МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Гречаная Валентина Таймазовна, директор КУ "Леушинская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида" с.Леуши Тюменской области

 

Управление современной школой

 

I. Преамбула

1.  Необходимость  смены парадигмы образования  и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья  от теоретических представлений  - к практике, от коррекционных форм организации  их образования – к  реабилитационным, продиктована социальной, социодемографической и экологической ситуацией детства за последнее время.

2. В существующих условиях коррекционно-образовательные учреждения  не в состоянии в полной мере  выполнить стоящие перед ними социальные  и социально- педагогические миссии и функции по отношению к воспитанникам на уровне следующих задач:

- обеспечить им необходимый уровень  и качество социальной адаптивности, ранней и подростковой социализации до уровня овладения опытом  социальной  активности в обществе;

- подготовить  их социально, психологически и психически адаптированными к социокультурной и профессиональной интеграции в общество и рынок труда.

3. Рыночная цена специального образования  детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно растёт, поскольку:

- разнородная структура нарушений  у воспитанников приводит  к усложнению образовательной и воспитательной среды и способов её управления;

- семья и общество утрачивают свои позиции  в социализации подрастающего поколения, перекладывая их на плечи  образовательного учреждения.

Конкретно - это:

- разработка программ и формулирование конкретной социальной политики в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- чёткое формирование взглядов на образование, обучение и воспитание;

- перенацеливание  ресурсного обеспечения по цели управления на определенные периоды  деятельности образовательного учреждения.

Вышеперечисленные позиции определяют стратегию и тактику, подходы к управлению образованием и воспитанием в условиях Школы- полного дня (далее ШПД или школы).

 

II . Раздел I.  Аналитический аспект Программы

 

1. Анализ и характеристика ситуации

1. 1.Оценка социально- педагогических результатов.

За  2006- 2009 гг решён целый ряд задач  и получены определённые результаты, убеждающие в том, что необходимо переходить на иной вариант организационно  - управленческой культуры образования  и воспитания детей.

Решены следующие основные задачи:

1. В целом завершено организационное формирование Школы- комплекса  полного дня. Комплекс объединяет в себе ряд комплексов  и параллельных структур сопровождения  образовательной подготовки воспитанников, ориентированных на различные пути и способы, варианты их адаптации и социализации в социокультурной среде.

Сформировался педагогический комплекс «начальная школа- средняя школа» и для детей района- интернат, созданы лечебно- оздоровительная служба, психологическая служба, социальная служба. Разрабатываются и ведутся программы индивидуального обучения (ПИО) на каждого воспитанника, а также карта отслеживания воспитанника.  Разработана диагностика усвоения программного материала по предметам учащихся.

Отработаны направления воспитательной модели для воспитанников 1 и 2 ступени, частично разработаны программы воспитательной направленности, выделены основные внеклассные мероприятия в виде традиционных. В воспитательный процесс интегрируются новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями. Разработана диагностика воспитанности  общеучебных умений  и навыков воспитанников в  соответствии с  воспитательными блоками.

2.На основе  концептуальной модели школы- комплекса  успешно формируется коллектив профессионалов, разделяющих идеи, цели и задачи коррекционно-развивающего  обучения.

3. Постоянно создаётся и совершенствуется материальная и программная база  для перехода к вариативному характеру построения содержания  образования  и полимодульному типу организационной системы управления учреждением.

4. Ведётся работа по совершенствованию форм реабилитации детей, их оздоровлению и включению в социальную жизнь.

5. Проводится скоординированная работа с родителями администрацией школы с социальными службами района (поселения).

 

1.2. Организационно – управленческий аспект

Созданная модель образования, воспитания и обучения позволила в течение 3-х лет решать разного уровня организационно – управленческие задачи, в частности:

- опробовать различные варианты организации  образовательно – воспитательного процесса и частично альтернативные варианты  специального образования,

- осуществить структурные перестройки,

- считаем, что нам удалось частично трансформировать существующую школьную систему путём создания  систем параллельных  структур сопровождения и поддержки коррекционно-развивающего обучения, реабилитации и компенсации личностного недоразвития,

-  осуществить первую фазу новой организации контроля и оценки качества образования и воспитания на уровне  психолого – педагогической аттестации ребёнка.

