МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Тулисова Ирина Валерьевна, учитель ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа №7 Красносельского района г.Санкт-Петербург

 

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо»

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

Данная программа будет реализовываться для индивидуального обучения ученика 2 класса 8 вида 2 варианта Киселёва Романа.

Ребёнок на надомном обучении. Диагноз: тяжёлая умственная отсталость, ДЦП и нарушение физического развития. У Романа недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого он испытывает значительные трудности в усвоении учебного материала. Также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках ребёнок быстро устаёт, отличается пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как  самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: может издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки не сформированы.

На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными графомоторными навыками, пространственными представлениями, доступными для их понимания. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы.

В основу предлагаемого обучения предмету «Графика и письмо» положено использование пиктограмм.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.

Задачи программы:

- организация речевой среды;

- пробуждение речевой активности учащихся;

- пробуждение интереса к предметному миру и человеку;

- формирование предметных и предметно-игровых действий;

- развитие коммуникативной функции речи.

Цели программы:

- развивать способность к коллективной деятельности;

-воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;

- расширять круг общения;

- совершенствовать средства общения.

Организационная структура программы:

Программа разработана на ученика 2 класса  Киселёва Романа. Согласно учебному плану школы 1 час в неделю, 9 часов – 1 четверть, 7 часов – вторая четверть, 10 часов – третья четверть и 8 час – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы. На уроках, в процессе работы по данному предмету разработано последовательное использование следующих упражнений:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками;

- упражнения с пиктограммами.

Такая классификация позволяет систематизировать работу в данном направлении.

В процессе обучения на уроках активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания.

Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

…№…

………………Тема……………………….

Кол-во часов

 

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

 

1.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

4

2.

«Рисуночное письмо».

3

3.

Жестовые игры.

2

 

ИТОГО

9 часов

 

2 ЧЕТВЕРТЬ.

 

1.

Жестовые игры.

2

2.

Ритмические упражнения.

5

 

ИТОГО

7 часов

 

3 ЧЕТВЕРТЬ.

 

1.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

3

2.

«Рисуночное письмо».

2

3.

Жестовые игры.

3

4.

Ритмические упражнения.

2

 

ИТОГО

10 часов

 

4 ЧЕТВЕРТЬ.

 

1.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

2

2.

«Рисуночное письмо».

2

3.

Жестовые игры.

2

4.

Ритмические упражнения.

2

 

ИТОГО

8 часов

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

№ п/п

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЕ.

 

1 четверть.

9 ч.

 

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

4

 

 

Подвижные игры на согласование движений с движениями учителя, других учащихся.

1

 

 

Игры на развитие праксиса позы

1

 

 

Упражнения на развитие движений кистей рук в специальных упражнениях.

1

 

 

Упражнений для кистей рук (сжимание, разжимание по образцу, демонстрируемому учителем)

1

 

2.

«Рисуночное письмо».

3

 

 

Рисование учителем для учащихся на доске.

Дорисовывание учащимися деталей по указательному жесту и словесному пояснению учителя.

1

 

 

Рисование совместно с учащимися красками (на большом ли­сте бумаги большой и маленькой кистями)

1

 

 

По внутренним трафаретам рисование фломастерами, каран­дашами на альбомных листах бумаги округлых предметов.

1

 

3.

Жестовые игры.

2

 

 

Игры, включающие противопо­ложные действия, крупные и мелкие движения

2

 

 

2 четверть.

7 ч.

 

1.

Жестовые игры.

 

 

 

Игры, включающие противопо­ложные действия, крупные и мелкие движения

2

 

2.

Ритмические упражнения.

 

 

 

Упражнения на создание ритми­ческого рисунка с помощью «звучащих жестов»

2

 

 

Ходьба в заданном направлении с утяжелителем в руках, на голове

1

 

 

Прыжки на мячах-хопах (фитбол)

1

 

 

Ритмичное рисование мокрым пальцем на цветной бумаге

1

 

 

3 четверть.

