Лапенко Марина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ №162» г.Омска |
Урок алгебры в 7 классе по теме: «Линейное уравнение с одной переменной»
Класс: 7 Тип урока: изучение нового материала Форма урока: деловая игра. Цели: Образовательная - знать какое уравнение называется линейным и способы его записи; уметь находить его корни и определять их количество. Воспитательная – воспитывать устойчивый интерес к предмету, объективно оценивать себя и других. Развивающая – развитие логического мышления, умение анализировать и делать выводы, уверенно отстаивать свое мнение. Оборудование: учебники, тетради, карточки «лицевой счет», плакаты с правилами/
I. Организационный момент. Сегодня на уроке вы не просто ученики, а клиенты банка с математическим названием «Цифробанк» Ккаждый из вас получил от банка кредит в размере 20 цифриков, которые вы можете увеличить или потерять: за правильный ответ вы получаете определенное количество цифриков, а за не верный у вас их вычитают. Итак, открываем работу «Цифробанка»,
II. Актуализация знаний. Что бы пользоваться банком, нужно открыть счет - заполнить пустые клеточки в «лицевом счете» (рис. 1). Для этого выполните устную работу. Задание 1: при каких значениях а верны равенства: 28 + а = 36; а – 8 = 14 ; 7 – а = - 8; а ∙ (- 7) = 56; 5 : 0,5 =10 ; - 0,5 : а = - 0,5
Задание 2: какое из чисел 2; 5; -3; 4; 0,5 является корнем уравнения: а) х(х - 1) = 20 б) – х – 24 = -5х - 8 Проверка. За каждый правильный ответ 5 цифриков на счет, а тем кто отвечал (объяснял решение) дополнительно по 5 цифриков. III. Объяснение нового материала. 1) Рассмотрим уравнение 4(х - 2) – (х - 3) =- 14 Заменим его на равносильное: 4х – 8 – х + 3 = - 14; 3х – 5 = -14; 3х = - 9. К этому виду можно привести большенство уравнений, которые в общем виде можно записать а∙х =b - линейное уравнение с одной переменной; х – переменная а – коэффициент b – свободный член
2) Каждый запишите по 3 примера линейных уравнений. Проверка: проговорить чему равны а и b.
3) Из предложенных уравнений выписать те, которые являются линейными: 2х(х - 3) = 0; 3х = 7; 2: х = 7; 7х – 6 = 0; х2 = 6; 2х + 3х = 12; х4 –х2 =0; -х = 0,5. Проверка: проговорить почему, 4 человека решают их доски. За правильное решение 5 цифриков.
4) Рассмотрим следующие 4 уравнения: 0 ∙х = 0; 0∙х =5; - 7∙х = - 14; 9∙х = 0. Являются ли они линейными? Найти корни этих уравнений (устно).
Вывод: линейное уравнение может иметь бесконечно много корней, может не иметь корней или он может быть единственным. Зависит это от коэффициента и свободного члена: если а =0, b =0 , то х – любое число, бесконечно много корней; если а =0, b≠0, то х – не существует, корней нет; если а ≠0, b – любое число, то корень один х = b:а.
5) Работа с учебником № 442. а) – х = 13 , 12х = 0, 17 х = 0. б)0х =12, 0х = 17 . в) 0х = 0 Проверка : за правильное решение 5 цифриков.
III. Закрепление нового материала. Перед вами 3 группы заданий, определите сложность каждой из них. Цена каждого задания сложной группы(I) – 15 цифриков, средней (II)– 10 цифриков, простой (III)– 5 цифриков. Каждый из вас выбирает группу заданий по – силам, но помните, что за неверно выполненное решенное задание с вашего счета будут сниматься цифрики. I группа II группа III группа
х = - 0,5. 3. Составить уравнение, которое имеет единственный корень, равный 5. Проверка: по готовым решениям в парах, оценивают и заполняют «лицевые счета». IV. Подведение итогов. Наш «Центробанк» закрывается, время работы истекло, подведем итоги: «почетными клиентами» банка становятся те, кто набрал 70 и более цифриков, «постоянными клиентами» - от 50 до 70 цифриков, у кого менее 50 цифриков нужно еще поработать. Выставление отметок, запись домашнего задания. Рефлексия: Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что показалось трудным? Благодарю всех за работу!
|