 

II.   Раздел II.  Методологический  аспект Программы развития  образования и воспитания Школы полного дня.

 

1. Общие  концептуальные подходы и положения

Для построения модели Школы полного дня мы  используем свой педагогический опыт  в части  социально- педагогического её предназначения, в частности:

1.социализация  детей с ограниченными возможностями в культурном и социальном аспектах  в целях интеграции в общество.

2.удовлетворение  потребности  в достаточном объёме образования с учётом специфики   детей с ограниченными возможностями здоровья, способностей и возможностей их  психофизического потенциала.

 

2. Ведущая  идея образования и воспитания, цели и парадигмы.

Ведущая идея образования  и развития ребёнка формулируется нами как «компенсация различий и нарушений развития ребёнка через его индивидуальные способности и усвоение им альтернативных стилей жизни и ценностей обычных людей»

Сущность идеи развития заключается в том, что она представляет собой программу социально-педагогического  развития ребёнка в процессе  обучения  и воспитания  в ШПД, определяет непрерывность и преемственность ступеней  прохождения  образования в ней.

1 этап – «Специальное обучение, направленное на адаптацию, пропедевтику первичных признаков нарушений развития, восприимчивость  к обучению, научению и учению, ранняя социализация и психофизическая адаптация».

2- этап – «Программирование индивида на выполнение отдельных и определённых видов деятельности. Воспитание характера  и личностного признания, индивидуализация  и социальная адаптация, ориентация на творчество, вторичная социализация».

3- этап – «Гибкость, разносторонность навыков и умений в коммуникации, трудовой и познавательной деятельности; индивидуально-ориентированное образование, социальная адаптивность и интеграция, культурная социализация»

Ведущая цель образования   и воспитания  рассматривается нами в двух аспектах:

1-ый – «Психолого- социальная профилактика

и компенсация дефекта, социального отклонения в развитии личности; создание адекватной возможностям и способностям ребёнка образовательно-воспитательной среды».

2-ой – «Обеспечение позитивной социальной

ситуации развития ребёнка; развитие познавательных способностей и психических новообразований».

Ведущая цель программы развития  образования  и воспитания ШПД формулируется с позиции управления как:

«Достижение социальных и социально-педагогических результатов образования и воспитания посредством создания системы помощи, поддержки, социальной защиты ребёнка и ресурсного сопровождения функционирования всех подсистем учреждения».

На основании комплекса ведущих целей мы  определяем педагогическую парадигму как «Социально – педагогическая и медико – психологическая реабилитация».

Парадигма программы развития ребёнка формулируется как «реабилитационно–коррекционное  и компенсирующее образование /РККО/ – средство и способ интеграции  ребёнка в: семью и сообщество сверстников, в систему формального  образования, в общество - социальная зрелость, социокультурная и профессиональная адаптивность.

Парадигма РККО, её смысл с позиции ученика, как субъекта образования, нами формулируется следующим образом: «Учение – это индивидуальная деятельность ребёнка, а для педагога – её коррекция, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение с учётом имеющегося у воспитанника опыта познавательной деятельности; развитие его индивидуальных способностей и планирование индивидуальной линии, «траектории» психического и социального развития».

Определяя вышеуказанные парадигмы, мы исходим из того, что учебно-воспитательный процесс обладает неограниченным  созидательным потенциалом развития личности, возникновения психических новообразований, изменения социального, психологического и педагогического статуса ребёнка, и поэтому мы апеллируем к интегральной индивидуальности наших воспитанников.

Парадигма нашего учреждения: «от ассимиляции, потери идентичности, к социализации», что составляет смысловую основу педагогической деятельности.

 

3.Теоретико-методологическое обоснование /теории, концепции, подходы, термины и понятия/

Методологическую основу нашей концепции развития Школы полного дня   составляют принципиальные положения науки и практики о психологической структуре личности, единстве социального  и биологического в обусловленности её развития, о культурно- историческом, деятельностном  подходе  в объяснении психических  и социальных процессов, содержащихся в трудах В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, П.И. Зинченко, А.Н.Леонтьева и др.

