МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Дюкова Мария Андреевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1 г.Рассказово Тамбовской области»

 

Инструменты симфонического оркестра

 

 

Слово «оркестр» греческого происхождения и означает площадку для танцев;  в Древней Греции «орхестрой»   называлось место перед  сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Позднее  оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов,  совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения (Слайд 2).  Зародившись на рубеже XVI – XVII вв., симфонический оркестр прошёл длительный путь развития.  Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук.  Есть инструменты, по которым нужно ударять. Таким образом, можно определить основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые  (деревянные и медные) и ударные (Слайд 3).

Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган (Слайд 4).

Располагаются музыканты симфонического оркестра в строгом порядке (Слайд 5). Слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки, справа – альты и виолончели, в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы, слева – ударные. Для того чтобы управлять большим музыкальным коллективом, нужен дирижёр (от франц.  Diriger – управлять, руководить).  Дирижёры существуют в музыке очень  давно. В средние века они назывались магистры, канторы. Главная задача дирижёра – заставить весь оркестр играть слаженно. Он разучивает произведение с исполнителями, показывает вступление всем инструментам, быстро или медленно, громко или тихо они должны играть.

Все музыкальные инструменты имеют очень древнее происхождение (Слайд 6). Струнные  – от охотничьего лука, духовые – от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит  ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой.

 

Струнные смычковые инструменты (Слайд 7).

Струнно-смычковые музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов,  в которых  звук появляется   при  ведении смычка по натянутым струнам. Смычок - трость с натянутыми конскими волосами, используемая для извлечения звука на струнных инструментах.

Считается, что родиной смычковых инструментов была Индия  (Слайд 8).

Предшественниками струнных инструментов стало целое семейство виол.  Большой популярностью в XV -  XVI вв. пользовались две разновидности виолы: виола да гамба и виола д`амур (Слайд 9). Виола да гамба по технике игры была похожа на виолончель. Её аналогично держали при игре. Не случайно её так назвали – слово gamba в переводе с итальянского означает «нога». Название виола д`амур – переводится как виола любви. Она обладала очень мягким, нежным тембром и напоминала звучание скрипки.

Эти инструменты были очень популярны в своё время. Но с появлением скрипки виолы отошли на второй план.

Скрипка (Слайд 10).

Предполагают, что родилась скрипка в конце пятнадцатого века, а ее создатель – Гаспаро Бертолотти был музыкальным мастером и делал виолы. Родиной этого инструмента является Италия.

Альт (Слайд 11).

Альт редко встречается в сольных исполнениях. Он не такой яркий, как скрипка. В нижнем регистре слегка бархатистый, а в верхнем – несколько гнусавый. Но зато его звук – теплее и объёмнее.

(Слайд 12). Знаменитый альтист Юрий Башмет  в своей книге «Вокзал мечты» образно, как о живом существе, говорит о родном инструменте: «Альт больше скрипки по размерам. Он крупнее, массивнее, но… Он ведь и старше скрипки, древнее. По-итальянски альт называется «виолой», а скрипка – «виолино», т.е. «маленькая виола».

Виолончель (Слайд 13).

Долгое время у инструмента была всего одна задача – аккомпанировать остальным партиям. Лишь спустя сто лет композиторы заметили необычайно красивый голос виолончели и стали писать сольные партии для нее.

Контрабас (Слайд 14).

Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем очень трудно добиться остроты и точности интонации, так как он слишком большой и громоздкий. Играть на нем приходится стоя или сидя на специальном очень высоком  табурете, а для того, чтобы заставить вибрировать его струны, приходится приложить немалые усилия.

Слушание музыки. В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада», IV часть. (Слайд 15).

 

Духовые инструменты (Слайд 16, 17).

Медные духовые инструменты (Слайд 18).

Тромбон (Слайд 19).

Туба (Слайд 20).

Туба – самое последнее пополнение классического состава симфонического оркестра. С введением этого инструмента завершилось формирование симфонического оркестра.

Валторна (Слайд 21).

