МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Софронова Елена Викторовна, учитель начальных классов МС(к)ОУ для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г.Перми

 

Использование некоторых методов и приёмов ИКТ при формировании устойчивого навыка чтения на уроках в С(к)ОУ VIII вида

 

 

Научить детей осмысленно читать – одна из основных задач обучения русскому языку в С(к)ОУ VIII вида. И эта задача чрезвычайно важна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение определяет не только общее развитие человека, но и успешность обучения в школе. Через обучение чтению формируются знания и умения, необходимые для усвоения и других предметов школьной программы. Таким образом, чтение, как вид речевой и умственной деятельности, будет являться и определённым сочетанием умений и навыков, используемых учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Овладение навыком чтения является также обязательным условием успешной социальной адаптации и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.

Всё это говорит об актуальности проблемы формирования навыка чтения у учащихся коррекционной школы, о необходимости систематической, целенаправленной работы над развитием и совершенствованием этого навыка от класса к классу.

«Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации… Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью.» [1]

У учащихся С(к)ОУ VIII вида процесс формирования этих качеств значительно затруднён и растянут во времени. Это проявляется через медленное запоминание букв детьми, смешение сходных по начертанию графем, недостаточно быстрое соотнесение звука с буквой, длительный переход с побуквенного чтения на слоговое, а позже на чтение целыми словами, искажение звукового состава слов, трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком, непонимание обобщённого слогового образа и, как следствие, механическое заучивание каждого слога в отдельности. Следует учесть и то, что контингент класса С(к)ОУ неоднороден, поэтому дети, в процессе обучения чтению, оказываются на разных этапах овладения этим навыком. Часто мы сталкиваемся с проблемами скорости восприятия, узким оперативным полем зрения, затрудненностью понимания текста, недостатками в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля [1]. Это обусловливает повышенное внимание педагога коррекционной школы к выбору методов и приёмов при формировании устойчивого навыка чтения.

 

В дидактике нет единой трактовки определения «метод обучения». Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь» [5]. Понятие «метод» связан с понятием «прием». Отдельные приёмы входят в разные методы. От выбора применяемых методов во многом зависит успех всего образовательного процесса. Выбор метода определяется целями образования, целями конкретного урока, особенностями учебного курса, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.

 

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

Говоря об организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, традиционно выделяют три группы методов обучения:

1) по логике изложения и восприятия учебного материала: индуктивные и дедуктивные.

2) по характеру учебно-познавательной деятельности: обьяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, поисковые, исследовательские и другие.

3) по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические.

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения.

 

Безусловно, важнейшими методами при формировании навыка чтения могут считаться словесные: рассказ, дискуссия, беседа, работа с текстом, разъяснение и другие. В добукварный период, а также на начальных этапах работы по букварю словесные методы часто являются основными. Однако здесь педагогу коррекционной школы нельзя забывать о том, что у «нормального» ребёнка к моменту начала обучения в школе хорошо развит фонематический слух, сформирована устная речь, в период становления которой уже накопился опыт догматических языковых обобщений, что создаёт условия для быстрого освоения необходимыми операциями и действиями, лежащими в основе чтения.

Нарушение же деятельности анализаторов и психических процессов умственно отсталых детей характеризуются такими особенностями, как бедность словаря, несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей, сложность дифференциации акустически сходных фонем на начальном этапе обучения. Всё это затрудняет, а иногда даже делает невозможным понимание детьми речи учителя. Следовательно, словесные методы не могут быть ведущими на первых годах обучения умственно отсталых детей. Это говорит и о нецелесообразности использования только лишь словесных методов на любом из этапов обучения чтению.

Не следует забывать о принципе наглядности обучения, как об одном из основополагающих в коррекционной школе. Применение таких наглядных методов, как наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов играет особую роль при формировании навыка чтения у детей с нарушением интеллекта. Недоразвитость абстрактного мышления умственно отсталого ребенка говорит о необходимости связывать знания, полученные в звуковой форме с представлением о реальной жизни в образной форме. Преобладание наглядно- образного мышления обусловливает преимущественно визуальное восприятие информации. Опора же на ощущения и восприятия, как процессы, формирующие субъективную картину мира,– является одним из главных условий обучения детей – олигофренов. Значение наглядности видно и в том, что она способствует расширению объёма воспринимаемой информации, формированию интереса к занятиям, снижению утомления, развитию творческого воображения.

