МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Девяткина Елена Юрьевна, учитель музыки; Баранова Марина Валентиновна, учитель изобразительного искусства ГБОУ «СОШ №1002» г.Москва

 

Интегрированный проект ИЗО-МУЗЫКА по сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт»

2 «А» класс ГБОУ СОШ №1002 г.Москвы

 

 

Цель проекта: Раскрыть  взаимосвязьразных видов  искусств – музыки, литературы , живописи, танца, драматургии. Развивать способность детей не только эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства , но и попробовать себя в этих видах творчества.

 

Задачи:

Воспитательные :

  • Обогащение  духовного мира учащихся.
  • Формирование способности эмоционально воспринимать художественные произведения.
  • Формирование умения взаимодействия в группах , слаженности , взаимопонимания , трудолюбия .

 

Обучающие :

  • Более углубленное , соответственно возрасту , изучение выдающегосямузыкального произведения .
  • Обобщить и закрепить знания детей о таких понятиях как музыкальное произведение «сюита» ; фрагмент муз. произведения ; танцевальность ,песенность , маршевость; увертюра ,финал.
  • Формировать умение находить информацию для более глубокого изучения темы в энциклопедиях . книгах , в интернете .
  • Формировать  изобразительные , танцевальные , вокальные , драматические навыки .

 

Развивающие :

  • Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом,
  • Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;
  • Развивать умение выражать мысли и чувства через цвет, форму, , экспрессию линий, через  движения, вокал , эмоции .

 

Формирование  универсальных учебных действий (УУД)

 

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к различным видам  творчества.
  • Формирование чувства гордости от приобщения к мировым шедеврам.

 

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

 

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия  музыки  живописи, танца . вокала.
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
  • прослеживать взаимосвязь произведений различных видов  искусства.
  • развивать умение находить нужную информацию при помощи различных носителей .

 

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (групповой) творческой деятельности.
  • умение работать в творческом союзе со сверстниками и взрослыми.

 

О проекте

Этот проект  разработан учениками 2 «А» класса под руководством учителей ИЗО и  музыки и является продолжением открытого урока по теме:«Изображение  характера и настроения музыки в  рисунке на примере сюиты  Эдварда Грига  « Пер Гюнт».На открытом уроке, работая в группах , дети прослушивали музыкальные фрагменты через наушники , используя компьютер ( у каждой группы был свой фрагмент)

определяли настроение музыкальных фрагментов , и после обсуждения . используя опыт предыдущих уроков ИЗО , определяли при помощи какой цветовой палитры и какого характера линий можно передать настроение данного музыкального отрывка из сюиты .

Детям очень понравилось сюита «Пер Гюнт» , ее сюжет , полюбились герои этого произведения , и они высказали нам сожаление о том , что расстаются с ним. Тогда мы решили предложить им сделать творческий проект по этой  сюите . На что дети с радостью откликнулись.

Работу над проектом мы начали с обсуждения с детьми в какой форме будет представлен проект . Все пришли к мнению , что проект будет  театрализованный музыкально-танцевальный .

 

Далее мы распределили роли по сюжету и какую исследовательскую работу должны будут провести ребята ( конечно , учитывая возраст, прибегая к помощи родителей ) :

 

1. Группа ведущих–искала материал о истории создания произведения, вместе с учителем составляли текст ведущих о писателе Г.Ибсене , о композиторе Э. Григе , работали с учителем по краткому изложению содержания драмы ; также искали как выглядят норвежские национальные  костюмы .

 

2. Участники танцевального фрагмента «В пещере горного короля» - разрабатывали костюмы гномов , горного короля  , просматривали с учителем соответствующий фрагмент из балета «Пер Гюнт», обсуждали танцевальные движения , мизансцены .

 

3. Участники танцевального фрагмента «Утро» - обсуждали костюмы и танцевальный сюжет композиции , придумывали и делали декорации.

 

4. Участники танцевального фрагмента «Возвращение Пера» - костюм Пера , сюжет композиции , совместно с учителем делали декорации к сцене.

 

5. Участники вокально-танцевального фрагмента «Песня Сольвейг» - разрабатывали костюмы времен года и норвежский национальный костюм Сольвейг, совместно с учтелем придумывали танцевальные движения композиции .

 

6. Участники танцевального фрагмента «Танец Анитры» - разрабатывали костюм Анитры , просматривали совместно с учителем соответствующий фрагмент из балета «Пер Гюнт» , продумывали движения танца .

 

7. Всем  классом ,совместно с учителем , обсуждали оформление сцены – использовали рисунки к сюите , сделанные  на уроках Изо и на открытом уроке , спроектировали афишу .

 

8. Каждая группа подбирала картинки для своего  фрагмента для составления презентации.

Большой ценностью этого проекта является сотрудничество детей , их родителей и учителей .

 

 

Проект «Пер Гюнт»

(слова ведущих и сены сопровождаются соответствующими кадрами презентации)

 

Ведущие:

Иван :-Здравствуйте , ребята ! Сегодня мы хотим рассказать вам об очень интересном музыкальном произведении.  Начнем по порядку .

Аня : - В этом году  на уроке музыки мы познакомились с сюитой Эдварда Грига «Пер Гюнт» . Мы слушали  это прекрасное произведение , изучали музыкальные приемы , узнали много новых терминов ( сюита , увертюра , финал ….)

Олег: - На уроках ИЗО мы рисовали иллюстрации к разным фрагментам этой сюиты . Мы узнали как можно настроение музыки изобразить на листе при помощи цвета и характера линий . Наши рисунки вы можете увидеть на стенде .