Концептуальные положения и подходы к воспитанию А.Г.Асмолова, К.А.Божович, И.А.Зимней, С.М.Мирского,  В.В.Коркунова, И.С.Якиманской и др.

Положения когнитивной психологии, психологии поведения, клинико- психологический подход, социальных и педагогических наук: философии, социологии, антропологии, социальной и специальной педагогик, теорий обучения и воспитания.

Термины  и понятия: личности, социализации, ССР, ЗБР,ЗАР, зоны воспитания и потенциала, развитие, обучение, образование, воспитание, процесс обучения и воспитания, модель образования, индивидуализация, интеграция, дифференциация и др.

Концепции: интегрированное воспитание человека, коррекционно-развивающее обучение, личностно- ориентированное обучение.

 

4. Основные положения  понятия.

Школа полного дня – как полифункциональный комплекс непрерывного образования реабилитационной направленности.

Школа полного дня как полифункциональный комплекс непрерывного образования реабилитационной направленности – это специально созданная социально-педагогическая среда воспитания и образования, где личность ребёнка актуализирует свой потенциал в трёх зонах или    сферах  развития и воспитания.

Какие же зоны развития  и воспитания мы должны учитывать?

1.Зона локализации психологических защит,

2.Зона локализации психологических проблем,

3.Зона психологических актуализаций,

Школа полного дня сама по себе  является

основной  разноуровневого и разнонаправленного образования. Она предназначена для развития основополагающих новообразований школьного возраста- высших психических функций.

Структурно – организационные варианты Школы полного дня (комплекса) представлены  с позиции управления  на модульном уровне в виде трёх базовых моделей:

-модель Образования

-модель Воспитания

-модель Сопровождения (обеспечения)

Каждая из моделей имеет собственную внутреннюю организационную структуру, которая состоит из реальных модулей или блоков.

 

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И ПОМОЩИ

Структурно – организационный вариант

1.Модуль начального образования

2.Модуль  основного общего образования

3. Модуль углублённой трудовой подготовки .

1.Модуль коррекционного образования (воспитания)

2.Модуль  дополнительного образования (социального опыта, активности, самоутверждения, реализации способностей)

3.Модуль субъективной личности (социокультурной адаптации и интеграции, социального признания, трудовой и коммуникативной ориентировки)

1.Модуль психолого – педагогической коррекции

2.Модуль медицинской профилактики

3.Модуль психофизического развития

4.Модуль социально- трудовой адаптации

5.Модуль информационно- диагностический

6.Модуль хозяйственно – бытовой деятельности

7.Модуль жизнеобеспечения

8.Модуль организационно- управленческий

Обеспечиваются

1.Кадровыми ресурсами

2.Программно – методическим и нормативным сопровождением (обеспечением)

3.Образовательными технологиями

 

1.Эмоционально- нравственным опытом  ребёнка

2.Его поведенческими ориентировками

3.Развитием когнитивных способностей

4.Темпом личностного развития и открытие «себя» в ребёнке

1.Интеллектуальное функционирование

2.Адаптивное поведение

3.Эмоционально- волевые особенности

4.Психофизическое здоровье

5.Культурно- средовые особенности (ориентации).

Обслуживают

образовательный комплекс, комплекс психофизического развития, комплекс социально- трудовой адаптации, комплекс педагогической коррекции.

Воспитательный комплекс, комплекс психофизического развития, комплекс социально- трудовой адаптации

Воспитательный комплекс, комплекс психофизического развития, комплекс социально-

трудовой адаптации, комплекс педагогической коррекции.

Предназначены

Для реализации следующих видов образования:

- одноуровневого специального (коррекционного) образования в ординарных условиях (коррекционное)

- разноуровневого компенсирующего  образования в ординарных условиях (компенсирующее)

- профильное интегративное (профессионально- адаптивное).

Типов образования:

- программно – нормативного

-адаптивно – профильного.

