МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Жохова Лидия Федоровна, учитель математики МАОУ "ДСОШ №2" г.Домодедово Московской области

 

Деятельностный метод обучения на уроках математики

 

 

«Учить не мыслям, а мыслить»

Кант

 

День знаний Праздник, который мы, учителя, ждем с нетерпением! Утром по телевидению слышим поздравления президента страны с началом нового учебного года. По его словам, миссия учителя формировать общество будущего, способствовать передаче молодому поколению нравственных ориентиров. А что же значит для меня звание Учитель? Настоящий учитель — это педагог, находящийся в постоянном поиске, живущий в унисон с детьми, видящий себя в них, помогающий им стать успешными в жизни.

С каким же радостным чувством встречаю я ребят! Мне же не дают покоя вопросы: чему учить? После долгих размышлений ответ становится очевидным — вырастить самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны через творчество и деятельность самих учащихся. На мой взгляд, проблема многогранна. Как учить? Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, где оно может пригодиться. Искушение в телекоммуникационных представлениях и развлечениях, они хотят, чтобы и на уроках было так же интересно, ярко, броско. Имея в наличии доступ к информации через Интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Мне тоже пришлось сделать такой выбор, и я остановилась на технологии деятельного метода обучения. На опыте убедилась, что данная технология работает в любом классе, с детьми любого возраста, с применением любых учебников.

 

Обучение через задачу

Задачная форма обучения представляется той технологией, с помощью которой педагог имеет возможность ввести ученика в процесс мышления, в частности, в процессе рождения нового способа действия. При работе в задачной форме обучения учитель ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового, заранее рассказанного учителем способа. Но в то же время имеют достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях или по-новому их комбинируя, способны прийти к правильным выводам.

 

Фрагменты урока, организованные в задачной форме.

 

5 класс. «Основное свойство дроби»

Цели урока:

1.Повторить и закрепить понятие делителя и кратного, признаки делимости, свойства делимости, размножения числа на кратные множители, нахождение НОД

2. Выяснить основное свойство дроби, сформировать понятия сократимой и несократимой дроби.

 

Устно:

1.Разложите на простые множители 48 и 70

2. Найти: НОД (8;48), (760; 762), (22;33;44)

3. В каких случаях образуются дроби?

 

1. В результате деления предмета на равные части

2. При измерении величин, когда единица измерения не укладывается в целое число в измеряемом объекте

3. При делении натуральных чисел

4. Сравните дроби .................................

 

Вывод основного свойства дроби.

 

Задача. На доске записаны выражения:

 

(48:24), (48:6):(24:6),  (48*10) : (24*10)

 

Сравните выражения: что в них общего и чем они отличаются.

Действительно, что это частное, в делимом число везде меняется 48, а в делимом число 24, но во втором выражении числа 48 и 24 уменьшаются в 6 раз, а в третьем — увеличиваются в 10 раз.

Учитель. Найдите значения данных выражений, что вы заметили?

27:3,   (27:3) : (3:3),  (27:2):(3:2),  200: 100, (200:10):(100:10), (200*3):(100*3)

 

Приведите свои примеры и сформулируйте гипотезу.

Частное не изменяется, если делимое и делитель разделить или умножить на одно и тоже натуральное число.

Задача — ловушка. Сравните выражения:

1:2,

3: 6,

6:12

 

Учащиеся предлагают применить свойство частного и продемонстрировать, что делимые и делитель, получаемые при делении делимого и делителя на одно и тоже число, совпадают, а значит, и результаты при делении будут равны:

1:2,

(3:3): (6:3) = 1:2,

(6:6):(12:6)= 1:2

Учитель. Что интересного в выражениях, полученных при делении?

(делимое и делители равны, значит, и частные равны). Можем ли мы сейчас найти значение данных выражений (Нет, так как не обладаем необходимыми знаниями).

 

Фрагмент урока в 6-ом классе «Умножение рациональных чисел»

Цели урока:

1. Вывести правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

2. Формировать умения умножать рациональные числа

3. Повторить правила умножения десятичных дробей, сложения и вычитания рациональных чисел, распределение свойства умножения.

Устно. Используя равенства

а-b = a +(-b)

a-(-b)=a+b

ab+ac= a(b+c)

а так же правила сложения рациональных чисел и умножения десятичных дробей, вычислите:

3,7-4,8

-5,6 -(-3,8)

0,08*10

2*03+2*0,7

-5,2 — 4,7

15*0,01

-1,1+1,1

 

Вывод правила умножения рациональных чисел

1. Где вы в жизни встречались с отрицательными и положительными числами?

2. Каким действием выражается увеличение величины, а каким уменьшением?

 

Задача 1. Выполните умножение: (-2)*3

Учащиеся предлагают, что в результате может быть число либо 6, либо — 6.

«Изобретают» нужное правило с помощью практических задач (о доходах и расходах), (измерение температуры), замечая, что второй множитель натуральных число, поэтому можно воспользоваться «старым» определением, известным еще из начальной школы: (-2)*3 есть сумма трех слагаемых, каждое из которых — 2. Поэтому (-2)*3 = -2+(-2)+(-2)= -6.

При перестановке множителей произведения не меняется, поэтому для случая  два сохраниться и правило 3*(-2)= - 6.

 

Правило. Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак минус.

Или: произведение двух чисел разных знаков отрицательным.

Или: «Плюс» на «минус» дает «минус»

 

Задача 2

2*3

(-2)*(-3)

Ученики говорят о то, что если произведение (-2)*(-3)= 6

Правило.

1. Произведение двух чисел одного знака положительно.

2. «Минус» умножить на «минус» дает плюс.

 

Активность через решение проблем.

Суть проблемного обучения — воспитание творческих способностей учащихся, обучение их активным умственным действием. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

На уроке геометрии при подготовке к изучению темы «Сумма углов треугольника» предлагаю решить задачи.

1. Один из углов треугольника равен 36 градусам, а второй 18 градусов больше третьего. Найти величину второго угла.

2. В равнобедренном треугольнике угол при основании на 18 градусов больше угла при вершине. Найти величину каждого угла треугольника.

Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной цели, учащиеся приходят к выводу, что решение этих задач не хватает данных. Если известно было бы, чему равна сумма углов каждого из данных треугольников и вообще любого треугольника, то задачи были бы решены.

Теперь каждому ясна цель поиска. Таким образом, ценная ситуация возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения.