МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Семёнова Татьяна Александровна, учитель математики Краевого государственного казенного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения «Находкинская КШ» (VIII вида) г.Находка Приморского края

 

Методические рекомендации по курсу «Элементы физики в быту и на производстве» в 10-11 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вид)

 

 

От автора.

С учетом запросов населения, международной конвенции о правах детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, российских национальных программ в сфере образования, а также международной практики организации обучения данной категории детей в последнее время стало возможным продлить сроки пребывания их в образовательном учреждении.

Педагогические  наблюдения коллектива учителей КГКСКОУ «Находкинская КШ»  показывают – чем дольше ребенок с нарушением интеллекта находиться в специальной коррекционной образовательной среде, тем больше можно сделать для его развития как личности и повышения его социальной компетентности.

В подростковом возрасте особенно важно сформировать способность применять учебные навыки в повседневной жизни, умение рассуждать и делать умозаключения при познании окружающей действительности, устанавливать межличностные отношения. Период развития детей с ограниченными возможностями здоровья более долгий, чем у нормально развивающихся сверстников. Вышеперечисленные социальные навыки развиваются у них успешно  от 14 до19 лет, но именно в это время они должны покидать школу.

Физический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности и более глубокой социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями в современном социуме. Обучение данному курсу необходимо проводить с учетом психологических особенностей данной группы детей, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить также из того, что воспитанники коррекционных образовательных учреждений наряду с присущим им наглядно-действенным мышлением способны усвоить относительно сложные понятия.

С 2000г. с учетом имеющихся учебных планов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений инициативной группой учреждения были разработаны адаптированные программы для 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой. Вариативная часть представлена школьным компонентом (экономический практикум) и факультативными курсами «Элементы физики в быту и на производстве», «Элементы химии в быту и на производстве».

 

Необходимо было разработать факультативный курс, так как методическое сопровождение отсутствовало. Цели и задачи стояли следующие:

  • Знакомство учащихся с физическими явлениями в доступной форме.
  • Практиконаправленное изучение  физических явлений.
  • Проведение практических занятий  на производстве во время прохождения производственной практики.
  • Социальная адаптация учащихся, помощь  выпускникам с ограниченными возможностями здоровья в выборе будущей профессии.

 

Результатом этого является настоящая работа, которая  представляет собой адаптированную  программу, календарно-тематическое планирование и примеры занятий по курсу  «Элементы физики в быту и на производстве».

 


Пояснительная записка

Изучение курса «Элементы физики в быту» в специальной (коррекционной) школе имеет большое коррекционное значение. Физический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности умственно отсталых детей: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, применять их в практической деятельности.

 

Основными задачами данного курса являются:

  • Познакомить учащихся с физическими телами и явлениями, методами их изучения.
  • Обобщить знания об инструментах, простейших механизмах, бытовых приборах, применяемых в практике, технике безопасности.
  • Показать роль и место человека в природе, возможность использования знаний о физических процессах и явлениях в практической деятельности.
  • Познакомить учащихся с современными достижениями науки и техники и применением их в быту.
  • Воспитание бережного отношения к природе, ознакомление с проблемами экологии.

 

Обучение данному курсу необходимо проводить с учётом психологических особенностей умственно отсталых детей, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного контингента наряду с присущим им предметно-действенным мышлением при изучении некоторых тем способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.

 

Апробированная программа состоит из следующих разделов:

  • Первоначальные сведения о строении вещества.
  • Взаимодействие тел.
  • Давление.
  • Архимедова сила.
  • Работа. Энергия.
  • Электрический ток.
  • Звуковые явления.
  • Световые явления.
  • Космос. Достижение современной космонавтики и их применение.
  • Современные услуги связи. Сотовая связь. Интернет.

 

Причём первые четыре раздела изучаются в 10 классе, а остальные в 11 классе.

При проведении занятий необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия, проводить опыты, демонстрации, наблюдения. Курс предусматривает проведение лабораторных и практических работ.

На изучение курса отводиться 34 часа (1 ч в неделю). Учитель может распределять изучаемый материал в той последовательности, которая является наиболее типичной для данной школы, ввести новые практические работы, наблюдения, опыты.

