МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Мищенко Татьяна Анатольевна, учитель-логопед МБОУ НОШ № 6 п.Черёмухово Свердловской области

 

Обеспечение условий доступности качественного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в инклюзивной образовательной среде МБОУ НОШ № 6

 

 

«… Если мы не можем покончить с

нашими отличиями, мы, по крайней

мере, в состоянии  сделать мир местом,

безопасным для многообразия»

Джон Фицджеральд Кеннеди

 

Введение

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию  образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

В нашей школе с 1986 года организованы классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), и до сегодняшнего дня они функционируют. Образовательное учреждение имеет лицензию, дающую право преподавания по образовательной программе для детей с задержкой психического развития. С 2009 года  в параллели первых классов  дети с задержкой психического развития начали обучаться в обычных классах, так как не было необходимого количества детей для открытия класса КРО.  Появилась потребность в создании условий для образования  и для данной категории детей. С 2009 года образовательное учреждение являлось базовой площадкой института развития образования Свердловской области.  В 2009-2010 учебном году мы принимали участие в реализации проекта «Инклюзивное образование как условие социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», тема базовой площадки «Мониторинг успешности младших  школьников с ОВЗ». За этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ, организовано интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах обучения детей с ОВЗ, создан дайджест по инкюзивному образованию, проведена психолого-педагогическая диагностика обучающихся, начата работа по ревизированию имеющегося  диагностического инструментария и созданию банка данных педагогических диагностик.

В 2010-2011 году мы продолжили работу в проекте «Обеспечение условий доступности образования для детей с ОВЗ в интегрированной образовательной среде в общеобразовательной школе»  по теме     «Организационно-содержательные условия обеспечения доступного образования учащимся с ОВЗ на ступени начального общего образования». На этом этапе работы были разработаны листы достижений для детей с задержкой психического развития, усовершенствованы индивидуальные образовательные маршруты, сформированы карты развития для детей с ЗПР, педагоги повышали теоретический уровень по вопросам инклюзивного обучения через самообразование  и образовательные семинары, проводимые специалистами ИРО  « Организация и содержание деятельности методических объединений учителей физкультуры специальных (коррекционных) школ», «Использование артпедагогики и кинезиотерапевтических методов в образовании детей с ОВЗ».

В 2011 году в рамках работы базовой площадки проходил эксперимент по интеграции детей с ОВЗ  из 4 класса для детей с задержкой психического развития в 4 обычные классы во втором полугодии, так как количество детей  в классе КРО сократилось до 5 человек. Назрела  необходимость в короткие сроки создавать условия для интеграции этих детей через собеседования с учащимися с ЗПР  по  выбору класса, собрания и консультации для родителей, организацию работы педагогов обычных классов и классного руководителя коррекционного класса. Учителя изучили содержание образовательной программы для детей с ЗПР, внесли дополнения в календарно-тематические планы (изменили количество часов на прохождение тем и объём изучаемого материала для детей с  ЗПР).  Были составлены индивидуальные образовательные маршруты с учётом проблем каждого интегрированного ребёнка. Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР учителя  на уроках оказывали индивидуальную помощь, использовали дополнительные упражнения, наглядные пособия, индивидуальные карточки, вводили как словесные, так и наглядные планы – алгоритмы, схемы, создавали ситуации успеха  на уроках, учитывали индивидуальный темп выполнения задания ребёнком  с ЗПР, дозировали объём домашних заданий. В роли тьютора  находился освобождённый классный руководитель  коррекционного  класса, который сопровождал детей на тех уроках, на которых они испытывали трудности, и оказывал различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, а где и обучающую. Также был разработан режим проведения коррекционно-развивающих занятий, которые были вынесены за пределы максимальной нагрузки. Эти часы проводил классный - руководитель - тьютор,    которому были известны проблемы каждого ребёнка. Все дети с ЗПР посещали логопедические занятия по преодолению нарушений письменной речи. Учителя повышали свой профессиональный уровень  по инклюзивному обучению      детей с ЗПР через самообразование.

 

В ходе эксперимента на конец года были получены следующие результаты   интегрированных детей с ОВЗ:

1. Качественный показатель по русскому языку (выполнение  грамматических заданий) - 60%; по математике – 80 %, по окружающему миру – 60 %, техника чтения- 60 %, понимание прочитанного-100%. На конец учебного года все обучающие с ОВЗ овладели программой   начального образования и переведены в пятый класс.

2. Результаты диагностики изучения школьной мотивации (методика Т.А.Артемьевой, Г.А.Карповой) показали, что позиция школьника сформирована у 2 человек, (40%), в стадии формирования у 2 человек,(40%), не сформирована у 1 ребёнка, (20%) обучающихся; отношение к учению сформировано у 1 ребёнка (20%), не сформировано у 4 человек (80%); познавательный интерес сформирован у 2 человек, (40%), в стадии формирования у 2 человек, (40 %), не сформирован у 1 ребёнка,(20 %). 3.Социометрический статус детей с ОВЗ: 3 человека, (60%) имеют статус «принятых», 2 человека, (40%) - изолированы в новых коллективах.

