МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Дюкова Мария Андреевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1 г.Рассказово Тамбовской области»

 

«Музыкальное королевство мажора и минора» для учащихся подготовительного отделения ДМШ

 

 

(Слайд 2).

В давние - давние времена в сказочной стране под названием «Звукляндия» 
правил король Дин - Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало, сядет он на свой трон и скучает (Слайд 3).
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам — песню запевать.
Солдаты были у него необычные —
Все, как один, певцы отличные (Слайд 4).
И за это, кстати сказать,
Стал Дин - Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую. Король захрапит, и Звуки тоже на боковую. Спят себе до утра. 
Утром встанут, крикнут: «Ура!» Король проснется, 
С боку на бок повернется, 
И все заново начнется: 
Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились, что петь, как следует, совсем разучились. 
Король был ужасно огорчен. 
Даже скучать перестал он. 
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.

(Слайд 5). И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата – Лада. Два брата,  но какие они были разные. Один был веселый плясун - хохотун, другой - грустный, задумчивый.

Весёлого звали Мажор, а грустного – Минор (Слайд 6).

Мажор и минор о беде короля узнали.

Вести в Королевстве быстро разносятся.
Решили они помочь королю.

Во дворец явились. 
Королю, как положено, поклонились.

– Здравствуй, Дин - Дон, говорят.-
Хотим послушать твоих солдат.

- А ну, - скомандовал звукам король 
- Запевать все изволь! (Слайд 7)
Раз - два! Раз - два! - 
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»

- Давай, - говорят, - Дин - Дон
мы тебе поможем
из звуков твоих песню
ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд -
Получился звукоряд.

Скомандовал им Мажор:
«На  тон-полутон рассчитайсь!»

Звуки быстренько рассчитались:
Тон, тон,  полутон
Тон, тон, тон,  полутон.

Запевай,- скомандовал Мажор.

Звуки запели.

(Слайд 8).

Закончили Звуки петь - шагнул вперед Минор.

Скомандовал: «На тон-полутон  рассчи - и - тайсь!»
Звуки сразу, почему-то, загрустили, нехотя рассчитались.

Тон,  полутон
Тон, тон,   полутон.
Тон, тон

- Запевай! - скомандовал Минор.  Звуки запели.

(Слайд 9).

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин - Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он - Минор явится,
Захочет веселиться - Мажор появится.

Стали звуки жить Ладно.
И песни звучали складно. (Слайд 10)

(Слайд 11).

Два лада: Мажор и Минор в классической музыке, поэзии и живописи.

Звуки музыки. (Слайд 12).

Мажор.

Р. Шуман. (Слайд 13)

С 7 лет Роберт Шуман обучался игре на фортепиано и сочинял музыку. Он написал много разнообразной музыки. Мечтатель и выдумщик, Шуман очень любил детей и много писал для них. В своём «Альбоме для юношества» он раскрыл мир детских радостей, огорчений, удивительный мир сказки.

Р. Шуман. Пьеса «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы» (из «Альбома для юношества»). (Слайд 14)

Слушание музыки. (Слайд 14)

П. Пауль Рубенс. Крестьянский танец (Слайд 15).

- Какое настроение в музыке пьесы Р. Шумана «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»?

- Соответствует ли оно настроению картины «Крестьянский танец»?

Минор.

Людвиг ван Бетховен (Слайд 16).

Бетховен – великий композитор. Родился и вырос в очень бедной семье. Ему не было ещё 30 лет, когда он ощутил первые признаки глухоты, которая в будущем отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира.

В то время, когда жил композитор, часто можно было встретить играющего на улице шарманщика. Шарманка – музыкальный инструмент.

Во двор входил старик с пёстро расписанным ящиком на плече, с сидящей на нём обезьянкой или другом зверьком. Это был шарманщик. (Слайд 17)

Слушание музыки. Л. ван Бетховен. Пьеса «Сурок». (Слайд 17)

Ответьте на вопрос: (Слайд 18).

Среди звуков, из которых сложена мелодия, должно быть согласие, порядок. Они должны как бы ЛАДИТЬ между собой. (Слайд 19).

…Давно это было. Эти времена называют Древней Русью. Жизнь требовала тогда мира, порядка, лада. А лада не было: князья бились то друг с другом, то с врагами, пришедшими из степей. Кони всегда стояли наготове…

(Слайд 20).

В те далёкие времена жили юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли – «Два лада».

Взявшись за руки, они бежали по рощам и лугам, умывались утренней росой, пели вместе с птицами и вдруг остановились, не дыша, не смея сделать ни одного движения, и наблюдали, как птица кормит птенцов.        Белки, завидев их, спешили к ним, взбирались на колени и ели с рук орешки.

