МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Буйгина Вера Ивановна, учитель русского языка МСКОУ «Тутальская школа-интернат VIII вида» Яшкинского района Кемеровской области

 

Урок внеклассного чтения в 9 классе «900 дней блокады Ленинграда»

 

 

Цели и задачи: показать великий подвиг Ленинграда во время ВОВ; способствовать патриотическому воспитанию, развитию чувства национальной гордости за великий подвиг Ленинграда; воспитывать любовь к родине.

 

1. Стоит над Невой город, большой и красивый. Город – герой, город – солдат, город – труженик.  У каждого города сове лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя

Санкт-Петербург. Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург.

Но сегодня мы будем говорить   о Ленинграде.

То самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду –

Одну, на все четыре года.

Это было 22 июня 1941 года. Согласно плану Барборосса, немцы  двигались на нашу страну огромной лавиной. 190 дивизий – 5.5 млн. человек. Войска противника по численности превышали наши в 3 раза. Гитлер поставил перед своей армией задачу захватить и уничтожить город Ленинград.

Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?

1. В Ленинграде находились крупнейшие военные предприятия.

2. Являлся крупным военным портом.

3. Ленинград был несколько веков столицей Российского государства.

4. Находилось огромное количество архитектурных памятников.

5. В великолепных дворцах хранились картины и скульптуры.

6. Ленинград был гордостью нашей страны

 

2. Все жители Ленинграда, кто был способен рержать оружие вышли на защиту города.

 

Песня «Священная война» 1 куплет (исполняют дети)

 

Перед ленинградцами встала задача создать оборонительные упражнения

-что предпринимали жители для защиты своего города?

-прочитайте исторические справки

-До 500 тыс. ленинградцев вышли на строительство и создали 700 км противотанковых рвов, 300 км лесных завалов, 5 тыс. дотов и дзотов.

-49 надолбов, 900 км ходов сообщения, 2300 убежищ и землянок,

30 км проволочных заграждений.

-в начале сентября Ленинград был окружен немецкой армией с юга, на севере финнами. Город подвергался постоянным налетам и артиллерийским обстрелам. Не сумев взять город сходу, Гитлер решил взять его голодом.

-30 августа 1941 года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. Там находилось 2, 5 млн. человек. Это были старики, женщины, дети.

 

3. Работа по карте.

8 сентября сомкнулась блокадное кольцо. Враг рассчитывал на то, что голод сломит Ленинград.  Почти 900 дней с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года Ленинград жил и боролся во вражеском кольце.

Враг рассчитывал на то, что голод сломит жителей Ленинграда, и они сдадутся  без сопротивления. Но почти 900 с 8 сентября по 27 января 1944 года Ленинград и боролся во вражеском кольце.

 

4.Словарная работа: блокада – кольцо окружения города противником.

 

5. Трагические дни Ленинграда.

Город переживал трагические дни. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод, паровое отопление. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву, зимой – добывать воду из проруби. (учебник истории 9 класс, иллюстрация)

В домах были поставлены печки-«буржуйки». На них готовили еду. Топливо по ценности приравнивалось к хлебу. Рубили на дрова мебель, жгли ненужную бумагу, а иногда и книги. В первые дни блокады вражеские бомбы попали в продовольственные склады, где хранились запасы продуктов. Они были уничтожены. Доставка продуктов в город прекратилась.

 

6. Хлебный паек.

Хлеб стали выдавать по карточкам. Норма хлеба трагически уменьшалась. Жителям выдавалось так мало хлеба, что люди стали умирать от голода.

 

7. Норма хлеба на день.

Для рабочего – 250 г.

Для детей – 125г.

Это был черный хлеб. В нем было 50% муки, а остальные 50% разные добавки. В муку добавляли опилки, а летом лебеду, крапиву.

 

8. Ладожское озеро – «Дорога жизни».

13 ноября 1941 года лед на Ладожском озере окреп. Городской комитет решил проложить дорогу в город по льду Ладожского озера. Под постоянным огнем противника советские бойцы расчищали лед от снега. На конных повозках, на грузовых машинах «полуторках» были доставлены в город первые десятки тонн муки. На обратном пути забирали истощенных от голода детей, женщин и стариков.

