МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Распопова Светлана Владимировна, учитель информатики и ИКТ МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

 

Особенности работы учителя информатики в сельской малочисленной школе

 

Когда-то люди верили,

что центр всего – земной шар.

Сегодня все большее число людей знает,

что для нас центр Вселенной – сам человек.

У. Годвин

 

Во Вселенной имеются три важнейшие сущности, которые могут превращаться друг в друга – это вещество, энергия, информация. Это фундаментальное утверждение базируется на опыте тысячелетий. Парадоксально, но факт: будучи «следствием», информатика в настоящее время становится основной наукой, занимающей в иерархии наук главенствующее положение.

Для успешной жизни человека в современном технократическом обществе, уже не обойтись без специальных знаний в области информационных технологий. Поэтому информатика, как научная дисциплина, должна быть неотъемлемой частью школьного образования. Этот предмет дает не только практически нужные знания. Но и является хорошим инструментом для развития логического, алгоритмического мышления. Выпускники современной школы должны органично вписываться в динамично меняющийся мир, в котором главные акценты расставлены на «людей знания», обладающих рядом компетентностей, позволяющих успешно ориентироваться во всех основных сферах человеческой жизни, самостоятельно добывать знания, самосовершенствоваться, «выживать» в непредсказуемых нестандартных ситуациях.

С момента введения информатики в курс средней школы многое изменилось в ее преподавании: от теории алгоритмов и теории информации до современных информационных технологий и компьютерных коммуникаций в содержании программы, от стандартного комбинированного урока до интерактивных телекоммуникационных занятий в методике преподавания, но важнейшим и неизменным осталось одно – умение учителя организовать учебный процесс. Я считаю, что это сделать необходимо так, чтобы создать условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний со структурой деятельности компетентностного подхода, включая каждого ученика в самостоятельные культуросообразные виды деятельности.

Окончив Курский государственный университет, я работаю в сельской школе, которая расположена в деревне Малый Каменец Большесолдатского района и преподаю информатику с 5-11 классы. В настоящее время, в нашей школе предмет информатика и ИКТ изучается в 3 классе (безмашинный вариант) ,5-6 классы (УМК Л.Л. Босовой) 7-11 классы (УМК Н.Д. Угриновича)  на базовом уровне, имеется элективный курс «Современные информационные технологии» (11 класс) и «Компьютер для журналиста», предназначенные, в основном для практической работы, параллельно материалу изучаемому на уроках.

Отрадно, что администрация школы, понимая важность предмета, уже третий год находит возможность изучать информатику за счет школьного компонента, самое важное – обеспечивается преемственность в изучении предмета.

Наша  школа самая обычная, где у родителей большинства обучающихся низкий материальный достаток,  поэтому лишь не у многих ребят дома имелись компьютеры, а об Интернете, до недавнего времени  знали только понаслышке. Да и в школе, положа руку на сердце, преподавание информатики велось, в основном теоретически, поскольку на всю школы имелся только один компьютер.

Постепенно ситуация стала изменяться. Хотя и на сегодняшний день в школе количество компьютеров не на много увеличилось за то время, которое я в ней работаю. На помощь пришли родители наших обучающихся. Ребята приносят свои ноутбуки на практические занятия, в результате чего можно с уверенностью сказать, что усвоение материала происходит на должном уровне даже при малом количестве часов, отводимых на занятия информатики.

Общеизвестен целый ряд проблем в преподавании курса информатики (в условиях сельской школы):

- недостаточная материальная база обучения (до последнего времени);

- недостаточное количество учебных часов при довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся;

- в условиях традиционного обучения падение интереса и мотивации к учению у обучающихся;

- снижение эффективности обучения.

 

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику предмета  «Информатика и ИКТ» мною была определена следующая цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, я поставила следующие задачи:

  • Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
  • Создать условия для формирования у обучающихся адекватной самооценки;
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

 

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов, применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

 

Взяв на вооружение слова великого педагога ХХ века Януша Корчака: «нет детей – есть люди, но с иными масштабами понятий, иными источниками опыта, иной игрой чувств», в своей работе я стараюсь не навязывать обучающимся своего мнения, своих ценностей. Я исхожу из того, что:

- каждый ребенок неповторим, у каждого ребенка свой сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти способности развиваются, изменяются, поддаются коррекции;

- ученик не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект собственной деятельности.

Поэтому под развитием ребенка посредством учебной деятельности имеется в виду его саморазвитие и самоопределение. Это стратегическая позиция, определенная в  федеральных государственных стандартах второго поколения заставляет нас -  учителей по-другому определить приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставит личностное развитие детей.