Люди глядели на них и счастливо улыбались. Молва разнеслась о двух неразлучных ладах; и люди говорили, что покуда есть такая любовь, мир будет держаться на земле. Наконец, достигла молва и отца девушки. Разгневался отец, ибо был он князь, владыка большого и богатого удела. Дочь свою он называл не княжной, а царевной. В мечтах видел её царицей, женой заморского князя. И вдруг узнаёт, что дочь его неразлучна с сыном тысяцкого…. И,  хотя до сих пор князь жаловал отца его, а самого юношу другим ставил в пример за ум и храбрость, гнев овладел им. А тут еще старый советник княжий стал нашептывать, что дошла до него весть, будто заморский царь собирается сватов прислать.

...Погруженный в думы, ехал лесом князь. Честолюбивые мечты горячили кровь. Он уже видел свою дочь царицей. И они с зятем-царем объединили свои силы и выступают в поход... Слышит вдруг голос советника, ехавшего рядом:

— Гляди-ка, князь...

Князь поднимает голову и видит в отдалении: на берегу озера, меж белоствольных берез стоят рядом его дочь и сын тысяцкого и как зачарованные следят за двумя лебедями...

Взыграло княжье сердце. Закипел в нем гнев. Тут же пустил коня, но уже через мгновение осадил его.

Гнев, внезапно закипевший, так же внезапно погас. Что-то дрогнуло в груди. И вспомнилось детство, и такое же озеро, и эти лебеди... Не здесь ли это было? Он и сейчас помнит то ощущение счастья, которое испытал тогда. И вот теперь он узнал это лесное озеро! А может, и лебеди те самые? Грудь затопило то давнее ребячье счастье. Долго глядел издали князь на озеро, на дочь свою и тихо повернул обратно... Советнику с тех пор запретил говорить о заморском царе. А через некоторое время в княжих хоромах был свадебный пир. Князь выдал свою дочь за сына тысяцкого.

Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах — о любви-согласии, любви-удаче.

Написал картину - сказку «Два лада»  Нестеров. Впервые кисть его живописала не печаль, а радость. Радость кругом: в пробуждающейся природе, в сердцах юноши и девушки, в их одежде; художник передает это сочетанием голубого, розового, белого, светло – зеленого — оттенков, создающих нежно - ликующую гамму...

(Слайд 21).

Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми», учащиеся формулируют понятие «Лад».

(Слайд 23).

(Слайд 24)

(Слайд 25)

(Слайд 26)

(Слайд 27)

Д. Б. Кабалевский (Слайд 28).

Д.Б. Кабалевский написал музыку, которую знают во всём мире. Он очень любил детей, прилагал много сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили её. Ведь музыка передаёт столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни.

Д. Б. Кабалевский создал для детей песни, марши, музыкальные картинки.

(Слайд 29).

В пьесе Д. Кабалевского «Клоуны» - два различных образа – умелого клоуна (в начале и в конце пьесы) и его смешного, неудачливого партнёра (в середине пьесы).

Слушание пьесы Д. Кабалевского «Клоуны». (Слайд 29)

Первая часть пьесы звучит радостно, легко.

А в средней части слышится, как второй клоун смешно и неловко пытается повторить его трюки.

Но вот снова первый клоун с ещё большим блеском и смелостью демонстрирует своё мастерство.

«Можно ли почувствовать изменение настроения в поэзии?».

Для анализа предлагается отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Стихи на слайде даны на фоне соответствующего настроению пейзажа.

(Слайд 30).

Каким сначала было настроение?  Сначала настроение было светлым, поскольку поэт использует слова и словосочетания: «солнце», «день чудесный», «друг прелестный», «красавица», «звездою». ( На слайде 30 эти слова выделены).  Далее появляются словосочетания «вьюга злилась», «на мутном небе», «мгла носилась», «бледное пятно», «тучи мрачные», «ты печальная».  (Слайд 31). Настроение становится грустным. Затем возвращается светлое настроение: «голубыми небесами», «великолепными коврами», «блестя на солнце», «прозрачный лес», «блестит». (Слайд 32).

Подумайте и ответьте!

(Слайд 33).

(Слайд 34.)

(Слайд 35).

(Слайд 36).

(Слайд 37).

(Слайд 38).

В качестве примера «мажорной» картины предлагается просмотр репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица». (Слайд 39). Учащиеся рассматривают картину и сверяют свои предположения с вариантом художника. В качестве примера «минорной» картины представлен «Осенний день. Сокольники» И. Левитана. (Слайд 40). Учащиеся обсуждают причины использования художником такой палитры цветов и оттенков.

Понятия «мажор» и «минор» существуют только в музыке. Ни в литературе, ни в изобразительном искусстве они не используются. Однако во всех этих видах искусства можно говорить о настроении создателя произведения или слушателя, читателя, который этим произведением наслаждается.

Музыкальный кроссворд (Слайд 41).

Ответы (Слайд 42).

Песня В. Шаинского «Улыбка» (Слайд 43).

Учащимся предлагается понаблюдать за сменой лада в запеве и припеве песни (в песне запев написан в мажоре, а припев – в миноре).

 

ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ К ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЕ -

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