МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Пентюхова Светлана Ивановна, учитель математики МКОУ «Средне – Муйская СОШ» Усть – Удинского района Иркутской области

 

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе

 

 

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной  сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени, но выпускник сельской школы, получающий универсальное образование в общеобразовательной школе не имеет этой возможности. Он не может пройти очные курсы по  подготовке к ЕГЭ, организованные на базе  вузов областного центра.  Вопрос репетиторства на селе, при наличии 1-2 учителей математики своей же школы, отпадает сам по себе. Однако, существенная  особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и  основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Вполне естественно, что перед  учителем сельской общеобразовательной школы  встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену.

В Иркутской области ЕГЭ по математике проводится шесть лет, выпускники же нашей школы проходят аттестацию в новой форме последние четыре года и обстоятельства сложились так, что именно мне  пришлось столкнуться со всеми трудностями этого переходного периода. Пять лет подряд я работала в выпускных классах и готовила учеников к итоговой аттестации. В этой статье хочу представить собственную систему работы по подготовке детей к ЕГЭ по математике, давшую хорошие результаты.

 

Результаты экзаменационной сессии по математике за курс полной средней школы

Учебный год

Минимальный

балл

По России

По области

По району

По школе

2006-2007

Вороница Алеша по результатам ЕГЭ набрал 82 балла

2007-2008

21

38,1

38,8

22

38,9

2008-2009

21

43,2

35,8

34,0

37

2009-2010

21

42,9

35,4

30,9

45,8

2010-2011

24

47,5

40,1

44,7

51

 

Сравнительный анализ:

Учебный год

Минимальный

балл

Средний  тестовый балл

По России

По области

По району

2007-2008

21

+ 0,8

+ 0,1

+16,9

2008-2009

21

- 6.2

+ 1.2

+ 3

2009-2010

21

+ 2,9

+10,4

+14,9

2010-2011

24

+ 3.5

+9,9

+6,3

 

Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хотелось  не только сохранить  100% успеваемость, но и попытаться подготовить 2-3 учеников на более высокий результат. В 2010-2011учебном году результаты экзамена моих выпускников Мещенко Александра (63 балла) и Козлова Игоря (63 балла)  были  лучшими в районе, что выше среднего проходного балла по России на бюджетные места в вузы на 2,5 (61,5 ср. проходной балл).

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы,  процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.

Уже первый сборник заданий ЕГЭ был для меня,  да и для всех учителей математики, настоящим «сюрпризом», поскольку  ломал все привычные подходы к процессу обучения математике. Что возмущало больше всего:

  • полный отказ от всех правил оформления решения;
  • нестандартность в формулировках заданий;
  • допустимость «метода угадывания» в разделах  А и В.

Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Если раньше на выполнение 5 - 10 заданий экзаменационной работы отводилось 4 часа, то теперь эти 4 часа отводились на выполнение 30 заданий в 2003 году, 29 – в 2004г., 26 заданий в 2007- 2009г., 18 заданий в 2010 и 2011 годах и согласно демоверсии 20 заданий в 2012 году.

Очень хочется надеяться, что объём и структура экзаменационной работы сохранятся и в ближайшем будущем. Однако критика содержательной стороны первой её части, может спровоцировать очередные изменения. Конечно, задания ЕГЭ  составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей обычной общеобразовательной сельской школы к успешной сдаче экзамена?».

Огромная ответственность за результат легла на учителя ещё и потому, что ЕГЭ был призван заменить собой два экзамена – выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие и средние учебные заведения.

Известно, что в некоторых школах России ЕГЭ проводится с 2002 года. Опыт первых лет показал, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ решить его полностью не может даже большинство учителей математики. С ним не справляются выпускники 5 курса  математических факультетов вузов страны. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».

Первое, что сделала я – изучила все материалы, посвящённые ЕГЭ, опубликованные в журналах «Математика в школе», «Народное образование», «Завуч», ознакомилась с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ на территории Иркутской области.