Тем не менее, применение наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта не может быть панацеей. Слабость, неполноценность, недифференцированность зрительного восприятия, нечёткость, неполнота и искажённость образов предметов, возникших в сознании, отсутствие в речи соответствующих языковых средств, необходимых для верного отражения наблюдаемых объектов, создают ряд трудностей в процессе обучения таких детей. Это заставляет педагогов быть точными и осмотрительными при выборе наглядных средств обучения и свидетельствует о важности использования наглядных методов при формировании навыка чтения на уроках в С(к)ОУ во взаимосвязи со словесными методами.

Применение практических методов на уроке в обучении детей чтению, то есть организация педагогом детской деятельности и опыта будет являться адекватным решением. Устные и письменные упражнения, моделирование, игра, как основной вид деятельности умственно отсталого ребёнка, являются верным способом передачи школьнику общественного опыта. На начальных этапах обучение проходит по принципу подражания. В дальнейшем вводятся различные работы творческого характера. Это могут быть изложения, сочинения, составление предложений и текстов,  конструирование диафильмов, придумывание своего названия рассказу, внесение элемента самостоятельности в рисунок, рисование иллюстраций к текстам.

Но здесь следует помнить, что развитие подражания у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Очень многие дети на первом году обучения не могут действовать не только по образцу, но и по подражанию. Трудность понимания причинно-следственных зависимостей предметов и явлений окружающей действительности детьми - олигофренами ограничивает и затрудняет использование творческих заданий и упражнений при обучении чтению.

Итак, такие особенности детей с нарушением интеллекта, как конкретность и поверхностность мышления,  замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие,  нарушение словесной регуляции поведения, а также своеобразие личностных качеств побуждает нас к использованию целого комплекса дидактических методов. Наглядные, практические и словесные методы обучения должны быть обязательно взаимосвязаны и нацелены на решение одной из образовательных задач.

Кроме того, недоразвитие познавательной и эмоционально- волевой сферы детей - олигофренов, которое проявляется в слабой любознательности, безынициативности, плохой восприимчивости информации, в отсутствие или слабом проявлении интереса к окружающему, в нежелание заниматься интеллектуальными играми и повышенном интересе к подвижным, нецеленаправленным играм, мотивируют педагога к поиску нетрадиционных, новых средств обучения.

 

Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных технологий.

Дети с нарушением интеллекта, как правило, дезадаптированы, неспособны приспособиться к условиям и требованиям социального окружения. А одной из задач коррекционной школы является создание условий для расширения социальных контактов учащихся, обучение вербальному и невербальному общению, развитие коммуникативных способностей детей. С началом популяризации использования информационно компьютерных технологий в жизни, возникла и потребность таких детей «быть, как все». Это послужило дополнительным стимулом, повысило интерес учащегося к «компьютерному» уроку. Безусловно, персональный компьютер не способен «излечить» умственную отсталость. Но доступность ребёнку неведомых ранее знаний, форм общения, умения управлять окружающей его обстановкой создаёт, так называемую, ситуацию успеха, уравновешивает его отношения с социумом  [3]. Ребёнок начинает приобретать более полный жизненный опыт, насыщенный более яркими эмоциями и содержанием.

 

Вышеперечисленные факторы оправдывают применение на уроке средств ИКТ. Таковыми будут являться CD и DVD диски, локальная сеть, Интернет, электронные учебники, обучающие программы, базы данных, любые другие ЦОР и образовательные мультимедиа.

Классификация методов обучения с применением компьютерных технологий не будет значительно отличаться от традиционной. Опираясь на критерий, различающий дидактические методы по источнику изложения учебного материала, так же выделяем три группы:

1)      словесные (например, текст, аудиозаписи);

2)      наглядные (например, кинофильмы, диафильмы, слайды, учебные фильмы);

3)      практические (например, тренинги, проекты).

Не следует забывать о том, что применение этих групп методов на уроке возможно в тесной взаимосвязи друг с другом. Учитывать необходимо и то, что современные средства обучения должны гармонично сочетаться с традиционными с целью комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия и в образовательных целях.