4. По наблюдениям педагогов своё поведение дети с ЗПР соотносят с мнением окружающих детей и взрослых, проявляют активность при выстраивании коммуникаций,  охотно общаются с другими детьми, но при условии, если  эти отношения  они определяют как доброжелательные, наблюдаются  проявления желания  участвовать во внеурочной  деятельности, понимают, что необходимо помогать людям, проявляют действия  оказания посильной помощи, но при мотивации со стороны взрослого.

5.По результатам областной ПМПК одному ребёнку рекомендовано обучение по общеобразовательной программе.

 

Вся проведённая работа была проанализирована, отмечены как положительные  моменты, так и отрицательные опыта.

+

Ребенок:

развивается в среде сверстников – новый социальный опыт и более быстрая социальная адаптация после выхода из ОУ;

- запускаются скрытые компенсаторные механизмы, которые способствуют более эффективному обучению;

- социальная отверженность от коллектива детей;

-  неуспешность в новых условиях;

- переживания родителей по поводу неуспешности;

Родители:

- социальная адаптация ребенка и готовность к самостоятельной независимой жизни в обществе;

 

- ухудшение здоровья ребенка;

- снижение результативности в обучении и воспитании;

Учитель:

- новый уровень профессиональной компетентности в соответствии с современными требованиями;

- повышение статуса и роли учителя в коллективе и среди родителей;

- не созданы в полном объеме специальные условия для обучения ребенка с проблемами в развитии;

- повышение ответственности  и объема работы;

- снижение общей успеваемости в классе;

- эмоциональное выгорание и ощущение неуспешности как педагога;

 

Этот опыт был нам необходим для выстраивания дальнейшей работы с детьми с ЗПР, обучаемых в интегрированных классах,  прогнозирования и создания условий для более эффективного образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Педагоги школы принимали участие  в  кустовых педагогических чтениях

« Специальное образование: проблемы, поиски, находки»  в г. Серов 26 марта 2011 года по проблеме интегрированного обучения, их работа вошла в сборник педчтений, участвовали в выставке «Инновации в образовании» с темой «Модель коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы» и стали победителями муниципального и окружного этапов,  4 педагогов представляли свои рабочие программы на выставке Окружного методического объединения коррекционных школ в г. Ивдель, программы педагогов отмечены благодарственными письмами, учителя принимали активное участие в семинаре Окружного методического объединения коррекционных школ Северного округа «Воспитание толерантности: теория и практика», в выставках  дидактического материала по обучению детей с ЗПР.

В 2011-2012 учебном году всё наше внимание было уделено совершенствованию, как формы, так и содержания индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ  в интегрированных классах. В этом году обучалось интегрировано 12 человек (в 1-х классах - 4 человека, во 2-х классах -3 ребёнка, в 3 -х – 5 человек).  В 1 классах началась реализация нового ФГОС, который именно и несёт идею инклюзивного образования. Работа классных руководителей началась с диагностики  «Школьный старт», результаты которой позволили определить  проблемное поле каждого ребёнка с ОВЗ, также в этом году наши социальные партнёры – психологи Центра психолого-педагогической помощи г. Североуральска провели дополнительное диагностирование обучающихся 1-х классов на предмет готовности к школьному обучению. Проанализировав результаты диагностик, увидели, что проблемы детей  с ОВЗ  по результатам психологической и педагогической диагностик совпали. Это было отражено в правильности выбранных направлений работы с каждым конкретным ребёнком и в содержании самого маршрута. С каждым родителем ребёнка с ОВЗ. была проведена консультация по выявленным проблемам и способам их устранения. В дополнении были проведены углублённые изучения детей с ОВЗ школьными педагогом - психологом и учителем - логопедом. Процесс разработки, корректировки анализа реализации индивидуальных образовательных маршрутов находится под контролем школьного психолого - медико - педагогического консилиума, осуществляющего координацию деятельности педагогов и специалистов.  В рамках реализации модели внеурочной деятельности классные руководители интегрированных классов  осуществляли коррекционную программу У. Князевой « Я учусь учиться», представляющей собой специальный психологический курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе, помогающий решать комплекс задач по интеллектуальному развитию младших школьников. В   конце года были подведены итоги  всей коррекционной работы: 1.  В начале года все первоклассники имели негативное отношение к школе,  к концу – у всех детей с ОВЗ хороший уровень мотивации к школьному обучению (методика Н.Г. Лускановой);