Полина : - А потом наши учителя соединили два предмета вместе МУЗЫКУ и ИЗО  , и на этом уроке  4 команды нашего класса старались  показать на сколько лучше других  они знают  эту сюиту.

Иван : - В общем , наш класс так полюбил  это произведение , что когда на уроке музыки мы начали изучать следующую тему , нам стало грустно , мы не хотели расставаться с сюитой и её героями .

Аня :  - Тогда наши учителя : Марина Валентиновна и Елена Юрьевна, предложили нам сделать музыкальный проект  по этому музыкальному произведению и рассказать о нём другим детям .

ВМЕСТЕ : - И мы согласились !

Олег :- Мы надеемся,  что вам будет интересно и вы полюбите это произведение так же как мы.   Итак !  Садитесь поудобнее  , слушайте и смотрите  !

ВМЕСТЕ : - Сюита Эдварда Грига  «Пер Гюнт» !!!

/Звучит  увертюра к сюите /

Полина : - Началась эта история в далёкой северной стране , которая называется  НОРВЕГИЯ .Великий  норвежский писатель Генрик Ибсен придумал  драму для театра , которую назвал «Пер Гюнт». А такой же  великий норвежский композитор Эдвард Григ , увидев это произведение на сцене , написал  музыку  по этому сюжету и назвал её  СЮИТА «Пер Гюнт»

Иван : - Норвегия – красивая  северная страна , омываемая холодными водами трех морей , со множеством озёр и фьёрдов     (извилистых заливов  горных побережий ). И вот в одной из норвежских деревень жил  со своей доброй матушкой бедный молодой человек , которого и звали Пер Гюнт.

Аня :  - Пер был очень беден. Но случилось так , что он полюбил девушку из богатой семьи .Отец девушки был против того , чтобы Пер женился на его дочери  и отдал её замуж за богатого человека.

Олег :- Бедный Пер потерял голову от горя . Он украл свою любимую со свадьбы , увел в горы и оставил там  ( чтобы она не досталась никому ) .

Полина : - За этот поступок  жители деревни решили изгнать Пера . И вот  , озлобленный на весь мир , Пер отправился скитаться по свету . Он твердо решил , что станет очень богатым и вернется в свою деревню и все пожалеют о том , что так поступили с ним .

Иван : - Долго скитался Пер Гюнт .  И вот, долго бредя по фьёрдам , он провалился ….. в пещеру . Это была пещера горного короля , слугами которого были гномы и троли , которые добывали и охраняли сказочные сокровища этой пещеры.

Аня :  - Горный король предложил Перу  остаться у него и заработать себе богатство.  Бедняк Пер согласился , несмотря на  жуткое условие короля –Пер должен был  разрезать себе рот , чтобы стать похожим на безобразных тролей. Ведь он так хотел стать богатым во что бы то ни стало !

/ Танцевальная композиция «В пещере горного короля» /

Олег :- В этой пещере жила среди гномов и тролей прекрасная девушка , которую звали Анитра . Увидев Пера , Анитра полюбила его сразу и очень хотела , чтобы юноша остался в царстве горного короля навсегда .

/ Танцевальная композиция «Танец Анитры » /

Полина : - Пер на долгие годы  остался в сказочной пещере . А тем временем в его родной деревне его ждала  бедная девушка по имени Сольвейг . Сольвейг  очень любила Пера  и всю жизнь ждала его . Годы шли , молодость уходила , а верная  Сольвейг  ждала , ждала и ждала ….

/ Вокально-танцевальная композиция «Песня Сольвейг» /

Иван : - Прошло  очень много лет . Пер Гюнт постарел , волосы его поседели , спина сгорбилась . И вот как-то раз , выйдя из пещеры , Пер оказался  в горном лесу . Долго бродил он , вдыхая ароматы леса , пока не наступило утро . Пер как завороженный смотрел на утреннее  пробуждение  леса  .

/ Танцевальная композиция «Утро» /

Аня :  - Увидев как всё живое радуется новому дню , как всё в природе наполнено любовью , Пер Гюнт затосковал  по родной деревне , по своей старенькой матери , вспомнил о бедной девушке Сольвейг , которая когда-то любила его . И у Пера защемило от тоски сердце .Он понял , что должен вернуться домой.

Олег :- Пер Гюнт  к тому времени скопил большое богатство . Он покупает себе корабль , накупает подарков и сундуком сокровищ  отправляется на родину . Но в пути  корабль попадает в шторм .

/ Композиция «Возвращение Пера» /

Полина : - Корабль разбивается о скалы , богатство тонет , а сам Пер  чуть не утонув , всё же  спасается . Он выбирается на берег, израненный и оборванный приходит в свою деревню . Там он узнаёт , что его бедная матушка умерла , проплакав  все глаза о нем . И что девушка Сольвейг состарилась , верно любя его всю жизнь.

Иван : - У этой истории печальный конец : Пер Гюнт  умирает на руках  бедной Сольвейг , которая наконец дождалась своего любимого и сразу потеряла его .

Выходят все участники проекта

говорят заключительные слова по очереди:

- Да , у этой истории печальный конец.

- Но она научила  нас  тому ,

- что ни одно богатство в мире

- не стоит слёз близких тебе людей ,

- ни одни сокровища  в мире

- не стоят тепла материнских рук .

- Нельзя променять любовь

- на все сокровища мира .

- Пер Гюнт потратил свою жизнь на поиски богатства,

- которое не принесло ему счастья ,

- а лишь  сделало несчастным его самого

- и тех людей , которые его любили .

 

Все ВМЕСТЕ :

- Ведь звон золотых монет не может сравниться  с  тихим биением любящего сердца.

 

 

ВИДЕОФИЛЬМ И ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЕ - МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