МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Амельченко Елена Юрьевна, учитель математики МОУ «Екатериновская средняя общеобразовательная школа» Москаленского района Омской области

 

ИКТ в процессе обучения математики

 

Модернизация образования в базовом звене – общеобразовательной школе. предполагает создание условий для повышения качества общего образования через использование эффективных методов обучения, обеспечение учебного процесса информационными технологиями, дифференциацией и индивидуализацией обучения, введением пред профильного и профильного обучения, системой государственной оценки качества образования и др. Модернизация общего образования в целом, включает и реформирование математического образования.

Соответственно этому социальное ожидание нашего общества состоит в становлении человека нового типа, имеющего адекватные социальные и методологические установки, владеющего познавательными методами, обладающего потребностью и готовностью находить решение проблем различного уровня сложности.

Результативность и действенность найденных и принятых решений во многом зависят от уровня сформированности познавательных, коммуникативных, а также творческих умений. Совершенствование учебного процесса сегодня идет в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению.

Всеобщая компьютеризация, охватывая все сферы жизнедеятельности человека не исключает и общеобразовательные учреждения. Программа правительства по обеспечению каждой школы компьютерными технологиями влечет за собой и прогресс в развитии компьютерной грамотности, в формировании новых, современных форм общения и обучения. Персональный компьютер становится необходимым атрибутом рабочего стола каждого школьника. В связи с этим необходимость перехода на качественно новый уровень организации учебно-педагогического процесса определяется во многом в использовании информационно-коммуникативных технологий.

В связи с этим неминуемо должны меняться ценностные ценностные ориентиры учителя. Приступая к работе учитель должен как всегда , что перед ним ученики - яркие неповторимые индивидуальности, которые все новое и необычное воспринимают и запоминают с особой легкостью и интересом.

Цели.

- Формирование у учащихся познавательной активности в процессе обучения математике.

- Формирование положительной мотивации деятельности.

- Развитие потребности самостоятельного поиска знаний, приобретения умений по предмету.

- Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи.

- Активное включение ученика в поисковую учебно - познавательную деятельность, организованную на основе внешней, а затем внутренней мотивации.

- Повышение урока дифференциального и индивидуального подходов в обучении.

- Развитие творческих способностей и возможностей личности.

- Развитие умений самостоятельного изучения нового материала.

Концепция.

В научно- педагогической литературе и в специализированных изданиях по являются статьи об использовании информационных технологий в  образовательном процессе. Перечни электронных учебников и пособий для школы исчисляются уже сотнями. Налицо их неоспоримое преимущество. Действительно, мультимедийные технологии – это практическая  реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Компьютер является не только универсальным техническим средством обучения, но и средством, оказывающим положительное влияние на развитие, обучение и воспитание школьника, средством формирования у него совершенно новых способов получения, переработки и запоминания той или иной информации.

Между тем, урок как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникативных технологий, требует максимально тщательной подготовки и разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которая показывает эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализация идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем  в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины. А ванная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя  урок с использованием ИКТ, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Определимся еще с несколькими терминами. Мультимедийный урок- это урок, на котором используется многосредовое использование информации, с помощью технических средств, прежде всего компьютера. На таком уроке учитель остается не только одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации. Информационные Мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации. Для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно иное качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью ссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал  с помощью анимации.

Очевидно, что степень и время компьютерной поддержки на уроке могут быть различными: от нескольких минут до полного урока. Такой урок  может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. Учитель пи этом является организатором, координатором познавательной деятельности учеников, при этом он не лишен возможности маневра и импровизации.  Цели использования мультимедийного урока могут быть различными:

-  изучение нового материала;

- закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков;

- повторение, практическое применение полученных знаний, умений, навыков;

- обобщение, систематизация знаний.

Содержание программы.

Исходя из этого, учитель подбирает необходимые методы и формы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники. Урок, на котором используется ИКТ, может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным, цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает набор слайдов  в учебный эпизод. Разработчик должен превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Педагогические справочники определяют дидактическую единицу, как логически самостоятельную часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую таким компонентам содержания, как понятие, теория, закон, явление, факт, объект. Дидактическая единица состоит из одного или нескольких фреймов. Фрейм – это минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляют дидактическую единицу. Таким образом, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, разработчик должен ясно представлять . какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами добивается он их реализации.

Очевидно, что наглядность является одним из преимуществ данного вида урока. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности …» Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако при применении наглядности нужно соблюдать ряд требований:

- узнаваемость наглядности,

- динамика предъявления,

- продуманный алгоритм видеоряда изображений,

- оптимальный размер наглядности,

- оптимальное количество предъявляемых изображений на экране.

- печатный текст должен удовлетворять особым требованиям к структуре, объему, формату,

- соблюдение правил цветовой гаммы

- небольшой объем написанного.

Немаловажное значение имеет использование звука. Звук  играет  роль:

- шумового эффекта;

- звуковой иллюстрации;

- звукового сопровождения.

В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания учащихся. Переключения на другой вид учебной деятельности. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К примеру в случае проведения мультимедийной дидактической игры отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения и необходимости предъявления ответа. Звуковая иллюстрация играет роль дополнительного канала информации.

Современные технологии, как  известно, позволяют успешно использовать в уроке фрагменты видеофильма. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствуют визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и многое другое.

При использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера. Вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учащихся в пассивных созерцателей.

Следует затронуть и другой аспект проведения урока с использованием информационных технологий. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только, и не столько, уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Очень важна подготовка учителя к этому уроку. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, создать положительный эмоциональный фон урока.

Использование ИКТ на уроке позволяет экономить немало учебного  времени на уроке. Решается и другая проблема: в режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников. Вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Использование ИКТ в процессе обучения может произвести существенные перемены в структуре образования. Одна из таких перемен может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего его основного традиционного тандеме: учитель – ученик. Сотрудничество  обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат урока, на котором используются информационно-коммуникативные технологии.

Кроме уроков, на которых используется я мультимедийная установка, систематически проводятся уроки математики в компьютерном классе. В данном случае это готовые уроки, имеющиеся на дисках в школьной медиатеке: геометрия не для отличников, живая геометрия, алгебра не для отличников, уроки геометрии (виртуальная школа Кирилла и Мефодия) и другие. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия включает:

- разработки уроков по геометрии,

- тесты по геометрии 7-8 классов.

 

Темы (8 класс):

1. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

2. Четырехугольники.

3. Площади фигур.

4. Подобие треугольников.

5. Окружность.

6. Решение задач.

 

Темы (7 класс):

1.Введение.

2. Основные свойства точек и прямых на плоскости.

3. Отрезок.

4. Луч и угол.

5. Виды углов. Биссектриса.

6. Смежные и вертикальные углы.

7. Перпендикулярные прямые

8. Понятие о треугольнике.

9. Признаки равенства треугольников.

10.  Равнобедренный треугольник.

11.  Параллельные прямые.

12.  Сумма углов треугольника.

13.  Окружность.

14.  Задачи на построение.

 

Психологические аспекты:

- устойчивый интерес к предмету,

- увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке,

- индивидуализация обучения,

- творческий подход в изучении предмета,

 

Развитие творческих способностей:

- составление мультимедийных презентаций по предмету самими учащимися  (см. приложение),

- научно-практическая конференция,

- использование навыков работы с компьютером во внеклассной работе.