Альдебенева Людмила Степановна, учитель математики ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области |
Использование ЭОР на уроках математики
Введение Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. Президент России Д.А.Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс. В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – всё это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер. ЭОР(ЦОР) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эксперимент по внедрению ЭОР стартовал около 8 лет назад В 2004 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) в каждую российскую школу были поставлены 49 дисков с отобранными по конкурсу лучшими на то время ЭОР. Тогда под этим подразумевались различные мультимедийные обучающие программы по школьным предметам. В 2006-2010гг. в рамках реализации ФЦПРО и проекта «Информатизация системы образования» было разработано свыше 130 тысяч различных электронных образовательных ресурсов. К ним относятся комплекты к школьным учебникам, мультимедийные образовательные модули по предметам школьной программы, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии и словари, подборки музыкальных художественных произведений в цифровом виде…Всё это было выложено в Федеральную систему информационных образовательных ресурсов и стало доступно каждой российской школе через Интернет.
Раздел 1. Общие направления использования ЭОР в процессе обучения по математике Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС). Он включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям реализации основных образовательных программ и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Стандартом предусмотрены три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию. Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР). Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача будет состоять в разумном использовании ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого ученика. Использование ЦОР в процессе обучения математике наряду с предметными результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием. Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни. Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР). Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Сеть федеральных образовательных порталов выступает основными источниками информации для пользователей, интересующихся образованием. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные Интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов. Базовые федеральные образовательные порталы: Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru; Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru; Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но хочется акцентировать внимание на двух коллекциях. Это:
На сайте ФЦИОР ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Тригонометрические функции», ТЭ «Алгебраические уравнения» и т.д. Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости. Раздел «Математика» в Единой коллекции содержит различные ресурсы, которые объединены в следующие четыре типа. 1. Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты. Из этих элементов можно построить свой урок. 2. Образовательный инструментарий, который можно включать в свой урок. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса. 3. Методические материалы по формированию уроков. 4. Регламенты и нормативные документы. Это учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов. Участники образовательного процесса могут использовать ЦОР Единой коллекции в своих целях – учителя в методических и практических, учащиеся – в образовательных, используя отдельные ресурсы в своих рефератах, докладах и т.д.
Раздел 2. Модели уроков по математике на основе использования ЭОР Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
3.1 Урок-введение нового материала при ведущей роли учителя
План – коспект урока алгебры в 9 классе Тема урока: квадратичная функция и её график
Цель урока: ввести понятие квадратичной функции, выработать умение строить график квадратичной функции; Задачи: - обучающие, формируют регулятивные УУД: познакомить уч-ся с определением квадратичной функции; научить уч-ся строить график квадратичной функции; изучить с уч-ся свойства квадратичной функции. -развивающие, формируют познавательные УУД: развивать графические навыки учащихся, прививать им навыки чтения графиков; развивать в уч-ся интерес к функциям. -воспитательные, формируют личностные УУД: формировать и развивать у уч-ся умение планировать свою работу в группах; прививать уч-ся культуру общения и сотрудничества. Тип урока: объяснение нового материала Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (таблица 1)
Приложение к плану-конспекту урока ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР ( Таблица 2)
3.2 Урок закрепления знаний и формирования умений
Конспект урока по алгебре в 9 классе Тема урока «Функции и их свойства»
Цель урока: закрепить знания и сформировать умения у уч-ся по данной теме Задачи урока: обучающие: закрепить с уч-ся умения и навыки вычисления значений функции, строить графики функций, описывать свойства и распознавать виды изучаемых функций; развивающие: развивать в уч-ся умения сравнивать, сопоставлять, моделировать реальные зависимости формулами и графиками; развивать интерес к предмету с помощью ЭОР, познавательную и творческую деятельность учащихся; воспитательные: воспитывать в уч-ся трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения. Тип урока: закрепление нового материала Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вступительная часть.
3. Основная часть: (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СО СКРИНШОТАМИ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ ПРЕДСТАВЛЕНА ВО ВЛОЖЕНИИ) 4. Домашнее задание. 5. Заключительная часть. Подведение итогов урока.
Заключение При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть следующее. ЭОРы должны:
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
Список литературы 1. Вестник образования России. Декабрь 2011г. 2. Кузнецова М.В. Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Академия АйТи.2011г. 3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия,2000г. 4. Петрова О.Н. Мотивация учения. – Математика. 2004г. 5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) http://school-collection.edu.ru 6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru 7. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru 8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |