МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Винокурова Ирина Викторовна, учитель ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида №1 г.Владимира»

 

Методическая разработка урока по природоведению «Птицы зимой»

 

 

Цель: расширить представления детей о зимующих птицах.

Задачи:

- уточнить знания детей о многообразии птиц;

- совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию;

- развивать память;

- внимание;

- логическое мышление;

- речь;

- наблюдательность.

- создать атмосферу доброжелательности между учащимися разных классов;

- воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: проектор, картинки с изображением птиц, таблицы со словарными словами,ИКТ.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

- Сегодня к нам на урок природоведения вновь пришли ученики 4 «А» класса. Улыбнитесь друг другу, нам, гостям и проходите на свои места. Садитесь поудобнее и закройте глаза. (Слайд 1. звук)

У вас отличное настроение..... Дыхание ровное, спокойное.  Вы можете выполнять любые задания, отвечать на любые вопросы.....Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глаза.

 

2. Определение темы.  (Слайд 2)

- Чьи голоса вы слышали?        - Скажите, как называют птиц, которые улетают в теплые края?

- А кто из вас может назвать их?

- Как вы думаете почему они улетают в теплые края?

- А какие птицы вам часто встречаются зимой в нашей местности?

- Как называют этих птиц?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь мы свои!

- Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по книге «Зимний лес». На прошлом уроке мы с вами говорили о деревьях зимнего леса. А сегодня переворачиваем страничку и читаем все вместе тему нашего урока. (Слайд 3)

- Итак, давайте повторим, каких зимующих птиц вы уже знаете. Для этого внимательно смотрите на экран и отгадывайте загадки. (Слайд 4)

 

3. Повторение изученного материала.

- Что это за птичка? (Дятел). Скажем все вместе.

(Слайд 5) A кто из вас знает, как эту птичку ещё называют? (Санитар леса или лесной доктор).

Он своим клювом- молоточком выстукивает стволы деревьев, т.о. выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши. Дятел достает из-под коры вредителей, так он лечит деревья.

- А сейчас послушайте голос этой птицы  (Звук)

(Слайд 6) - А это что за птичка? (Воробей)

(Слайд 7) Есть такое предположение, что название воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так   называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали

спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно. Воробей кормит  своих птенцов  комарами  и мухами,  чтоб они нас не кусали.   Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу.

- А сейчас послушайте голос этой птицы. (Звук)

(Слайд 8) -   А эту птичку вы узнали? (Синица)

(Слайд 9) - Синичка - красивая птичка размером с воробья. Летом они питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы - многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае -семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и летают по лесу.

(Слайд 10) - А вот эту птицу вы точно знаете.(Сорока).

Послушайте её голос. (Слайд 11.Звук))

- А сейчас послушайте голос этой птицы. (Звук)

(Слайд 12) - А эту птичку вы узнали? (Снегирь)

(Слайд 13) Снегирь - красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками (7-9). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам с севера вместе с первым снегом.

- А сейчас послушайте голос этой птицы. (Звук)

 

4. Физминутка.

Встал воробушек на лапки 1,2,3,4,5

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо 1,2,3,4,5

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх.

 

5. Изучение нового материала.

- А сейчас сядьте поудобнее и внимательно посмотрите фильм, который для вас подготовила     Наталья Владимировна.

(Слайд 15) - Постарайтесь запомнить, о какой птице этот фильм. Что вы узнаете о жизни этой птицы. ~ Как называется эта птица? Прочитаем хором.

(Слайд 169) Клест - зимующая птица. У клеста есть голова, туловище, хвост, лапы, крылья. Все тело покрыто

перьями. У клеста необычный клюв в форме креста. Он питается семечками еловых шишек. Зимой клесты выводят птенцов.

 

6. Закрепление.

Беседа по вопросам.

- Клест- какая птица?

- Что есть у клеста?

- Чем покрыто тело птицы?

- Чем питается?

-Что у клестов происходит зимой?

-Кто составит полный рассказ о клесте?

-А как вы думаете, тяжело птицам в лесу зимой?

-Почему?

-А как нам можно помочь птицам зимой вы узнаете, отгадав загадку.

 

(Слайд 17)

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом?  (Кормушка)

 

-Давайте посмотрим из чего можно сделать кормушку.

- Мало сделать кормушку надо знать, что в неё можно положить! (Слайд 18)

- А сейчас все встали. У вас на партах лежат разрезные картинки. Соберите их и посмотрите, кто у вас получился.

- А теперь, раскрасьте картинку.( Дети раскрашивают картинки)

- А теперь нашими птицами мы оформим следующую страницу нашей книги.

 

7. Итог урока.

- А закончить урок нам хочется стихотворением. (Покормите птиц зимой...) Помните об этом ребята! Всем спасибо!