2. В рамках работы школьного ПМПк проходило разностороннее изучение течения адаптации первоклассников: у всех обучающихся с ОВЗ отмечается частичный уровень физиологического компонента адаптации  (каждый ребёнок перенёс заболевание в адаптационный период, также наблюдалась психосоматическая симптоматика; при изучении деятельностного компонента у каждого ребёнка был выявлен ряд проблем (недоразвитие  речи, низкий уровень сформированности пространственного анализа, мелкой моторики, необходимость получения индивидуальной помощи, также были определены проблемы в эмоциональном компоненте (несформированность  социальных  чувств,недифференцированность эмоций, высокий уровень тревожности);

3. По результатам изучения социометрического статуса  2 ребёнка имеют статус «принятых», 2 – «не приняты» (имеют синдром дефицита внимания);

4. Результаты обученности: 2 человека, 50% все итоговые контрольные работы выполнили на II уровень (в школе безотметочное  обучение);

5. В конце года была проведена диагностика развития универсальных учебных действий, использовался при работе учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать», направленный на реализацию комплексного психолого-педагогического подхода к отслеживанию и оценке процесса развития каждого ребёнка. Результаты исследования показали, что в настоящий момент у детей в большей мере развиваются регулятивные универсальные учебные действия, нежели познавательные УУД.

 

Выявленные проблемы педагоги учтут при дальнейшем выстраивании работы с данными детьми и их родителями.

 

Все обучающиеся 1- х классов, в частности дети с ОВЗ, посещают кружки, способствующие развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе: « Школа мяча», « Я - исследователь», « Радуга добрых дел», « Информационная культура» и приобретают необходимые умения и навыки для участия  в спортивных эстафетах и конкурсах «Меткий стрелок», « Мчится вскачь быстрый мяч», в соревнованиях на коньках « Здравствуй, лёд», в проектной деятельности - дети принимали участие в проекте « Кошки», в художественных конкурсах - « Осенний калейдоскоп», « Авторская кукла», в региональном конкурсе по православной культуре « Ручейки добра: нравственная и культурная  красота  Православия».

Во 2-3 классах  обучалось в интегрированных классах 8 человек (во 2-х - 3 человека, в 3-х – 5 человек). Для всех этих детей были составлены и утверждены индивидуальные образовательные маршруты, в коррекционную работу активно подключены родители, учитель-логопед.

1.По итогам изучения социометрического статуса: статус « звёздочки» имеет 1 человек, статус « предпочитаемого» - 1 человек, 5 детей имеют статус « принятых», и только 1 человек «не принят» детским коллективом (по причине неопрятного внешнего вида).

2.Результаты обученности: 4 человека, (50 %) выполнили итоговые контрольные работы  по русскому языку, математике, окружающему миру на II уровень. По чтению: 5 человек, (62,5 %) по технике чтения и по пониманию прочитанного имеют I уровень (самый результативный).

3.У учащихся 3-х классов изучалась самооценка: 1 человек  имеет завышенную самооценку, 2 человека – адекватную, 1 ребёнок заниженную.

4.Детям с ОВЗ очень важно реализовывать себя не только в учении, но и в творческой деятельности. Почти все дети задействованы во внеурочной деятельности: 5 человек посещают спортивные кружки, 2 человека – кружок рисования « Цветик – семицветик».

В спортивном кружке «Будь здоров» дети совершают прогулки в лес, посещают бассейн, знакомятся  с новыми играми,   проводят соревнования на лыжах.

Дети художественного кружка познают мир прекрасного, знакомятся с различными техниками рисования, участвуют в конкурсах « Мы дети Урала», « Я рисую лето», в региональном конкурсе по православной культуре « Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия». Обучающиеся с ОВЗ – полноправные участники школьной жизни. Приятно наблюдать, как радуются их небольшим удачам родители, у которых  постепенно стираются комплексы по поводу неполноценности своего ребёнка. Проведя анкетирование родителей, мы можем сделать следующие выводы: родители «за» интегрированные классы, так как происходит общение с нормативно развивающимися детьми, что в дальнейшем стимулирует к лучшей работе, существует возможность адаптироваться в нормальном коллективе, преобладает количество положительных примеров.

Учителя школы продолжают активно повышать свой уровень  через самообразование по вопросам инклюзивного образования. Обобщали опыт работы на городском семинаре, представляя «Модель внеурочной деятельности», в том числе была представлена работа с детьми с ЗПР, обучающихся интегрировано в обычных классах, учитель - логопед представляла опыт работы с детьми с задержкой психического развития  на заседании окружного методического объединения учителей - логопедов в г.Краснотурьинск.