 

Программа

10 КЛАСС

(1 час в неделю)

 

Введение. (1ч)

Первоначальные сведения о строении вещества. (9 ч)

Что изучает физика. Методы физического исследования: наблюдения, опыт. Первоначальные сведения о строении вещества. Представление о размере и массе молекул. Атом. Движение молекул. Явление диффузии. Взаимодействие молекул и атомов. Объяснение основных свойств твёрдых тел, жидкостей и газов на основе взаимодействия атомов и молекул.

Взаимодействие тел (18 ч)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Время. Путь. Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Плотность. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

Давление (8 ч)

Давление. Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды. Водопровод. Насос. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.

 

Основные требования к знаниям, умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

-название основных физических явлений;

-строение и некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел, на основе молекулярного строения вещества;

-основные виды механического движения и параметры, характеризующие его;

-различные виды сил и использование их свойств на практике;

-свойства давления и использование их в быту.

Примечание.

Для учащихся III группы достаточно иметь представление о вышеперечисленных физических явлениях и их применениях в быту и на производстве.

 

Программа

11 КЛАСС

(1 час в неделю)

 

Повторение (6 ч)

Работа. Энергия. (8 ч)

Механическая работа. Простые механизмы. Рычаг. Рычаги в быту, технике, природе. Энергия. Различные виды энергии. Тепловая энергия. Теплопроводность. Термос. Источники энергии на Земле. Экологические проблемы, связанные с использованием источников энергии.

Электрический ток. (10 ч)

Понятие об электрическом токе. Электроны. Источники электрического тока. Виды электростанций. Экологические проблемы, связанные с их использованием. Электрический ток в металлах. Проводники и непроводники. Электрические приборы в быту.

Звуковые явления (2 ч)

Звук. Звуковые волны. Практическое применение свойств звуковых волн.

Световые явления (2ч )

Свет. Источники света. Солнечный спектр. Практическое применение.

Космос. Достижение современной космонавтики и их применение. (3ч)

История отечественной и зарубежной космонавтики. Основные  открытия и их практическое значение для человека. Спутниковая связь и телевидение. Перспективы изучения и использования космоса.

Современные услуги связи. Сотовая связь. Интернет. (3ч)

Современная связь. Крупнейшие операторы сотовой связи в России. Интернет – «Всемирная паутина». Возможности сотовой связи и интернета.

 

Основные требования к знаниям учащихся.

Учащиеся должны знать:

-простейшие механизмы и их применение в быту;

-теплопроводность твердых, жидких и газообразных тел, приемы сохранения тепла в быту;

-свойства электрического тока, использование электроприборов в быту, техника безопасности при использовании электроприборов;

-звуковые явления и использование свойств звуковых волн в быту;

-световые явления и использование световых волн в быту.

-основные исторические события отечественной и зарубежной космонавтики;

-применение космических открытий в быту и технике;

-возможность современной сотовой связи и интернета.

Примечание.

Для учащихся III группы достаточно иметь представление о вышеперечисленных физических явлениях и их применениях в быту и на производстве.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

дата

 

10 класс

 

 

 

1 четверть

 

 

 

Введение. Первоначальные сведения о строении вещества.

 

 

1

Что изучат физика.

1

 

2

Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

1

 

3

Физика. Техника. Природа.

1

 

4,5

Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы и атомы.

2

 

6

Диффузия в газах, жидкостях.

1

 

7

Три состояния вещества.

1

 

8

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

 

9

Итоговый урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

 

 

2 четверть

 

 

 

Взаимодействие тел.

 

 

1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

1

 

2,3

Скорость тел. Время. Расстояние.

2

 

4,5

Решение задач на движение.

2

 

6

Практическая работа по нахождению параметров движения.

1

 

7

Итоговый урок по теме «Движение тел».

1

 

 

3 четверть

 

 

 

Взаимодействие тел.

 

 

1

Масса тела. Единицы массы тела.

1

 

2

Измерение массы тела на весах. Различные весовые приборы.

1

 

3

Практическая работа по измерению массы различных тел.

1

 

4

Плотность вещества. Сравнение плотности различных веществ с плотностью воды.

1

 

5

Использование плотности различных тел в быту и на производстве.

1

 

6

Расчет массы тела по плотности и объему.

1

 

7

Сила. Многообразие сил в природе.

1

 

8

Сила трения. Трение покоя.

1

 

9

Трение в природе и технике.

1

 

10

Итоговый урок по теме «Многообразие сил в природе».

