МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Винокурова Ирина Викторовна, учитель ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида №1 г.Владимира»

 

Методическая разработка урока чтения и развития речи по рассказу В.Головякина

«Как я помогал маме пол мыть»

 

 

ЦЕЛЬ: знакомство с рассказом В.Головякина «Как я помогал маме пол мыть».

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

* познакомить учащихся с новым произведением;

*  отрабатывать навык выразительного чтения;

* уточнение жанровых особенностей;

Коррекционно —развивающие:

* развитие внимания, зрительного восприятия, фонематического слуха;

* коррекция и развитие устойчивого внимания и воображения учащихся ;

* коррекция логического мышления на материале загадок;

* совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

* пополнение активного и пассивного словаря учащихся;

* развитие связной речи учащихся.

Воспитательные:

* воспитывать познавательный интерес к уроку письма и развития речи;

* воспитывать трудолюбие;

* воспитывать желание помогать.

ОБОРУДОВАНИЕ: Слоги на доске; сказочные герои виде игрушек; картинка, как мальчик моет пол; записи на доске; изображение предметов на доске; загадки, пословицы; книга длячтения Учебник для 2 класса вспомогательной школы. Авторы Барская Н.М., Ильина СЮ.

 

ХОД УРОКА :

 

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Встаньте красиво, улыбнитесь друг другу. Начинаем наш урок. Сядет тот, кто назовет мне все слоги на м, на л и т.д.

- Молодцы! Скажите, какой сейчас урок? А какой он по счету?

- Правильно, ребята!

Сегодня к нам на урок пришли гости. Обычно к нам приходил один гость, а сегодня пришли несколько гостей. Они пришли посмотреть, как мы с вами работаем на уроке. Давайте сядем красиво и постараемся правильно выполнить все задания, чтоб наши гости не разочаровались в нас.

 

2. Проверка домашнего задания.

- Кто мне скажет, что вам было задано на дом прочитать? - Правильно! Вам нужно было прочитать стихотворение « Приходите, поглядите».

- Но прежде, чем начать читать стихотворение, мы с вами немножко разомнем наши язычки и проведем артикуляционную гимнастику. Повторяйте все движения за мной!

Артикуляционная гимнастика. « Наказать непослушный язык ».

Широкий, спокойный язык пошлепать губами, произнося пя-пя-пя...

« Сделать язык лопатой ».

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, удержать так под счет от 1 до 5-10. « Вкусное варенье ». Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы. Делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. ( нижней губой не помогать).

- Теперь давайте откроем учебники на странице 54, там у вас должна быть закладка. Найдем стихотворение « Приходите, поглядите».

- Сколько раз вы читали стихотворение дома? Кто прочитал пять раз, тот и получит пятерку! Быстренько повторите, что вы читали дома, прочитайте про себя.

- Кто хочет начать читать первым? (дети читают).

- Молодцы!

 

3. Подготовка к усвоению нового материала.

а) вступительная беседа

- Ребята, вы, наверное, все видели как ваши мамы, бабушки, сестренки мыли пол, убирались по дому. А вы когда-нибудь помогали убираться по дому своим родным? Как именно вы помогали убираться? Чем вы пользовались при уборке?

б) работа с иллюстрацией

- Посмотрите в учебник, там дана картинка. Рассмотрите ее! Расскажите, что делает мальчик? Отвечайте полным ответом!

 

4. Изучение нового материала.

а) чтение рассказа учителем

- А теперь я прочитаю вам рассказ, а вы смотрите на картинку и внимательно слушайте меня!

(Учитель читает рассказ).

б) проверка первичного восприятия

- Скажите, о чем говорится в рассказе?

в) словарная работа

В рассказе нам встретились незнакомые и трудные слова. Посмотрите на доску. ( на доске ОПРОКИНУЛ ).

Давайте вместе прочитаем эти слова. Как вы думаете, что они обозначают?

( учитель дает объяснения этим словам).

- Теперь немножко отдохнем!

 

Физминутка. Мы тихонечко все встали,

За работой мы устали,

Ручки к солнышку подняли,

На носочки мы присели,

В тишине мы посидели

И за парты тихо сели.

- Немножко отдохнули и продолжаем работать.

- Ставим пальчик на первое слово и дружно начинаем читать вместе со мной. Мы прочитали с вами первую часть, а вторую часть будем читать на следующем уроке. Поставьте галочку в том месте, где мы закончили читать.

- Скажите, почему на полу оказалось много воды?

- Как мальчик решил убрать воду?

- Молодцы!

 

5. Закрепление изученного материала.

- Теперь посмотрите на доску. На доске изображены предметы. Что это за предметы? Как можно назвать их одним словом? Я прочитаю вам загадки, а вы должны их угадать. Изображения на доске будет вам подсказкой. Загадки.

 

Хохотун Егорка

Взялся за уборку

В пляс по комнате пошел

Оглянулся - чистый пол. ( веник )

 

За водой идут –

Песенки звонкие поют.

А назад идут

Слезы льют.    ( ведра )

 

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось ...      ( мыло )

 

Он охотно пыль вдыхает

Не болеет, но чихает.     ( пылесос )

 

Целый день плясунья наша

Рада по полу плясать

Где попляшет,

Где помашет,

Ни соринки не сыскать.         ( швабра)

 

- Молодцы! Ребята, а какие пословицы вы знаете о труде? ( Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; Без трудов нет плодов; Без труда нет добра; Землю красит солнце, а человека труд). Как вы понимаете эти пословицы?

- Ребята, а как называют человека, который дела боится?

-  Правильно! Его называют лентяй. Чтоб вас так не называли, что нужно делать? ( помогать маме )

 

Гимнастика для глаз.

Посмотрите на потолок, на пол, на дверь, на окошко.( 2 раза)

Посмотрите наверх, вниз, вправо, влево.( 2 раза)

Поморгаем часто-часто

Еще раз, и два, и три,

Глазки закрываем,

На парте отдыхаем. ( 2 раза )

- Теперь давайте почитаем! Коля, начинай читать. А остальные поставят пальчик на первое слово, и следит за Колей. Домашнее задание - прочитать рассказ пять раз до слова Но...

 

6. Итог урока.

- Молодцы, ребята! А теперь скажите мне, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Ребята, мне и нашим гостям очень понравилось, как вы занимались сегодня на уроке. Поэтому наши гости решили вас поблагодарить и спеть песенку. Давайте послушаем!

 

Долгожданный дан звонок-

Это кончился урок.