Это происходило под постоянным обстрелом. Многие погибали, а иногда лед не выдерживал тяжести груза, ломался и тогда груз вместе с машиной, и часто с водителем, уходили под лед. Эту дорогу прозвали «Дорогой жизни».

Но все таки хлеба не хватало. Голод унес свыше 11 тысяч жизней – в ноябре. В декабре – 53 тыс. человек.

В марте – 90 тыс. человек.

Люди замерзали на улицах, площадях, в подъездах домов, угасали в постели, сидя на стуле. Всего погибло 800 тысяч человек.

В городе оставалось 400 тысяч детей от младенцев до подростков. Они росли в условиях холода, голода, под свист и разрывы снарядов и бомб.

 

Реквием.

Р.Рождественский.

(1 часть читает ученик)

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твое – это наше горе, Родина.

Правда твоя – это наша правда, Родина.

Слава твоя – это наша слава, Родина!

 

2 часть читает учитель наизусть.

 

Помните!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда, помните.

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших, будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся – помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Минута молчания. Почтим память павших минутой молчания.

 

Шурик Игнатьев. 3.5 года в детском  саду покрыл свой листок беспорядочными каракулями с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал?» - спросила его воспитательница. «Это война, вот я, а посередине булка. Больше я ничего не знаю».

 

Живым напоминанием о блокадных днях остались строчки дневника школьницы Тани Савичевой.

С декабря 1941 года по май 1942 года вела краткие записи о том, как на ее глазах умирали родные: бабушка, дядя, мать. После смерти родных девочку вывезли в детский дом на Урал. В 1944 году Таня умерла от дистрофии. Но оставлен вот этот ежедневник, который хранится в государственном музее истории Санкт-Петербурга.

На берегу Невы, в музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца, до наивного мальца.

И письменная скупость содержания

Ошеломляет души и сердца.

Время возвышает образ Тани и ее доподлинный дневник…

Встань перед миром, Савичева Таня,

Со своей немыслимой судьбой.

 

Женя Терентьев писал 28.08.1942 года.

..До войны мы жили хорошо и счастливо. Фашисты помешали нам. Во время обстрела вражеские снаряды разрушили наш дом. Я слышал под обломками стоны моих родных и друзей. Когда их раскопали, они были уже мертвы. Я ненавижу фашистов!

Наступил 1942 новый год. В школах были объявлены каникулы. В январские дни, когда все взрослое население голодало, в школах, театрах, концертных залах были организованы елки с подарками и сытным обедом. Это был настоящий праздник!

Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная. Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде.»

В опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей-подростков.

В 12-15 лет они выпускали автоматы, пулеметы, артиллерийские снаряды. Для них изготовляли деревянные подставки, что бы они могли работать за станками. Ребятишки выполняли за смену 1.5 нормы. Над рабочими местами было написано: «Не уйду, пока не выполню норму»!

 

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами и медалями «За оборону Ленинграда». Они расчищали чердаки, боролись с «зажигалками», тушили пожары, очищали город от снега, ухаживали за раненными, выращивали овощи.

 

Обучение в школе.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, городской комитет принял решение продолжить обучение детей.

 

В конце октября 1941 года 90 тысяч школьников начальных классов приступили к занятиям. Занимались в бомбоубежищах, т.к. в любое время мог начаться обстрел с воздуха. Учеба стала подвигом. Учителям и ученикам сами топили печки  «буржуйки», добывали топливо. Глаза слезились от дыма. Тяжело дышать, а писать совершенно невозможно. Сидели дети в  пальто, рукавицах, шапках.

В школах было необычайно тихо, дети перестали шуметь, бегать.

 

Вопрос: почему так вели себя дети?

Их бледные и изможденные лица говорили о тяжелых страданиях.

Урок продолжался 20-25 минут. Больше не выдерживали ни учителя, ни ученики. Температура в классах -2, -3 градуса.

 

Из исторической справки.