Труба (Слайд 22). Этот музыкальный инструмент можно назвать одним из самых первых, которые начал использовать человек.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах. В  крупных городах  существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

Слушание музыки. Ш. Гуно. «Марш» из оперы «Фауст».

(Слайд 23).

Деревянные духовые инструменты (Слайд 24).

Флейта (Слайд 25). Высоко ценили флейту в Средние века. Играли в то время на продольной флейте, которую держали как дудочку – вертикально. Звук её мягче современной, более нежен, но зато он менее ярок и сила его звучания уступает поперечной флейте. Её так назвали потому, что держат горизонтально.

Разновидность поперечной флейты - Флейта-пикколо (Слайд 26).

Кларнет (Слайд 27).

Гобой (Слайд 28). Гобой  выделяется из ряда деревянных духовых инструментов тем, что имеет двойной язычок (или трость), когда все остальные деревянные собратья – одинарный.

Фагот (Слайд 29). Афраньо сделал свирель более длинной и согнул пополам, в итоге получился инструмент с очень мелодичным звуком. Инструмент был назван фаготом. Слово «фагот» обозначает «вязанка», т.е. связанные свирели.

Слушание музыки. П.И. Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

(Слайд 30).

 

Ударные инструменты (Слайд 31).

В течение многих веков складывалась группа ударных инструментов - самая неустойчивая по составу, но и самая разнообразная в современном симфоническом оркестре. Сейчас в нее входят литавры, большой и малый барабаны, тарелки. Кроме них встречаются бубен или тамбурин,  гонг, треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, виброфон. Только некоторые среди этих очень разных инструментов обладают звуками определенной высоты.

Барабан (Слайд 32).

Кастаньеты (Слайд 32).

Кастаньеты — инструмент, представляющий собой две вогнутые пластины, в верхних частях скрепленные шнурком. Пластины   изготавливались из твердой древесины (черное дерево, каштан, палисандр). Кастаньеты крепятся шнурками на больших пальцах рук и по ним ударяют другими пальцами, ладонью либо другими кастаньетами, отбивая различные ритмы.

Литавры (Слайд 33).

Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Тремоло, которое может достичь огромной частоты,  напоминает раскаты грома.

Ксилофон (Слайд 33).

Пластины выкладываются в определённом порядке, который зависит от частоты звука: слева располагаются более низкие ноты, а справа более высокие. По такому же принципу расположены клавиши фортепиано. Играют на ксилофоне при помощи деревянных палочек.

Тарелки (Слайд 34).

Основные приемы игры: удары различными палочками и колотушками, удары тарелок  друг о друга (парные тарелки), игра смычком.

Треугольник (Слайд 34).

Некоторые специалисты предполагают, что в Европу  треугольник  пришёл с востока, а произошло это примерно в начале XV века. Долгое время он считался народным инструментом, но в XVIII веке благодаря таким великим композиторам как  В.А. Моцарт и К.В. Глюк, он твёрдо закрепился в составе симфонического оркестра. Первое появление треугольника в симфоническом оркестре относят примерно к 70-м годам XVIII века.

Гонг (Слайд 35).

На гонгах большого размера играют колотушкой с войлочной головкой, на небольших – палочками с мягкими головками от   литавр. Гонг традиционно используется в качестве финального аккорда в некоторых симфонических произведениях.

Колокола (Слайд 35).

Ударный инструмент симфонического оркестра. Набор 12—18 цилиндрических металлических трубок диаметром 25—38 мм, подвешенных в раме-стойке (высота около 2 м). Ударяют колотушкой, головка которой обтянута кожей. Диапазон 1—1,5 октавы. Современные колокола для удобства использования снабжены демпфером - специальным держателем, который гасит амплитуду их колебаний и не дает раскачиваться. В оркестре колокола имитируют колокольный звон. Изобретены в 1893 г. англичанином Герингтоном.

Слушание музыки. С.С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (различные группы инструментов симфонического оркестра).

(Слайд 36).

Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создавшего.

Когда такой инструмент попадает в руки чувственного музыканта, все эти души и душа музыканта сливаются, и происходит чудо — музыка.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ К ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЕ -

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