Применение ИКТ на уроке должно быть обусловлено возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся и необходимостью их использования в познавательной деятельности детей. Так же следует учитывать гигиенические требования к использованию технических средств на уроке.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно нормам САНПИНа [2].

 

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках.

Таблица 1.

 

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

10

15

15

15

20

10

3 - 4

15

20

20

15

20

15

5 - 7

20

25

25

20

25

20

8 - 11

25

30

30

25

25

25

 

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

 

Эффективность применения технических средств обучения зависит также от этапа урока - все этапы урока могут быть компьютеризированы полностью или частично.

В таблице предложены некоторые методы и приёмы применения ИКТ на различных этапах урока чтения.

 

Использование некоторых методов и приёмов ИКТ при формировании устойчивого навыка чтения на уроках в С(к)ОУ VIII вида.

Таблица 2

Этап урока

Методы

Приёмы

Цель использования ИКТ

Организация начала урока.

Словесные

  • Прослушивание аудиозаписи, обычно извещавшей детей о начале урока чтения либо сопричастной к теме урока

и др.

  1. Активизировать внимания учащихся;
  2. Создавать у детей психологический настрой;
  3. Сокращать во времени организационный этап.

Проверка домашнего задания.

Наглядные

  • Просмотр через медиапроектор приготовленных детьми дома презентаций, подобранных к изучаемому произведению иллюстраций, снятых видеоклипов и т. п.
  1. Развивать творческое воображение;
  2. Стимулировать интерес к предмету, конкретному литературному произведению;
  3. Проводить пресс- диагностику усвоения и, в зависимости от её результатов, корригировать «пробелы».

Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала. Актуализация знаний и практических и умственных умений.

Практические

  • Обнаружение и выделение в ряде знаков, слов, предложений изучаемых букв, слогов;
  • Подбор к напечатанным текстам подходящих иллюстраций, заголовка;
  • Соотнесение изображений героев произведений с текстами

и т. п.

(упражнения и задания выполняются детьми на ПК индивидуально, по группам или фронтально с использование обучающих программ, презентаций и пр. с выводом результатов работы на компьютер учителя)

  1. Сокращать во времени проверку выполняемых детьми упражнений;
  2. Своевременно предлагать ребёнку дополнительные упражнения или упражнения, наиболее соответствующие его умственным и психическим способностям;
  3. Помогать детям обобщать знания, формулировать выводы, используя выведенные результаты выполненных заданий и упражнений учащимися на экран либо интерактивную доску, с целью объявления темы урока;
  4. Создавать у детей психологический настрой;
  5. Мотивировать школьников к восприятию нового учебного материала;
  6. Создавать ситуацию успеха для учащихся.

 

Постановка цели урока.

Наглядные

  • Вывод темы урока через медиапроектор на экран

и др.

  1. Активизировать внимания учащихся;
  2. Стимулировать интерес, мотивировать к изучению, восприятию нового материала.

Практические

  • Разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов, ответы на которые могут послужить темой урока;
  • Называние и выделение изученных букв  (оставшаяся буква будет предметом изучения на уроке);
  • Собирание пазлов с изображением  героев нового произведения

и т. п.

(упражнения и задания выполняются детьми на ПК индивидуально, по группам или фронтально с использование обучающих программ, презентаций и пр. с выводом результатов работы на компьютер учителя)

Усвоение новых знаний.

Словесные

  • Прослушивание аудиозаписи литературного произведения (либо отрывка) в исполнении профессионального актёра

и др.

  1. Создавать условия для практического усвоения школьниками норм литературного языка.

Наглядные

  • Просмотр презентаций, видеороликов, видеофильмов, учебных фильмов;
  • Чтение и просмотр диафильмов;
  • Чтение словарных статей из электронных учебников и справочников, мультимедийных энциклопедий

и т. п.

  1. Стимулировать интерес детей к предмету, конкретному литературному произведению;
  2. Обеспечивать возможность быстрого поиска нужной статьи (отсутствие необходимости в наличие громоздких томов словарей на весь контингент класса).