Уровней обучения:

- базовый (коррекционный)

- дополнительный, индивидуально –ориентированный (реабилитационный)

- для развития коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнение  принятых правил и норм и  мотивированию  воспитанников

- трудовая адаптация  в обществе воспитанников

- становление личности ученика  в процессе выбора

( выбор профиля трудового обучения как психологическая задача)

- дифференцированный и индивидуальный подход в трудовой адаптации

- начальная профессиональная подготовка детей с проблемами обучения и её взаимосвязь с предприятиями

-социальная адаптация воспитанников и учеников

«Организация реабилитационных мер с целью недопущения перехода функциональных расстройств в физические  и психические дефекты. Профилактика  и коррекция вторичных  отклонений и их последствий»

- обеспечить успешность учебной деятельности воспитанников в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- всестороннее психическое развитие;

- компенсация и реабилитация нарушений функций;

- сохранение и укрепление соматического и психического

здоровья.

Направлены

На удовлетворение потребности в образовании по ступеням обучения и проектируется по следующей схеме

Категория учащихся, ступень образования      вид, тип образования и обучения            соц.пед организация (класс, группа)

Функциональная направленность.

1.Развитие личностно- ориентационных, коммуникативных, конструктивно- творческих и практических основ социализации

2.Предоставление возможностей каждому ребёнку самоопределиться в:

- понимании и выборе своего индивидуального пути в жизни и своих  личностных ориентациях,общекультурных, профессиональных, межличностных отношениях с другими людьми;

3.Сведению воедино  предметных, профессиональных и личностных ориентаций воспитанников.

1. Интенсификацию систем поддержки ребёнка.

2. Восстановление функций ребёнка и интеграцию его с социальным окружением.

 

 

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И ПОМОЩИ

 

Потребности педагогической практики. Обусловленные  наличием нарушений  в развитии у детей, приводят к необходимости определения соотношений факторов нарушений и видов  помощи  и поддержки:

Факторы

Вид помощи  и поддержки

- низкий уровень обучаемости

-ослабленное здоровье

- переутомление

- дезадаптация, проблемы в межличностных отношениях

- признаки парциального патологического развития , лёгкие формы психических заболеваний, затруднения в приложении усилий и др.

-псих. – педагогический

- медицинский

- спец. Практическая

- спец. Педагогическая

 

- психокоррекция, психопрофилактика

 

Ведущие принципы : компенсация дефекта, социальная реабилитация, психореабилитация, педагогическая  коррекция,  всестороннее обслуживания детей

 

Стандарт обслуживания:

- коррекционный (для стойких нарушений)

- реабилитационный (для промежуточных)

- компенсаторный (для продвинутых)

 

Содержание  деятельности функциональных модулей

1. Модуль информационного сопровождения (обеспечения, обслуживания)

-обеспечение процедур формальной идентификации личности ребёнка, его ССР, ЗБР, здоровья , статуса;

-обеспечение комплексной оценки воспитанников: медицинской, психологической, педагогической, социальной и др.

- обеспечение  и накопление данных (знаний) о воспитанниках; их анализ и оценка;

- накопление и классификация диагностических, социологических, нормативных и программно – методических материалов.

 

2. Модуль  психолого- педагогической коррекции и компенсации

- формирование оптимальных поведенческих навыков;

- оптимизация системы отношений личности;

- контроль и управление внутренней  и внешней социальной  и познавательной активности;

- релаксация эмоционального напряжения;

- умственное, физическое и социальное развитие.

 

3. Модуль медицинской профилактики, коррекции и реабилитации

- медико– психолого – педагогическая характеристика контингента;

- профилактика, лечение и оздоровление в традиционных формах;

- коррекция и компенсация  различных нарушений медицинскими и психологическими средствами у разных групп детей;

- психопрофилактика и психогигиена в режиме школы;

- лечебно-компенсирующее питание.

 

4.Модуль психофизического развития включает в себя :

-образовательно-познавательная деятельность;

- лечебно- профилактическая деятельность;

- социоигровая деятельность.

 

5. Модуль социально- трудовой адаптации.

Субъекты управления социально- трудовой адаптации:

1.Педагогический комплекс трудового (профессионального) образования

2.Учебные мастерские базового профильного обучения  и практики.

3. Учебно- производственные участки, центры, предприятия:  на базе УПК; на базе собственного центра; пункта профобразования; на базе предприятий;  на базе опытного участка и др.

6. Организационно – управленческий модуль.