Второе – мне посчастливилось приобрести учебно-методическое издание Анны Витальевны Белошистой «Математика. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену». Пособие подготовлено ведущим методистом,  доктором наук, профессором кафедры математического анализа и методики преподавания математики, принимающим непосредственное участие в разработке методических материалов для школьных педагогов по подготовке выпускников к ЕГЭ. Автор представила собственный положительный опыт пяти лет подготовки к ЕГЭ по математике. Это методическое пособие стало для меня настольной книгой и бесценным руководством  в работе с моими  выпускниками.

Третье – приобрела сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ все с 2002 года и стала их прорабатывать. Честно признаюсь, что вопросов было много, но и было большое желание найти на них ответ. В большинстве случаев это удавалось. Однако копилка с нерешёнными заданиями части С пополнялась с реактивной скоростью. Большую часть вопросов удалось решить после того, как я стала выписывать журнал «Математика школьникам», на страницах которого публиковались очень подробные  решения демоверсий ЕГЭ. Благодаря этим материалам, мне удалось подготовить своего ученика Вороницу Алёшу для  успешной сдачи ЕГЭ в 2007 году, когда наша школа ещё не участвовала в эксперименте по прохождению итоговой аттестации в новой форме. Родители юноши приняли  решение перевести сына в школу города Иркутска на четвёртую четверть, чтобы у него была возможность сдать ЕГЭ, по результатам которого он мечтал поступить в Иркутский Государственный университет имени Жданова. Алёша уже в апреле сдал пробный экзамен с результатом  81 балл, а результат настоящего экзамена были ещё выше - 82 балла и это был лучший результат в городской школе. Сегодня – он студент 5 курса Государственного университета имени Жданова, стипендиат. Этот единичный факт успешной подготовки школьника к ЕГЭ показал, что я абсолютно правильно построила систему занятий, что методически верно всё продумала, теперь оставалось адаптировать её для класса в целом.

С 6 июня по 3 июля 2007 года прошла курсы повышения квалификации в ИИПКРО по теме «Обновление содержания школьного математического образования» в объёме 144 часов. Вопрос подготовки к ЕГЭ был главным, были даны конкретные рекомендации по параметрам, нестандартным уравнениям и неравенствам в заданиях ЕГЭ. Общение с коллегами математиками помогло найти ответ  на многие нерешённые вопросы.

Главное то, что на курсах школьному учителю общеобразовательной школы была дана установка на подготовку детей на часть А, В и на 2-3 задания части С, что соответствует 72-75 баллам или школьной четвёрке и  пятёрке. Кроме того часть С  содержит ещё три самых сложных задачи, которые предлагались ранее только на вступительных экзаменах в большинстве вузов. Но эти задачи рассчитаны для школьников, ориентированных на 80 и более баллов, т.е. для специализированных  математических специальностей.  Для отработки навыков решения таких задач необходима систематическая углублённая факультативная работа высокого уровня сложности, не являющаяся доступной большинству школьников (лицеи, гимназии, долгосрочные курсы при вузах). Одним словом в полном объёме раздел С по силам математически талантливым детям. Учитывая всё это, я поставила для себя  конкретные задачи по подготовке школьников к ЕГЭ и с 2007 года успешно реализую их.

 

Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

 

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 7 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к  ЕГЭ;

5.Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

 

А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С чего я начинаю эту работу.

Во-первых, с первых же дней учёбы убеждаю детей в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего учебного года   знакомлю детей с материалами ГИА и ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ и ГИА. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7- 9  классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет,  как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.

В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

  • обучаю строгому самоконтролю времени;
  • учу определять трудность заданий;
  • знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;
  • знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем  тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю настоящие тесты ГИА или ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Обязательно отмечаю количество  человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и опять даю совет,  какое задание  можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.

