МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Винокурова Ирина Викторовна, учитель ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида №1 г.Владимира»

 

Методическая разработка урока развития речи «Птицы. Грач и скворец. Сравнение»

 

 

ЦЕЛЬ: Закрепление пройденного материала.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

*  обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах;

* учить находить сходства и различия различных групп птиц;

* развивать навыки применения изученных правил на практике.

Коррекционно -развивающие:

* развитие мелкой моторики рук;

* развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха;

* коррекция логического мышления на материале загадок;

* совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Воспитательные:

* воспитывать познавательный интерес к уроку письма и развития речи;

* воспитывать любовь к « братьям нашим меньшим». 

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки с изображением различных птиц (перелетных и зимующих); осколочные картинки с изображением птиц, изображение птицы на заштрихованном фоне; картинки-раскраски; цветные карандаши; цветные мелки; шарфик, чтоб завязать глаза во время игры; подарки ; Е. Худенко, И.А. Терехова « Знакомство с окружающим миром».Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3 класс.

 

ХОД УРОКА:

 

1. Организационный момент.(5 минут)

- Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, красиво. Начинаем наш урок. Кто скажет мне какой сейчас урок? А какой по счету урок? Правильно, сейчас урок устной речи! Давайте с вами немножко разомнемся.

Физкультминутка.

Птички в гнездышках сидят ( дети сидят на корточках)

И на улицу глядят, ( взгляд направлен в сторону окна)

Погулять они хотят (дети встают в полный рост)

И тихонько все летят. (дети машут руками, имитируя птиц). (2 раза)

- Ребята, пришла весна. На улице начинает все таить. И скоро к нам прилетят птицы, которые на зиму улетают в теплые края. Но к нам пришло письмо от грачей. Они передали, что они прилетят только в том случае, если мы правильно выполним все задания, которые будут сегодня на уроке. Мы же хотим, чтобы птицы к нам прилетели, правда? Ведь птицы - это наши друзья. Они уничтожают вредных жучков и червячков. Мы с вами постараемся выполнить все задания?

- Хорошо! Приступаем к работе.

 

2. Повторение пройденного материала.(16 минут )

- Первое задание, которое нам предстоит выполнить, это собрать осколки, которые лежат у вас на партах, чтоб получилась картинка.

- Скажите, изображение какой птицы у вас получилось? Расскажите мне про эту птицу (какая она по размеру, какая по окраске, чем питается, где живет и т.д.)

- Правильно, у нас получились грач и скворец. Чем похожи эти птицы? Они перелетные или зимующие?

- Посмотрите на доску! ( на доске изображения зимующих птиц).

-Каких птиц вы знаете? Чем они отличаются от грача и скворца?

Следующее задание, которое вам предстоит выполнить - составить

предложения, отобрав нужные слова.

(на доске

ГРАЧ                           прилетает, улетает

ВОРОБЕЙ                    мерзнет на морозе

ДЯТЕЛ                         красногрудый красавец

ВОРОНА                       первач весенняя птица

СКВОРЕЦ                     красноголовый

СНЕГИРЬ                     серый комочек скачет)

Необходимо провести стрелочку соответствия и полным ответом прочитать

предложение.

- Молодцы, все справились!

Следующее задание.

- Ребята, один художник нарисовал картину птицы и подарил ее нам, но картину кто-то испортил. Нам нужно с вами определить какую птицу нарисовал художник. (На доске изображение грача на заштрихованном фоне).

- А чтобы вам легче было догадаться что это за птица, я вам прочитаю загадку :

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица ... ( грач).

- Теперь давайте немного отдохнем.

 

Физкультминутка.

На березу села галка ( присесть, руки к коленям)

С дерева потом слетела ( встать, помахать руками).

На кровати спит Федот ( присесть, руки под щеку)

И с кровати не встает ( встать и развести руки в стороны)

(2 раза) - Немного отдохнули, а теперь давайте с вами поиграем! Кто хочет к доске?

 

3. Закрепление пройденного материала.( 10 минут )

К доске выходит ... (учитель завязывает ученику глаза или поворачивает его спиной к классу, а в это время показывает классу картинку с изображением скворца). Дети должны описать эту птицу, ее образ жизни, внешний вид, где живет, чем питается и т.д. Ученик, у которого завязаны глаза должен по описанию угадать ее.

- Молодцы, ребята! Очень хорошо работаете! А теперь сядьте правильно, красиво, спинка ровная и внимательно послушайте меня!

Учитель читает небольшой текст. Эту птицу узнать легко - довольно большая, темная. А по голосу узнаешь невсегда, хотя поют они очень неплохо. Питаются червячками. Живут в скворечниках. Догадались? Что это за птичка?

- Правильно, это скворец. Послушайте следующий рассказ.

Они вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птенцов. Червяки - это добыча этих птиц. Они прилетают к нам весной, они черные и у них длинный хвост. - А это что за птица? Правильно, ребята, это грач. Молодцы!

 

Гимнастика для глаз.

Поморгаем часто-часто

Еще раз, и два, и три,

Глазки закрываем,

На парте отдыхаем. ( 2 раза)

- Сейчас мы с вами раскрасим птичек, которые я вам дам. (дети раскрашивают изображения скворца и грача)

 

4. Итог урока. (4 минуты )

- Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? Каких птиц сравнивали? Что общего у скворца с грачом? Какие это птицы? Каких птиц ещё мы называли сегодня на уроке?

- Вы сегодня хорошо работали и поэтому к нам обязательно прилетят птички. За то, что вы хорошо работали вам сюрприз от птиц.( детям дается в подарок наклейки с изображением птиц).

- Урок окончен, все свободны, можете отдыхать.