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Практические

  • Называние, чтение и выделение вновь изученных букв, слогов, слов из ряда символов, предложений, текста;
  • Подбор синонимов, антонимов, родственных слов к словам, значение которых только что определяли в словаре, энциклопедии или справочнике;
  • Рассматривание иллюстраций и выбор подходящих к изучаемому произведению;
  • Подбор подходящего заглавия для только что прочитанного текста из предложенных;
  • Составление диафильма, презентации к новому произведению;
  • Тестирование

и т. п.

(упражнения и задания выполняются детьми на ПК индивидуально, по группам или фронтально с использование обучающих программ, презентаций и пр. с выводом результатов работы на компьютер учителя)

  1. Своевременно подбирать индивидуальные упражнения в соответствии с интеллектуальными и психофизиологическими особенностями каждого ученика;
  2. Проводить пресс- диагностику усвоения и, в зависимости от её результатов, корригировать «пробелы».

Закрепление новых знаний.

Словесные

  • Повторное прослушивание отрывков произведения (в сочетании с речью учителя)

и др.

  1. Создавать условия для практического усвоения норм литературного языка;
  2. Акцентировать внимание учащихся на важных для изучения данной темы понятиях.

Наглядные

  • Повторный просмотр отрывков презентаций, видеороликов, видеофильмов, учебных фильмов, кадров диафильмов

и др.

  1. Акцентировать внимание учащихся на важных для изучения данной темы понятиях.

Практические

  • Составление плана текста из предложенных пунктов, работа с деформированным планом;
  • Поиск цитат в тексте и запись их к соответствующим, предложенным иллюстрациям;
  • Дидактические компьютерные игры, нацеленные на обучение чтению, увеличение скорости чтения, формирование навыка осознанности чтения

и пр.

  1. Своевременно подбирать индивидуальные упражнения в соответствии с интеллектуальными и психофизиологическими особенностями каждого ученика;
  2. Стимулировать интерес, мотивировать детей к изучению, восприятию нового материала.

Подведение итогов урока.

Наглядные

  • Выведение на экран через медиапроектор темы и целей урока и определение соответствия им прошедшего урока;
  • Выведение результатов выполненных детьми упражнений и заданий, анализ, самоанализ результатов работы детьми;
  • Выведение диаграмм, графиков отражающих статистику результатов урока

и т. п.

  1. Анализировать урок используя отражённые на экране либо интерактивной доске результаты;
  2. Создавать условия для структурирования учащимися полученных знаний на уроке, опираясь на наглядно отражённые на доске итоги урока
  3. Учить детей самоанализу, воспитывать самокритичность.

Практические

  • Выделение в тексте отрывка, отражающего главную идею произведения либо тему урока;
  • Выбор словосочетания, предложения, пословицы из предложенных, отражающих тему урока, либо идею произведения, либо главную мысль

и т п.

(упражнения и задания выполняются детьми на ПК индивидуально, по группам или фронтально с использование обучающих программ, презентаций и пр. с выводом результатов работы на компьютер учителя)

  1. Своевременно подбирать индивидуальные упражнения в соответствии с интеллектуальными и психофизиологическими особенностями каждого ученика;
  2. Проводить пресс- диагностику усвоения и, в зависимости от её результатов, корригировать «пробелы».

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Практические

  • Индивидуальные задания на цифровых носителях;
  • Распечатка упражнений, заданий, выполнение которых затруднило ребёнка на уроке

и т. д.

  1. Своевременно подбирать индивидуальные упражнения в соответствии с интеллектуальными и психофизиологическими особенностями каждого ученика.

 

Применение ИКТ, как одного из видов наглядности, открывает новые пути, неограниченные возможности для коррекционно-развивающей работы, значительно повышает ее эффективность, способствует воспитанию нового мышления, которое должно быть присуще каждому члену информационно-культурного общества. Используя современные компьютерные технологии на уроках чтения в С(к)ОУ VIII вида, мы способны пополнить список дидактических приёмов и, как следствие, сделать процесс обучения более эффективным.

 

Список литературы.

 

1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: Учебник для студентов дефектол. фак. Педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях / http://school30.ivedu.ru/view_post.php?id=158.

3. Проблемы управления информацией в региональной системе образования с использованием ИКТ: сборник материалов региональной научно-практической конференции. 20 мая 2010 года / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2010. – 138 с / http://irost45.ru/

4. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок /  Г. Селевко // Народное образование. – 2006. - № 8. – С. 136 – 140.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki