МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Хорошилова Надежда Константиновна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П.Константинова»

 

Место государственно-общественного управления в современной модели образования

 

 

Согласно Закону РФ «Об образовании» [1] образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в интересах личности, общества и государства.  Каждый из субъектов образовательных отношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для решения проблемы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, получения  качественного образования   выпускниками школы .

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на одним из основных направлений в реализации задачи повышения эффективности управления в сфере образования названо «внедрение моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, способствующих развитию институтов общественного участия  в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования» [2] . Это означает, что в управлении школой более активное участие должна принимать общественность.

Обеспечение прозрачности и открытости деятельности  образовательной системы для общественности является одной из ключевых задач по реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной инициативы «Наша новая школа».

В 2007 году МОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области стала победителем конкурсного отбора школ в рамках ПНПО. С особой ответственностью коллектив продолжил реализацию комплексной программы развития, качество и инновационность которой стали факторами успеха. Победа в конкурсе стимулировала рост интереса к деятельности нашего образовательного учреждения как со стороны педагогического сообщества, так и местной общественности.

В связи с этим создание и развитие, поддержка государственно – общественного управления школой – важная и вполне закономерная управленческая задача.

Инновационные процессы  в нашей школе выражены в создании новой практики образования, в основе которой лежат попытки устранения объективных противоречий между содержанием, целями, технологиями образовательного процесса , ведущие к устойчивой тенденции его обновления.

Школа находится на этапе становления государственно- общественного управления. С 2003 года разработана нормативная база  функционирования Попечительского совета, Совета школы. Успешно  работают  Общее собрание  трудового коллектива, Педагогический совет, Методический совет, Совет профилактики, Школьная парламентская республика, Родительский комитет.

Переданные им полномочия регулируются локальными актами школы. Созданы механизмы партнерства  между  школой, образовательными учреждениями, организациями местного самоуправления,    молодежными организациями и  родителями по вопросам  обновления школьного образования, достижения прогресса в обучении и развитии школьников.

Определен перечень компетенций
государственно- общественного управления.

Попечительский совет [3]  в лице представителей ОАО «Усмань-табак»и других промышленных предприятий города участвует в разработке стратегии и формировании образовательной программы школы в соответствии с ее Уставом, содействует привлечению дополнительных средств для обеспечения деятельности и развития школы,  благоустройству ее помещений и территории,   улучшению условий труда  работников школы, организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятии, выделяет стипендии лучшим обучающимся МБОУ СОШ №2 в течение 10 лет. Ежегодно привлекается дополнительных средств более 100 тысяч рублей.

Деятельность Совета [4]  ,состоящего из представителей родительской общественности, членов Попечительского совета, педагогов и обучающихся, направлена на решение следующих задач:

-определение основных направлений развития образовательного учреждения;

-участие в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного стандарта общего образования (профили обучения, система оценки знаний обучающихся и другие);

-содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

-финансово – экономическое содействие работе общеобразовательного учреждения за счёт рационального использования выделяемых бюджетных средств и привлечения средств из внебюджетных источников;

-контроль за качеством и безопасностью условий обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении;

-контроль за качеством обучения.

Педагогический совет [5] принимает программы обучения учащихся, рассматривает и утверждает методические направления работы с обучающимися в различных группах, а также все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса, рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров школы, принимает решения, положения, правила, планы, графики, расписания, распорядки в рамках своей компетенции, обеспечивает организационную поддержку при подготовке и проведении различных мероприятий.

Методической работой в школе руководит Методический совет [6] , экспериментальная тема   школы «Создание современного  образовательного пространства  для повышения эффективности обучения, воспитания и управления» способствует реализации инновационной политики школы.

Совет профилактики правонарушений, который был создан в 2007 году [7] , изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение. В результате работы этого органа управления правонарушения , совершённые обучающимися школы, отсутствуют.

В школе действует  ученическое самоуправлении Школьная парламентская республика .Основной целью работы организации является содействие становлению ученического коллектива на основе общих интересов для развития и самоутверждения учащихся, активизации их образовательной и общественно – полезной деятельности.

Родительский комитет МОУ СОШ №2 г.Усмани [8] содействует администрации учреждения в обеспечении оптимальных условий для организации образовательного процесса, в организации и проведении общешкольных мероприятий, в защите законных прав и интересов обучающихся, контроль за расходованием привлекаемых спонсорских поступлений.

С подключением школы к сети Интернет появилась новая форма открытости школы.  На школьном  сайте  родителям предоставляется возможность ежедневно быть в курсе школьной жизни .С 2007 года ежегодно проходит   общешкольная конференция, на которой общественности представляется публичный доклад  школы [9]. Он размещается на сайте школы http://mousosh2.moy.su. В 2007 учебном году учащиеся школы в рамках исследовательской практики создали  сайт школы[10].   Их  работа стала призовой на районном конкурсе сайтов образовательных учреждений. Жизнь школы достаточно широко освещается в городских средствах массовой информации, на Всероссийских Интернет-форумах, участниками которых неоднократно были члены администрации школы, педагоги, родители.

Таким образом, управление современным образованием  в тесном сотрудничестве школы и общественности способствует качеству образовательного процесса: выпускники школы ежегодно показывают высокое качество знаний по итогам государственной аттестации в новой форме и форме ЕГЭ и 100% успеваемость. В школе осуществляется разнообразная внеурочная деятельность обучающихся, они становятся победителями и призёрами конкурсов различных уровней. В течение нескольких лет обучающиеся МБОУ СОШ №2 активно принимают участие  во Всероссийской творческой интеллектуальной заочной олимпиаде  «Познание и творчество». Создаются условия для укрепления здоровья обучающихся: введён в строй  новый современный спортивный   зал и столовая,   реализуются различные программы и проекты, в школе красиво и уютно.

Перестройка системы образования и воспитания  невозможна без обратной связи. Именно широкое участие общества в деятельности образовательных институтов и может обеспечить эффективную обратную связь.

 

 

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования

3. Положение МОУ СОШ №2 г.Усмани о Попечительском совете

4. Положение МОУ СОШ №2 г.Усмани о Совете школы

5. Положение МОУ СОШ №2 г.Усмани о педагогическом совете

6. Положение МОУ СОШ №2 г.Усмани о методическом совете

7. Положение МОУ СОШ №2 г.Усмани о совете профилактики правонарушений

8. Положение МОУ СОШ №2 г.Усмани о родительском комитете

9. Положение МОУ СОШ №2 г.Усмани о публичном докладе

10. Положение МОУ СОШ №2 г.Усмани о сайте школы