1

 

 

4 четверть

 

 

 

Давление. Архимедова сила.

 

 

1

Понятие о давлении. Давление в жидкостях и газах.

1

 

2

Сообщающиеся сосуды.

1

 

3,4

Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов.

2

 

5

Подводная лодка.

1

 

6

Воздухоплавание.

1

 

7

Итоговый урок по теме «Давление. Архимедова сила».

1

 

8,9

Повторение изученного за год.

2

 

 

 

 

 

 

11 класс

 

 

 

1 четверть

 

 

1,2

Повторение.

2

 

 

Работа энергия.

 

 

3

Механическая работа.

1

 

4

Рычаг. Рычаг в технике, природе и быту.

1

 

5

Блок. Другие простые механизмы.

1

 

 

Тема занятия

Кол-во часов

дата

6,7

Энергия. Различные виды энергии.

2

 

8

Физика и научные открытия наших дней.

1

 

9

Итоговый урок по теме «Работа. Энергия».

1

 

 

2 четверть

 

 

 

Тепловая энергия.

 

 

1

Тепловая энергия. Теплопроводность.

1

 

2

Бытовой термос. Практическая работа по изготовлению бытового термоса.

1

 

 

Электрический ток.

 

 

3

Понятие об электрическом токе.

1

 

4

«Положительные» и «отрицательные» заряды. Электроны.

1

 

5

Источники электрического тока. Батареи и аккумуляторы.

1

 

6

Виды электростанций. Охрана окружающей среды.

1

 

7

Проводники и непроводники.

1

 

 

3 четверть

 

 

1,2

Электрические приборы в быту. Техника безопасности при использовании электроприборов.

2

 

3

Магнитное поле в природе.

1

 

4

Компас. Использование магнитов в быту и на производстве.

1

 

5

Итоговый урок по теме «Электромагнитные явления»

1

 

 

Звуковые и световые явления.

 

 

6

Звук. Звуковые волны.

1

 

7

Практическое применение звуковых волн.

1

 

8

Свет. Источник света. Скорость света.

1

 

9

Практическое применение световых волн.

1

 

10

Физика и охрана окружающей среды в Приморском крае.

1

 

 

4 четверть

 

 

 

Изучение космоса и его практическое применение

 

 

1

История космических открытий в России и за рубежом.

1

 

2

Изучение космоса.

1

 

3

Практическое применение открытий, сделанных в космосе.

1

 

 

Современные услуги связи.

 

 

4

Современная сотовая связь.

1

 

5

Интернет-«всемирная паутина».

1

 

6

Возможности современного телевидения.

1

 

7

Обобщающий урок по теме «Что изучает физика».

1

 

8

Обобщающий урок по теме «Передовые технологии в современном мире».

1

 

 

Примерные конспекты занятий.

 

Занятие №1.

Тема. Электрические лампы накаливания. Использование ламп в быту и на производстве.

Цели.

Дидактическая цель. Знакомство учащихся со строением электрической лампы накаливания и ее видами.

Коррекционная цель. Коррекция и развитие мышление.

Воспитательная цель. Воспитание бережного отношения к потребляемой электроэнергии. Охрана зрения.

 

Ход занятия.

 

1. Оргмомент.

 

2. Проверка домашнего задания.

Учитель. В природе электрического тока самого по себе не существует, его производят на электростанциях. Какие электростанции вы знаете?

Ученики называют виды электростанций, и учитель одновременно помещает на экран слайды с названием электростанций.

Учитель. Назовите положительные и отрицательные стороны применения данных электростанций.

Ученики дают ответы по каждому виду.

 

3. Объяснение нового материала.

Учитель. Электрический ток произведен и поступил к потребителю. Самым распространенным электрическим прибором является электрическая лампа. Точное название этого прибора – электрическая лампа накаливания.

Запись темы на доске и в тетради. Словарная работа.

Учитель. Основная часть современной лампы накаливания – спираль из тонкой вольфрамовой проволоки. В лампе накаливания она нагревается до 3000С, при такой температуре она достигает белого каления и светится ярким светом. Спираль помещается в стеклянную колбу, из которой выкачивают воздух, чтобы она не перегорела. Но в вакууме спираль быстро испаряется и тоже перегорает. Поэтому современные лампы наполняют азотом.