В этом учебном году сделаны первые шаги в создании условий  доступного образования для ребёнка - инвалида с ограниченными физическими возможностями (ДЦП), который относится к малоподвижной группе детей. Была приобретена соответствующая мебель, учителем и педагогом - психологом была выстроена программа сопровождения данного ребёнка, в работе были использованы информационные технологии обучения. Ребёнок имеет статус «принятого» в детском коллективе, с итоговыми контрольными работами справился (по чтению и окружающему миру - I уровень,  по математике и письму - II уровень. Ребёнок за год приобрёл навыки общения со сверстниками. В летний период посещал лагерь дневного пребывания при школе, участвовал в интеллектуальных мероприятиях и конкурсах, дети  принимали ребёнка в игры, оказывали помощь, конфликтных ситуаций не наблюдалось.

В Программе развития 4 нашего ОУ на 2012 - 2015 годы поставлена цель: адаптация ОУ к стандартам доступности для всех категорий детей с ОВЗ. К 2015 году запланирована разработка проекта «Безбарьерная среда» и его реализация: будут оборудованы подъезды к школьному зданию, пандусы, поручни на крыльце, входные группы, цветовое кодирование. На основании постановления Правительства  Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, наше образовательное учреждение включили в целевую ведомственную программу на 2012 год «Создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях Североуральского городского округа для обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ», направленную на создание условий по формированию универсальной безбарьерной среды, подготовку педагогов - тьюторов.

Проанализировав деятельность школы за последние три года,  можем отметить, что есть понимание того, как  реализовывать заданное направление, разработаны отдельные нормативные документы, есть реальные наработки и есть результаты, которые, конечно, не носят глобального характера, ОУ имеет богатый содержательный ресурс для развития инклюзивного подхода:   опыт 50% педагогов школы по обучению и сопровождению детей с ЗПР в классах коррекционно-развивающего обучения, 97 % педагогов прошли обучение по образовательной программе ИРО «Психолого-педагогические условия развития ребёнка с ОВЗ в образовательных учреждениях различных типов и видов», в школе есть специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ (педагог - психолог, учитель - логопед), для организации сопровождения детей  в условиях образовательного учреждения  функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), в ОУ существует система безотметочного обучения, отражающая индивидуальные продвижения ребёнка. Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, обучающихся  в обычных классах (в 2012-2013 учебном году в школе будет обучаться инклюзивно 18 детей с ЗПР и 1 ребёнок – инвалид с ДЦП).  Поэтому  на сегодняшнее время назрела  необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через  организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода; также недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей ОВЗ, привлечения их к активному участию и сотрудничеству,  важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается   неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с ОВЗ, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей  - инвалидов в школу.

 

Цель проекта: развитие условий, обеспечивающих  практику инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении для максимального удовлетворения прав детей на доступное и качественное образование.

 

Задачи:

-   создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

-   организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;

- обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы;

-    организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми  с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы;

-  совершенствовать систему оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;

-   создать  толерантную среду в общеобразовательном учреждении.

Реализация проекта рассчитана на 2012 - 2014 годы: с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с  задачами и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.

Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, педагогами,  специалистами сопровождения ОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом)

 

Участниками проекта являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители, педагоги, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед)

 

Объект исследования - совершенствование инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ

 

Предмет исследования – психолого-педагогические условия доступного качественного  образования для детей с ОВЗ

 

Гипотеза:  дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами, а также будет способствовать повышению степени социальной  интеграции данной категории детей.

 

Методы:

  • Педагогическое наблюдение.
  • Анкетирование
  • Диагностирование
  • Коррекционный мониторинг

 

Проект «Обеспечение условий доступности качественного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям - инвалидам в инклюзивной образовательной среде  МБОУ НОШ № 6»  ориентирован для решения сложной проблемы обучения  детей с ОВЗ, детей - инвалидов в условиях  общеобразовательной школы, их социальной адаптации в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Построение эффективной  модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит  решать проблемы  внутри  образовательной  среды учреждения.    Новизна работы заключается в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в обеспечении доступности качественного образования детей с задержкой психического развития и детей – инвалидов в общеобразовательном учреждении.

 

Механизм реализации проекта

Мероприятия проекта   направлены на улучшение модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

  • Нормативно-правовое обеспечение: разработка локальных актов

(внесение дополнений  в положение об инклюзивном классе, требования к рабочим программам и программам дополнительного образования, должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивную практику).

  • Финансовое обеспечение: совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
  • Кадровое обеспечение: повышение квалификации педагогов по  интегрированному (инклюзивному) образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.
  • Методическое  обеспечение: разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей - инвалидов).
  • Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования:

( размещение раздела об инклюзивном образовании детей с ОВЗ на школьном сайте, публикации, лектории; укрепление социального партнёрства, работа с общественностью).

  • Материально-техническое и учебно-методическое  оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с разными образовательными  потребностями.
  • Организация  системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей - инвалидов.
  • Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.
  • Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