МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Югова Наталья Ивановна, учитель русского языка и чтения МС(к)ОУ для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г.Перми

 

Конспект урока русского языка для 5 класса СКОУ VIII вида по теме

«Имя существительное»

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

 

 

Цель: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как    части речи.

 

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как части речи.

- Закрепить правила правописания имен существительных ( собственные имена существительные, правописание имен существительных мужского и женского рода

с шипящей на конце, правописание падежных окончаний имен существительных).

- Упражнять в согласовании имен существительных с другими частями речи.

- Обогащать активный и пассивный  словарь учащихся.

2. Коррекционно-развивающие:

- Учить организации связного высказывания.

- Развивать навыки осмысленных, доказательных ответов.

- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую).

- Учить использовать в устной и письменной речи выразительные средства языка.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Формировать интерес, любовь к родному языку, поэтическому слову, русской словесности.

- Формировать навыки учебной деятельности, сотрудничество при решении учебных задач.

 

Оборудование:

- Презентация «Имя существительное /5 класс/.

- Плакат – карта «Город имен существительных».

- Карточки с обозначением рода имен существительных.

 

Языковой материал:

Отрывки из сказок А.С.Пушкина.

 

ХОД  УРОКА.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (Звучит музыка).

- Дети, какое у вас настроение?

А отчего у вас хорошее настроение? ( от музыки, от хорошего друга, от красиво оформленного класса и т.д.).

 

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку. Будьте внимательны и постарайтесь ее отгадать:

(слайд № 4)

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

- Правильно, это имя существительное.

Наше путешествие мы совершим в город Существительных. Встречаясь с именами существительными, мы повторим  все то, что мы узнали о признаках этой части речи.

А языковым материалом урока будут служить тексты из произведений великого русского

поэта А.С.Пушкина. Путеводителем для нас станет карта города Существительных (открывается плакат-карта «Город Существительных) .

Садимся на корабль и плывем к прекрасному городу Существительных (звучит музыка).

- Пока звучит музыка, мы в тетрадях, а сегодня это наши вахтенные журналы, запишем сегодняшнее число ( после записи даты – разбор орфограмм).

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

 

- Мы приплыли к городу Существительных и начинаем наше путешествие с центра горо-

да – кремля.

 

А) Словарная работа.

- Подумайте, что обозначает слово «КРЕМЛЬ» ?

(городская крепость в старинных русских городах).

 

Б)

- На нашей карте кремль символизирует основное значение имени существительного, его смысл.

- Что обозначают имена существительные?

В)

- Послушайте строки из сказки А.С.Пушкина и запишите те имена существительные, которые вам встретятся в этом отрывке (в начальной форме).

 

Выборочный диктант.

Ветер по морю гуляет                            Мимо острова крутого,

И кораблик подгоняет;                           Мимо города большого;

Он бежит себе в волнах                          Пушки с пристани палят,

На поднятых парусах.                            Кораблю пристать велят.

 

 

 

Г)  Задание «Проверь себя».   (слайд № 5).

 

Дети читают существительные с поставленными к ним вопросами:

(что?) ветер, (что?) море и т.д.

Делают вывод: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что?

 

- Чтобы пройти через кремлевские ворота мимо грозной стражи, мы должны доказать, что   умеем  хорошо трудиться.

 

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

 

- Что было задано на дом? (Выписать из сказок А.С.Пушкина строки с устаревшими существительными и определить их значение).

 

а) Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела.

И в светлицу входит царь…    (Светлица –светлая парадная  комната в доме).

(слайд №6).

б) Царь  Салтан сидит…

На престоле и в венце.     (Престол-трон, царское кресло; венец-корона).

(слайд №7).

в) Остров на море лежит

Град на острове стоит…      (Град-город)

(слайд № 8).

г) Царь умолк, ей глядя в очи…(Очи-глаза)

 

- Мы справились с домашним заданием, прошли через кремлевские ворота и видим, что

от кремля отходят группы улиц. Побываем на первых двух улицах, которые называются…

(Собственная и Нарицательная).

- Как вы думаете, почему они так называются?

- Какие имена существительные являются собственными, а какие нарицательными?

- Вспомните сказки  А.С.Пушкина, в названиях которых есть собственные имена существительные. ( «Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», «Сказка о попе и работнике его Балде», поэма «Руслан и Людмила»).

- А сейчас догадайтесь по нарицательным именам существительным и гласным буквам,

какие собственные имена существительные из сказок А.С.Пушкина живут на улице Собственной).

Князь   _ _ и _ о _                                Работник _ а _  _ а

Королевич  Е _ и _ е_                         Дядька  _ е _ _ о _ о _

Царевна  _ е _ е _  _                             Девушка  _ е _ _ а _ _ а

(слайд № 9, 13).

- Какие имена существительные являются собственными, а какие нарицательными?

Как они пишутся? ( запись имен героев сказок А. С. Пушкина в тетрадях).

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.

 

- Обратите внимание на имена героев сказок. Почему автор дал имя девушке Чернавка?

- Работник Балда? (переносное значение).

- Царевна Лебедь?

- Дядька Черномор?

 

– Побываем еще на двух улицах города Существительных, прочитаем их названия.

(Одушевленная и Неодушевленная).

- Какие имена существительные относятся к одушевленным? На какой вопрос они отвечают?

- Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО?

- Вспомните героев сказок А.С.Пушкина, назовите их и поставьте к ним вопросы.

(белка, коршун, старуха, месяц, ветер, звездочет, петушок, заяц, солнце и т.д.)

 

ИГРА «МОЛЧАНКА».

 

- Я называют сказочного героя, а вы поднимаете карточку, которая обозначает род данного имени существительного.

 

ИГРА.

 

- А сейчас мы очутились в парке «Единственного и множественного числа», где мы немного отдохнем и поиграем со сказочными героями.

Задание: играем в группах, для каждой группы дается задание – образовать от имен существительных единственного числа существительные множественного числа.

(задание выполняется командами на доске).

- Мы подошли к высокому терему, в котором живут семеро богатырей. Из какой они сказки А.С.Пушкина?

-Послушайте, как богатырь обратился к царевне:

…Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

- Назовите имена существительные, в которых есть суффиксы, придающие словам уменьшительно-ласкательное значение (братец, старушка, сестрица).

- Запишите эти слова и разберите их по составу (задание выполняется парами на корточках).

(Проверка задания).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

 

Определи род, число, падеж, склонение имен существительных. Вставьте пропущенные

орфограммы, раскройте скобки.

Ст_ричок (к) ст_рухе воротился.

В палатах видит он свою ст_руху,

(За) ст_лом сидит она ц_рицей,

Наливают ей (за)морские вина,

(За)едает она пряником печ_тным.

(слайд № 10, 13).

РАБОТА В ГРУППАХ.

(Правописание Ь в именах существительных после шипящих).

 

-На карточках с отрывками из сказок А.С.Пушкина запишите пропущенные орфограммы и объясните написание слов.

- Из каких сказок эти отрывки?

Родила царица в ноч…

Не то сына, не то доч…

А как реч…-то говорит

Словно реченька журчит.

И наказывает ей

Весть царевну в глуш… лесную.

Петушок мой золотой

Будет верный сторож… твой.

Перед ним его два сына

Меч… вонзили друг во друга.

(слайд № 11, 15).

 

ИТОГ УРОКА.

 

- Наше путешествие подошло к концу.

-Какие задания мы выполняли во время путешествия?

-Какие грамматические категории имен существительных вы знаете?

-Понравилось ли вам наше путешествие? Почему?

 

Выставление оценок, рефлексия.

 

Домашнее задание.

 

(слайд № 12)