Основополагающим объектом деятельности являются:

- оценочно – экспертная деятельность за качеством обучения, воспитания и развития воспитанников;

- контрольно-нормативная  за качеством, своевременностью и обеспеченностью: процедур, режимов функционирования служб и подразделений по оказанию своевременной поддержки и сопровождения;

- мониторинг и экспертиза, нормативно –

правовое  обеспечение процедур, вариантов и методов комплектования, обследований, аттестации, режимов коррекционно – реабилитационной работы и др.

 

Стратегическая цель: «Создание целостной системы, обеспечивающей ребёнку оптимальные социально- педагогические, медико-психологические  и социальные условия образования, воспитания и развития с учётом возрастных, индивидуально- типологических особенностей, соматического и психофизического состояния здоровья»

 

Тактические цели:

1.Обеспечить полноценное цензовое образование

2.Стабилизировать психическое и психофизическое развитие здоровье

3.Предупредить нервно- психические и

соматические расстройства

4.Сформировать жизнедеятельные умения и навыки, опыт межличностных отношений, культуры труда, общения и коммуникаций

5.Максимально реализовать в разнообразных видах деятельности и отношений способности, возможности, задатки и потребности воспитанников.

 

Ведущими задачами Школы полного дня являются:

с позиции управления:

1. Создание адаптивно – творческой среды внутри единого педагогического пространства школы, поддерживающей развитие и воспитание ребёнка,

с позиций  педагогики:

2.Раскрытие и развитие индивидуальных способностей и возможностей индивидуальных способностей  и возможностей детей, воспитание волевых качеств личности, нацеленных на преодоление интеллектуально-эмоциональных трудностей,

с позиции воспитания:

3.Предоставление услуг и условий для физически и психически здоровой, гуманной личности, способной к социальному взаимодействию.

 

5. Методологические основы Управления /общие положения/

Основными понятиями социально – педагогического Менеджмента. На которые мы упираемся в организации и управлении учреждением являются: модульная организация, вариативные модули образования, воспитания и сопровождения, ресурсное обеспечение (понятие ресурсов), менеджмент организационный и практический, стратегический; управленческое решение, управленческая технология, проектное и программное управление, модели образования и др.

Стратегия управления образованием в условиях Школы полного дня определяется факторным анализом проблем образования и воспитания в каждой из подсистем  комплекса, обеспечивает информацией всех  субъектов управления, направлена  на изучение явлений, тенденций и факторов, на основании  которых  принимаются обоснованные управленческие решения и формулируются конкретные цели  и задачи.

В своё время коллектив обеспечивает на основании факторного анализа:

- переход от эмпирического подхода к содержанию образования к «вероятностным» вариантам выбора  его типов и направленности;

- идентификацию этапов всех видов образования;

- принципы и критерии содержания образования, конкретных программ  для каждого типа образования  и компонентов программного обеспечения;

- интеграцию субъектов системы комплекса, координирование всех его компонентов  в полифункциональное учреждение реабилитационной направленности;

- чёткое поэтапное планирование  процесса обучения, воспитания при этом обеспечить социальный, педагогический и психолого- медицинский контроль за развитием воспитанников.

Если внимательно  сопоставить  стадии социально- управленческой деятельности, то они  представляют собой систему управленческого цикла по схеме: «Прогноз – Проект – Программа – деятельность». В этом ни чего сложного нет, но данная схема обеспечивает единое взаимодействие  системы управления и человека.

Ведущим принципом социального управления является принцип социально- педагогического планирования  затрат.

Модульная организация позволяет сконцентрировать в зависимости от направленности, целей и содержания все элементы педагогического процесса: содержание, методические, кадровые, информационные и другие ресурсы.

Вариативность и концентрация управления осуществляется по ресурсам и результатам.

Вариативные модули образования, воспитания

и сопровождения – это системокомплексы в виде специально ориентированных программ, которые органично включают в себя  тренинговые, игровые, коммуникативные, практические, диагностические и предметно-деятельные формы педагогического обеспечения – всё это в комплексе обеспечивает полуфункциональность субъектов образования и воспитания. Они придают целостность  программному  подходу, а технологии обучения, воспитания, информационно- методические и нормативные средства приобретают  специфическую направленность  по применению и способствуют созданию культурной, социально- педагогической среды, поддерживающей ребёнка и педагога.