В школе №232 из 532 человек 70% учащихся окончили школу с золотыми медалями.

В блокадные дни, когда гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины, к обессиленным и истощенным людям обращалась по радио Ольга Бергольц. Писательница вела доверительные беседы ч людьми. От них людям становилось теплее и спокойнее, т.к. они знали, что с ними общается человек, который страдает вместе с ними.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Кронштадский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешенных зверей.

Мы победим, клянусь тебе, Россия.

От имени российских матерей.

 

Духовный и нравственный подвиг

Город выжил благодаря героям невидимого фронта. Они сберегли, сохранили не только город, но и несметные богатства: ценнейшие коллекции, памятники архитектуры, скульптуры, картины.

Почти 900  блокадных дней  вошли в историю как образец духовной, моральной и нравственной стойкости людей, как высочайшее мужество.

 

Ученый Александр Николаевич Промптов кормил большую коллекцию птиц. Менял свой паёк, ценные вещи на корм для птиц. Они с женой сохранили всю коллекцию до конца войны.

 

Коллекция зерновых культур, хранившаяся в институте растениеводства, содержала более тысячи образцов из 180 стран.  В блокадные дни погибло от голода 28 сотрудников. Приходилось сражаться с крысами и мышами, но коллекция была сохранена.

 

Картофель – второй хлеб. В этом же институте коллекция картофеля содержала более тысячи образцов. Весной 1941 года Абрам Яковлевич Камераз посадил новые сорта картофеля. А убирать его пришлось под пулемётным огнем врага. Зимой картофель оберегали от холода и крыс. Сорт «Камераз» стал лучшим после войны.

 

Памятник основателю города Петру 1 «Медный всадник» ленинградцы укрывали от разрушения, соорудив прочный каркас из досок, запав его песком.

 

Бронзовых коней с Аничкова моста были перевезены в сад отдыха и закопаны в землю, после дождя головы коней показались из под земли. Их спрятали под клумбы с цветами.

 

В блокадном Ленинграде  зимой 1941 года прошел симфонический концерт. Известная сегодня на весь мир симфония Шестоковича звучала в голодном городе, как вестник победы.

 

Многие библиотеки города продолжали работать в течение всей блокады. Одетые в пальто и шапки жители города читали книги, журналы, делали выписки. Ленинградцы доказали всему миру, что являются самым читающим народом.

 

Вера в победу, воодушевляла людей. Они знали, что народное достояние буде нужно потомкам.

Духовный и нравственный подвиг защитников Ленинграда вовеки не забудут не только потомки-ленинградцы, жители Санкт-Петербурга, но и жители всей России.

 

Ольге Бергольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках

«Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем. Так их много под охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто.»

 

Чтение текста.

А.Фадеев «В блокадном кольце»

Ленинградцы могут гордиться тем, что они сохранили детей. Здесь я могу сказать, что дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом, ловили шпионов и диверсантов. И они были равными со своими отцами и матерями в том поединке благородства, когда старшие старались, незаметно отдать свою долю пищи младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

 

Работа над техникой чтения. Работа по содержанию.

 

Обращение к школьникам Е.Кошевой.

Мой юный друг!

Береги и люби все, что завоевали для тебя отцы, старшие товарищи в тяжелых боях своей кровью. Люби свою родную землю, место за партой. Береги и дорожи всем великим и малым: советами старшего товарища и усталыми от труда руками твоих матери и отца, каждой морщинкой на их лицах. Люби всех еще больше, чем себя. Учись и трудись, прославляй свою Отчизну.

 

Итог: сколько дней длилась блокада Ленинграда?

Почему фашисты не смогли захватить город?

 

д/з. прочитать текст А.Фадеева «В блокадном кольце».

 

Литература.

Подвиг Ленинграда. -3 т.\Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12т.-под редакцией Свиридова И.В.-М.: Современник.-1987.

Вложения:
Скачать этот файл (Буйгина В.И. - 900 дней блокады Ленинграда.doc)Буйгина В.И. - 900 дней блокады Ленинграда[Скачать с портала]