Объяснение ведется на основе схемы лампы накаливания. Учащиеся выполняют ее в тетради.

Выдающимся изобретателем лампы накаливания был русский инженер Александр Николаевич Ладыгин (показать портрет), а лампу удобную для промышленного производства, создал американский изобретатель Томас Эдисон.

Чтение текста из учебника А.В.Перышкин «Физика 8 класс», стр. 125-126.

Учитель. Как вы считаете, все ли лампы дают одинаковое освещение?

Ученики обосновывают свои ответы.

Учитель. Промышленность выпускает лампы различной мощности. Мощность на них указана при помощи знаков: ВТ или W.

В быту используются лампы 25ВТ 40ВТ 60ВТ 75ВТ 90ВТ 150ВТ 200ВТ. На производстве применяют лампы более сильной мощности 250ВТ 400ВТ 600ВТ.

Но наука не стоит на месте. Что вы знаете об энергосберегающих лампах.

Ученики дают ответы.

Учитель. Энергосберегающая лампа — электрическая лампа, обладающая существенно большей светоотдачей (соотношением между световым потоком и потребляемой мощностью), например в сравнении с наиболее распространёнными сейчас в обиходе лампами накаливания. Благодаря этому применение энергосберегающих ламп способствует экономии электроэнергии.

Чтобы сохранить зрение, ваша квартира должна быть правильно освещена. Врачи рекомендуют (таблица на слайде)

Комната

Мощность лампы

Зал

150-200ВТ

Детская

100ВТ и настольная лампа

Кухня

100ВТ

Коридор

40-75ВТ

Вывод из объяснения нового материала делают учащиеся.

 

4. Закрепление нового материала.

I. Разрешить житейскую ситуацию.

1). У вас перегорела лампа. Ваши действия.

А. Заменю лампу на новую.

Б. Отключу свет и заменю лампу на новую.

2). При включении лампа вспыхнула и ее стеклянный корпус раскололся на мелкие кусочки. Ваши действия.

А. Отключу свет, возьму инструменты и уберу ими остатки лампы из патрона.

Б. Отключу свет и попрошу помощи у взрослого человека, разбирающегося в электричестве или вызовы электрика из домоуправления.

II. Как правильно купить лампу? Учащимся предлагается самим ответить на этот вопрос, а затем учитель демонстрирует прибор, при помощи которого продавец должен проверить лампу при покупке.

Учащиеся сами проверяют лампы (лампы рабочие и нерабочие).

III. На рынке цена лампы ниже, чем в магазине. Где выгоднее ее купить? Свой ответ обоснуйте.

 

5. Решение задачи.

Задача 1. У вас в зале 5-рожковая люстра. Лампы какой мощности вы купите, если освещенность составляет 180ВТ.

Демонстрация 5-рожковой люстры, полный анализ задачи, ее решение на доске учащимся I группы.

 

6. Самостоятельное решение задачи.

Задача 2. У вас в квартире 3-рожковая люстра. Лампы какой мощности вы купите, если освещенность составляет 180ВТ.

Проверка решения задачи на слайде.

 

7.Вывод по итогам урока делают учащиеся.

 

8.Оценки за урок.

 

9.Домашнее задание. Чтение учебника стр.125-126 1 абзац. Практическое задание. В хозяйственном магазине, который расположен рядом с вашим домом, узнать цену обычной и энергосберегающей лампы.

 

Занятие №2.

 

Тема. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Цели.

Дидактическая цель. Ввести понятие «диффузия». Познакомить учащихся с ее значением в жизни человека.

Коррекционная цель. Коррекция логического мышления.

Воспитательная цель. Воспитание осторожности при работе с токсичными веществами. Охрана здоровья.

 

Ход занятия.

 

1.Оргмомент.

 

2.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Учитель. Назовите мельчайшую частицу вещества.

Ученик. Мельчайшая частица вещества - молекула.

Учитель. Из чего состоит молекула?

Ученик. Молекула состоит из атомов.

Учитель. В каком состоянии находятся молекулы?

Ученик. Молекулы постоянно и беспорядочно двигаются.

Учитель. В каких трех состояниях могут находиться вещества?

Ученик. Вещество может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии.

Учитель. Что вы знаете о молекулярном строении газов? Жидкостей? Твердых тел?

Учащиеся дают ответы.

Учитель. Продолжите предложение (предложения проецируются на экран).

