздуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры –истинные апостолы равенства»; «Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали»

 

Заключение

Использование  в работе разноуровнеых тестовых заданий рассчитано на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материала учебника. Задания разного типа помогут студентам не только глубже и прочнее усвоить материал учебного пособия, но и сформировать  свою жизненную позицию в соответствии с моральными и ценностными нормами, а также позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания.

 

Библиография

1.Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.Важенин. – 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-208с.

2.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс.- 4-еизд.-М.: «ТИД «Русское слово -РС», 2003.-192с.»

3.Обществознание. Практикум.11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: проф. уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – 2- изд.- М.: Просвещение, 2010-160с.

4. Примерная программа учебной дисциплины «Обществознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренная ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и  Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования Российской Федерации  16.04.2008 г.

5.Челышева Т.В., Янике Ю.В. основы художественной культуры. Мировая художественная культура: Тестовые задания/ Под ред. Н.А.Селезневой, В.П.Беспалько. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -208с