МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Абинова Наталья Алексеевна, преподаватель математики Омского техникума железнодорожного транспорта – филиала ОмГУПСа

 

Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием

 

 

Одной из основных целей современного учебного заведения является подготовка профессионально компетентного выпускника. В условиях современного информационного общества, возрастает необходимость использования современных инновационных средствобучения, таких как интерактивные доски.

Внедрение интерактивных досок в образовательный процесс позволяет уйти от чисто презентационной формы подачи материала, предоставляет уникальные возможности для работы и творчества преподавателя и студента.

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере, экономит время занятия за счет отказа от конспектирования.

К сожалению, у преподавателей отсутствуют  навыки использования интерактивных досок, проектирования информационного пространства и пользовательского интерфейса. Решить проблему можно проведением обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, организацией творческих групп. Это позволит преподавателям изучить возможности и преимущества подобных устройств, научиться манипулировать всеми инструментами интерактивной доски и использовать готовый интерактивный материал, получить навыки самостоятельной подготовки слайдов для занятий с интерактивной доской. [1]

 

Методика разработки занятий с использованием интерактивной доски.

Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно использовать алгоритм, следуя которому можно успешно подготовиться к нему.[1]

1. Определить тему, цель и тип занятия;

2. Составить временную структуру занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.

3. Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;

4. Из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства обучения.

5. Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.

6. Оценить использование отобранных материалов (оцениваются по времени); рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;

7. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провести дополнительный поиск в библиотеке или Интернете или составить собственную разработку.

8. Из найденного материала собрать презентационную программу.

9. Апробировать урок.

При разработке занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.

1. Содержание, глубина и объем информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности студентов, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.

2. При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.

3. Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной студентам логической последовательности, порционно - шаговым методом в доступном  для студентов темпе. Дикторский текст должен быть четким и ясным.

4. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.

5. Интерфейс должен быть интуитивным.

6. Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.

 

Проведение лекционных занятий с использованием интерактивной доски.

Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения занятий - лекций, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.

Преподаватель в мультимедиа - аудитории получает вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнородной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео). В таких системах преподаватель сам определяет последовательность и формы изложения материала.

В качестве источника иллюстративного материала в этом случае наиболее удобно использовать CD-ROM или HTML документы. Существенным является и то, что при необходимости студенты могут не вести конспектов, так как вся учебная информация может быть предоставлена им в электронной форме.

Мультимедиа-лекции можно использовать для преподавания любой темы курса математики. Качество и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают. Помимо обеспечения богатой образовательной среды, здесь сказывается и то, что преподаватель, сократив время на воспроизведение информации, получает существенно больше времени на объяснение материала.

Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на интерактивной доске. Основная задача такой лекции - объяснение нового материала. В отличие от традиционной, такая лекция имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому лекцию с использованием интерактивной доски надо рассматривать как новый инструмент в работе преподавателя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные занятия.[2]

 

Проведение семинаров и практических занятий с использованием интерактивной доски.

Существует мнение, что для проведения семинарских и практических занятий информационные технологии можно применять, не столь часто, так как они не очень эффективны. Однако именно в применении интерактивной доски на семинарских и практических занятиях заложены огромные резервы в повышении эффективности обучения.

Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех студентов в активную работу на семинаре, позволяет им активно выполнять индивидуальные и групповые ролевые упражнения, а преподавателю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи и протоколирования действий, студентов для последующего анализа и комментирования.

Совместное использование единого гиперпространства обеспечивает возможность творческого сотрудничества преподавателя и студента при обучении практическим навыкам. Важное место при этом отводится возможности обмена информацией между студентами в контексте изучаемого материала. Отмечается значительный рост эффективности обучения, когда студент в процессе получения знаний взаимодействует с другими студентами, которые в свою очередь взаимодействуют с гипермедиа- материалом.

 

Применение интерактивной доски на занятиях математики.

На занятиях математики интерактивные доски могут использоваться в различных целях: для оптимизации процесса обучения путем разнообразия видов аудиторной деятельности, для обеспечения наглядности при изучении различных объектов, например, геометрических фигур (рисунок, элементы, свойства и т.д.), для сокращения временных затрат при решении различных задач (графический способ решения уравнений и систем, решение текстовых задач: схемы, рисунки, таблицы).

Возможна интеграция со следующими дисциплинами: математики с физикой (механический смысл производной, преобразование графиков тригонометрических функций), математики с информатикой (построение и исследование графиков функций, построение диаграмм).

Самый первый шаг в использовании интерактивной доски – применение мультимедийной презентации, ведь для ее разработки достаточно базовых знаний пользователя компьютера и она имеет ряд преимуществ: аккуратный выверенный текст, легко встраиваемые схемы, рисунки, фотографии, эффекты анимации. С применением интерактивной доски появляется дополнительная возможность - дописывать текст, дорисовывать схемы поверх слайдов презентации. Однако есть и минусы – большие временные затраты и жесткая заданность занятия в соответствии с содержанием презентации.

Большие возможности для преподавателя дает использование электронных учебников  по математике на интерактивной доске: можно наглядно демонстрировать анимированные модели, можно использовать автоматизированные расчеты и т.д. Расширяются возможности для обсуждения, демонстрации, прогнозирования. Однако зачастую текст электронных учебников абсолютно нечитаем студентами с мест, да и качество графики оставляет желать лучшего.

Идеальным вариантом пособий должны стать специально разработанные материалы для электронной доски с учетом всех ее функций.

Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку преподавателя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая  совместно преподавателями и студентами, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем. Использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) студентов за счет новизны способа изложения материала.

Повышается и интерес к математике в целом. Студенты активно включаются в подготовку презентаций к занятию, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики и мультимедиатехнологий.

Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой студентам в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании точных наук. С помощью интерактивных досок, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решение многих проблем на базе подобного оборудования позволяет увеличить эффективность образования в целом.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения математике. Применение интерактивных досок в сфере математического образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении математики - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету.[2]

 

Литература:

1. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. – с. 8 – 10.

2. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.