 

Я часто задаю себе вопрос. К каким же внутренним источникам активности ребенка нужно подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие источники:

  • познавательная потребность;
  • интерес к способу действия;
  • конкретность в самовыражении и самореализации;
  • потребность в самопознании и самовоспитании;
  • потребность в социальном признании.

 

Реализуя в своей работе деятельностный подход к обучению, особое внимание уделяю методу проблемного обучения. Требования общества к человеку обуславливают усиление ориентации на такое обучение, которое развивает самостоятельное продуктивное мышление обучающихся, творческий подход к решению задач. Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. При использовании проблемного подхода нужно помнить, что только тогда можно говорить о развитии мышления, когда проблемные ситуации используются регулярно, сменяя одна другую, т.е. характеризуются динамичностью. Например, изучая в 9 классе раздел «Алгоритмизация и программирование», я использую эффективный прием с созданием проблемной ситуации, когда, используя язык программирования Basic,необходимо нарисовать на экране множество точек с произвольными координатами (обучающимся уже известно о примитивах). Дается время на эксперимент. Обучающиеся выбирают две версии: либо рисовать точки по одной, либо создавать принципиально новый подход. Так как первый путь очень долог и непродуктивен, останавливаемся на втором. Он требует введения новой функции RND. Возникает новая проблема: превратить точки в окружности, непрерывно рисующиеся по экрану. В результате рождается уже целая серия программ. Содержание самих задач при этом можно спланировать так. Что каждая новая задача повернет изучаемый материал новой стороной, включая ранее пройденный материал, обогащая его шаг за шагом. Познавательный интерес возникает за счет того, что каждая задача добавляет все новые действия и решение. (Например. На экране точка. Увеличим их количество до 1000, выведем их различными цветами, чтобы получилось звездное небо. Нарисуем окружности вместо точек, сделаем эти окружности произвольного радиуса, закрасим их и т.д.)

 

Как правило задачи такого рода вызывают интерес эффектом своего исполнения. В своей работе я применяю также проблемные домашние задания, например, в завершении той же самой темы предлагаю ребятам «персональные» домашние задания по готовым рисункам написать программы. При решении таких задач проверяются знания и умения по изученной теме, в то же время каждая задача имеет разный, не использованный ранее путь решения. Следовательно, каждому ученику предстоит решить свою проблему. Демонстрация программы служит основанием получаемой оценки.

Рассмотренные выше проблемные ситуации позволяют приоткрыть богатые возможности обучения и воспитания через решение задач с использованием проблемного подхода. На этих этапах помимо обобщенных и прикладных предметных умений происходит формирование ряда ключевых компетентностей: интеллектуальных, познавательных, коммуникативных и других.

Сегодня главным результатом образования является не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь – абсурдная задача), способность обучающихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.

Работая по реализации компетентностного подхода, я утвердилась в понимании не только методической структуры урока, но и пришла к необходимости проработки содержания школьного курса информатики, направленного на формирование компетентности ученика.

Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Таким образом внутренний результат проектной деятельности – накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков.

 

Внедрение проектного метода потребовало от меня значительных усилий в виде большого спектра видов деятельности:

- подготовка примерных тем проектов;

- презентация этих тем;

- мотивация потенциальных разработчиков проектов на выбор тем;

- подбор научно-популярной литературы по темам проекта;

- обсуждение выдвинутых обучающимися идей, направленных на реализацию проектов;

- обеспечение вариативности разработок;

- руководство обучающимися и их консультирование.

 

Я считаю. Что проектное мышление необходимо и взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам было бы до какой-то степени новым и для нас.

Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы).

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания, а это прослеживается в стандартах второго поколения, которые  предпочитают отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривают продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения, и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Проектный метод обучения относится к активным методам обучения, а точнее к исследовательским методам и использует в своей основе стратегию погружения в учебный предмет или объект изучения реального мира. Проектный метод очень эффективен, но проблематичен в использовании на традиционном уроке,  учитывая современную образовательную базу. Тем не менее, как отмечает С. И. Горлицкая, проектный метод реализует следующие дидактические принципы:

- Принцип  сознательности  и  активности.  Подлинную  сущность  человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания.

- Принцип  связи  теории  с  практикой.   Практика  критерий  истины,  источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.

- Осуществление межпредметных связей для наиболее полной

информационной картины мира.  Этот принцип реализуется за счѐт подбора проектов разной тематики и взаимодействия с другими учителями предметниками.

Также проектный метод обучения тесно связывается с принципами прочности усвоения новых знаний и принципом научности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