10 ч.

 

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

2

 

 

Упраж­нения на развитие произвольных движений рук, ног, головы.

1

 

 

Игровые упражнения на совершенствование навыка манипу­лирования предметами, игрушками.

1

 

2.

«Рисуночное письмо».

2

 

 

Рисование по внутренним трафаре­там, обводка и штриховка простыми и цветными карандашами

1

 

 

Упражнения на соотнесение величины кусков пластилина.

1

 

3.

Жестовые игры.

2

 

 

Игры с музыкальным сопровож­дением и без него на сохранение равновесия

1

 

 

Подвижные игры-импровизации

1

 

4.

Ритмические упражнения.

2

 

 

Упражнения на общую моторику.

1

 

 

Игровые упражнения с мячом

1

 

5.

«Письменные упражнения».

2

 

 

Знакомство с точкой. «Пись­мо» точек: пальцем на манке (песке),

2

 

 

4 четверть.

8 ч.

 

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

2

 

 

Статические и динамические упражнения по подражанию учителю на развитие артикуляционной моторики и мимических движений учащихся

1

 

 

Совместные с учителем и по подражанию ему упражнения для кистей рук

1

 

2.

«Рисуночное письмо».

2

 

 

Составление узора в полоске без наклеивания

1

 

 

Совместное с учеником рисование предметов округлой формы

1

 

3.

Жестовые игры.

2

 

 

Игры с музыкальным сопровож­дением и без него на сохранение равновесия

2

 

4.

Ритмические упражнения.

1

 

 

Игровые упражнения, сопровождающиеся ритмичными хлопками, ударами

1

 

 

«Письменные упражнения».

1

 

 

Знакомство с линией — «дорожка».

1

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ.

  • Самостоятельно или при помощи педагога собирать и разбирать сборно-разборные игрушки.
  • Согласовывать движения с движениями учителя.
  • Самостоятельно держать карандаш, кисточку, фломастер; рисовать ими без задания самостоятельно.
  • Дорисовывать детали по указательному жесту и словесному пояснению учителя.
  • Ходить в различных направлениях по словесной инструкции учителя.
  • Составлять узор в полоске без наклеивания
  • Узнавать и при возможности называть показанные учителем предметы.
  • Прокатывать мяч друг другу.
  • Совместное с учителем рисование предметов округлой формы

 

Перечень учебно-методического оборудования

1. Альбомы для рисования.

2. Бумага большого формата.

3. Детская посудка: чашки, блюдца, чайник.

4. Ёмкости для насыпания плодов.

5. Зонтики детские.

6. Игрушки: куклы разного размера, коляска, фонарик,

7. Игрушки сборно-разборные: матрёшки (трёх-четырёх составные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами.

8. Индивидуальные доски для рисования мелом.

9. Карточки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в свих играх-занятиях.

10.  Карандашницы.

11.  Кисти для рисования.

12.  Корзина; детский фонарик.

13.  Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами.

14.  Магнитофон, аудиокассеты с записями различных мелодий и детских песен.

15.  Массажные кольца.

16.  Музыкальные инструменты: барабан, бубен, ксилофон.

17.  Мячи.

18.  Наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, фломастеров, маркеров, цветных красок.

19.  Настенная доска для рисования мелом.

20.  Полифункциональное игровое оборудование: игровая дорожка, ребристая доска, сенсорная тропа.

21.  Природный материал: жёлуди, крупа, фасоль, шишки.

22.  Прищепки.

23.  Ручки шариковые синего цвета.

24.  Совочки детские.

25.  Стаканчики пластмассовые разной величины.

26.  Тетради в большую клетку.

27.  Фитболы разных размеров.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е.А. Екжанова. – Спб, 2002.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.

4. Прекрасное – своими руками / сост. С. Газарян. – М., 1986г.

5. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М, 2008.

6. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.