С введением новой формы аттестации у меня появилось ещё несколько методических приёмов и хитростей. Чтобы  работу по подготовке к  экзамену проводить в течение всего учебного года в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала. Вот тут мне на помощь приходят родители моих учеников, т.к. в первую очередь в результатах сдачи ЕГЭ заинтересованы они. Вопрос приобретения КИМов решается двумя путями: собираем деньги и учитель покупает сборники в областном центре или даю рекомендацию родителям – что лучше купить. Кроме этого активно использую опыт своих коллег в районе, поддерживаю связь с коллегами городских школ. Так в прошлом  году с районного фестиваля передового педагогического опыта из доклада Мокрецовой Наталии Прокопьевны  «Подготовка  к ЕГЭ по математике» взяла конкретный материал в электронном варианте и сразу распространила среди ребят, очень полезный материал получила от коллеги из Усть-Илимска и тоже предложила детям для решения. Для взаимного обмена экзаменационным материалами с электронных носителей в кабинете информатики,  нам был выделен один компьютер. Все интересные задания в них стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы. Вопросы подаются на листочках с фамилией ученика. Отдельно хочу сказать о консультациях. Провожу их каждое утро в 8 часов (занятия в нашей школе начинаются с половины девятого). Консультации индивидуальные. Ребята знают, что с вопросами по первой, второй части,  можно подойти в любое время, но вопросы третьей части подают заранее и приходят в назначенное время.  Консультации  провожу по своей инициативе, труд этот не оплачивается, я просто рассказываю о своей, годами сложившейся традиции. Ребята знают, что проконсультироваться можно на любой большой перемене и после уроков, если учитель свободен. Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ЕГЭ. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему  упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что учебники  почти не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Иногда прошу найти подобные задания в учебнике. Убедившись, что таких заданий нет, ученики осознают значимость, приобретённых материалов для подготовки к экзамену и уже практически не расстаются с ними. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют  индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных  материалов.  Работая с КИМами  с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок  в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации. Четвёртую четверть в 9, 11 классах  посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ. Ребят, успешно справляющихся с 1, 2 частью, привлекаю в качестве консультантов. В прошлом учебном году, чтобы оценить свою готовность к экзамену, ребята выписали через интернет экзаменационные материалы по всем предметам и прошли предварительное тестирование. Через 2-3 дня ФЦТ отправил оценку их достижений, и подробное решение части С. Это тестирование стало генеральной репетицией по заполнению бланков.

Конечно, за последние три года научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 8-11 классах систематически провожу углублённую факультативную работу по предмету.  Элективные курсы: в 8 классе «Процентные расчеты на каждый день», «Модуль», «Квадратный трёхчлен и его приложения», «Дробно-рациональные и линейные уравнения и неравенства с параметрами». В 9 классе «Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости», «Самый простой способ решения непростых неравенств». В 11 классе «Решение уравнений и неравенств с параметрами». Программу математического кружка «Графики улыбаются» для учащихся 9 класса составила на основе программ трёх элективных курсов. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики,  помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.

В октябре 2010 года  выступила с обобщением опыта на районном семинаре руководителей общеобразовательных учреждений «Управление качеством  образования» по вопросу «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике». Выступление основывалось на собственном практическом опыте и получило высокую оценку. Ежегодно пополняю кабинет математики  новыми дидактическими материалами для урочной и внеурочной деятельности, способствующими развитию у школьников интереса к математике, активизации мыслительной деятельности, выявлению детей, проявляющих особый интерес к предмету и в первую очередь повышению качества знаний по подготовке к ЕГЭ.

Разработала и систематизировала тестовый материал, создала подборку текстовых задач по подготовке к промежуточным аттестациям, ГИА и ЕГЭ. Приобрела для кабинета большое количество методической и математической литературы по ключевым вопросам ЕГЭ. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все

наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей  села немаловажен.

В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации помогла мне в течение четырёх лет получить  результаты ЕГЭ по математике значительно выше средних по району и области и выше средних по России.

Буду очень признательна, если мой опыт поможет коллегам из сельских школ.

 

P. S. После сдачи ЕГЭ выпускники все до единого бегут ко мне домой и очень долго, перебивая друг друга, с огромным волнением рассказывают, что было на экзамене. И как приятно слышать от детей, что все задания экзамена  им были знакомы. А потом долгое ожидание результатов, переживание и, наконец, радость со слезами на глазах –  ЕГЭ успешно сдали все. Это самая большая награда учителю.

 

 

Список использованной литературы

1.Белошистая А.В. Математика: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. М., Издательство «Экзамен», 2007.