В газах расстояния между молекулами __________________________________.

Жидкость сохраняет __________ и принимает форму _____________________ .

Расстояние между молекулами в твердом теле ______________________________ .

Затем полные предложения еще раз проецируются на экран, и учащиеся прочитывают их.

 

3.Объяснение нового материала.

Учитель пропитывает платочек парфюмерной водой  и проносит перед учениками. Что вы почувствовали? Попробуйте объяснить это явление.

Учитель подводит учащихся к ответу, что частицы одного вещества проникли в другое вещество.

Учитель. Самопроизвольное перемешивание веществ называется диффузией.

Запись темы на доске и в тетради, словарная работа, перевод термина с латинского языка. Чтение текста учебника (С.В.Громов «Физика 7класс»), работа над определением, далее разбор схемы (рис.73 в учебнике).

Учитель. Диффузия в газах объясняется так. Вследствие своего движения отдельные частицы парфюмерной воды и газов, входящих в состав воздуха, которые находятся возле границы, обмениваются местами. Проникнув внутрь «чужого» газа, частицы начинают обмениваться местами с более глубокими слоями. Это происходит до тех пор, пока два газа не перемешаются полностью.

Учащиеся делают вывод самостоятельно, на доске и в тетради  запаси:

Происходит:

а) в газах;

Учитель. Рассмотрим диффузию в жидкостях. В стеклянный сосуд наливаем  раствор медного купороса. Этот раствор имеет ярко-голубой цвет и применяется для опрыскивания растений от вредителей. В сосуд очень осторожно добавляют воду, чтобы жидкости не смешались. Медный купорос тяжелее воды, поэтому он остается внизу.

В начале опыта между жидкостями видна четкая граница. Оставим сосуд в покое. Через несколько дней можно будет заметить, что граница между жидкостями расплывается. А через две недели она вообще исчезнет, и в сосуде будет находиться светло-голубая жидкость.

Учитель демонстрирует этот опыт, учащиеся делают вывод самостоятельно и продолжают записи на доске и в тетради.

Происходит:

а) в газах;

б) в жидкостях;

Учитель. Как вы считаете, происходит ли диффузия в твердых телах? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр.70.

Учащиеся делают вывод самостоятельно и продолжают записи на доске и в тетради.

Происходит:

а) в газах;

б) в жидкостях;

в) в твердых телах.

 

4.Закрепление нового материала.

1) Подберите к схеме №1. соответствующие выражения:

Полностью перемешались; начали перемешиваться; частично перемешались.

2) Консервирование и засолка – это диффузия. Объясните, как это происходит с точки зрения молекулярного строения.

 

5. Просмотр фрагментов учебного фильма.

Перед просмотром фильма учащиеся получают задание самостоятельно заполнить таблицу, указав, где еще применяется диффузия.

Применяется:

консервирование;

парфюмерия;

борьба с насекомыми и вредителями;

сварка;

окрашивание тканей.

 

6. Доклады учащихся.

Учащимся заранее были даны задания, рассказать о животных, которые защищают свою жизнь, используя диффузию (осьминог выпускает чернильное пятно, лесной клоп испускает неприятный запах).

 

7.Вывод по итогам урока делают учащиеся.

 

8.Оценки за урок.

 

9.Домашнее задание. Чтение учебника стр.69-70.

 

 

Литература.

  • Громова С.В., Родина Н.А. Физика. Учебник для 7класса образовательных учреждений. М. Просвещение 2001г.
  • Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М. Педагдгика-Пресс 1994г.
  • Лазарева М.В. «Организация классов с углубленной трудовой подготовкой в условиях школы VIII вида», ж-л «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №4, 2010г.
  • Леонович А.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Физика. М. ТКО «АСТ» 1994г.
  • Перышкин А.В., Родина Н.А. Учебник для 8 класса образовательных учреждений. М. Просвещение 1998г.
  • Программы для общеобразовательных учреждений: Физика, астрономия 7-11кл. (составители Дик Ю.И., Коровин А.А.) М. Дрофа 2000г.
  • Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Природа и человек. Введение в науки. Учебник для 5класса образовательных учреждений. М. Просвещение 1997г.
  • Чуянов В.А. Энциклопедический словарь юного физика. М. Педагогика 1984г.
  • Энциклопедия для детей. Физика. Том 16. М. «Аванта +» 2000г.