МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Пупыкин Александр Васильевич, учитель истории и обществознания МКОУ «Александровская СОШ» Таловского района Воронежской области

 

Разработка урока обществознания, 6 класс. Тема урока: «Труд с точки зрения закона»

 

 

 

Цель урока: Познакомить учащихся с основными документами, регулирующими трудовые отношения; разъяснить трудовые права граждан и обязанности по выполнению трудовых отношений; формировать уважение к закону и труду.

Оборудование: Трудовой Кодекс РФ, Конституция РФ, распечатки с извлечениями из документов;  проектор, на доске – высказывания, пословицы и поговорки о труде. Компьютер

 

Ход урока


(тема и цель – на экране с помощью проектора)

 

Презентация 1

 

1. Изучение  нового материала

Труд - это использование времени, энергии и способностей людей для производства и распределения товаров и услуг.

1) Беседа:

  • Какую роль играет труд в жизни людей?  Какую роль он сыграл в становлении человека?
  • Какое отражение это нашло в устном народном творчестве? В литературе?  (примеры пословиц и поговорок) (Обращаем внимание на оформление доски)
  • В наше время возрастает или уменьшается роль труда?

Выводы:

Труд – необходимое условие существования и развития общества

Право на труд – важнейшее и неотъемлемое право человека

 

2) Работа с документами.

  • В каком документе закреплено право на труд?
  • Как это звучит?
  • Все ли граждане в нашей стране имеют работу? Почему?
  • Кто по закону считается безработным? (находим в тексте с.62 учебника)
  • Как называется основной свод законов, регулирующий трудовую     деятельность в нашей стране?

(Трудовой Кодекс – на доске)

 

3) Объяснение учителя

  • Трудоустройство – с 16 лет
  • Но допускается – с 14 лет      (цифры – на доске)

-  в свободное от учебы время;

-  легкий труд, не причиняющий вреда здоровью

-  согласие родителей или опекунов

  • До 14 лет:

-  в организациях кинематографии, театрах, цирках

-   с согласия родителей или попечителей

  • Процедура устройства на работу:

А) оформление Трудового договора (на доске)

Проектор «Образец Трудового договора» + документы на партах

Ведущий:

  • Что такое трудовой договор?
  • Работник? Работодатель?
  • Какие пункты предусмотрены трудовым договором?
  • Каковы обязанности работника? Права?
  • Права и обязанности Работодателя?

Б) Трудовая книжка

Труд. Кодекс ст.66

(краткая информация о трудовой книжке; в последнее время рассматривается вопрос в Госдуме об отмене Трудовых книжек -----заменить рекомендациями с прежнего места работы)

 

4) «Расторжение Трудового договора»

(рассказ учителя с элементами беседы)

  • Каков порядок расторжения Трудового договора?
  • В каких случаях работодатель вправе задержать работника на 2 недели?
  • Когда договор, может быть, расторгнут по инициативе работодателя?

 

5) Групповая  работа  с  учебником

1 группа:  Право на отдых и социальное обеспечение

(с. 65 учебника + документы)

  • Что говорится в Конституции РФ  об отдыхе?
  • Почему право на отдых рассматривается там же, где и право на труд?
  • Какова продолжительность рабочей недели в РФ?
  • Что включает в себя время отдыха?
  • Какова минимальная продолжительность ежегодного отпуска?
  • Какие праздничные дни предусмотрены законом РФ?
  • Что такое пенсия? Каков пенсионный возраст в РФ?
  • Кому еще положены социальные выплаты?
  • Сделайте возможные выводы.

Комп. (Закрепление- демонстрация на экране «Право на отдых»)

 

Презентация 2

 

2 группа: Правовое регулирование труда несовершеннолетних

(с.66 учебника)

  • Кто по закону считается несовершеннолетним?
  • Как государство заботится об их здоровье?
  • Какова продолжительность рабочего дня несовершеннолетних?
  • К каким работам не привлекаются несовершеннолетние?
  • Какие льготы предусмотрены в ежегодном отпуске?
  • Каков порядок их увольнения?
  • Сделайте возможные выводы об особенностях регулирования труда несовершеннолетних.

Комп. (Закрепление на экране) Презентация 3

 

3. Закрепление

А) Ситуации по трудовому праву (работа в парах)

Б) 1 в. – составить кластер «Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних»; Синквейн на тему «Труд»

В) 2 в. – составить  синквейн  «Отдых»;  Кластер «Причины расторжения трудового договора»

Д) тесты на закрепление (если позволяет   время)

 

Домашнее задание повт. § 7-12

 

Литература:

Учебник Обществознание 6 класс под ред.Л.Н.Боголюбова.

Методическое пособие под ред.Е.Н.Лазебниковой.